Химический практикум. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Пояснительная записка

Цели курса:

  • Расширение представлений учащихся о химическом эксперименте.
  • Развитие у школьников навыков экспериментальной и исследовательской деятельности.
  • Создание условий для самоопределения учащихся, оценки возможности продолжения образования в естественнонаучном направлении.

Задачи курса:

  • Повторение материала, рассмотренного на уроках химии;
  • Создать условия для повышения теоретических знаний по химии;
  • Научить школьников безопасному обращению с химическими реактивами;
  • Преодоление формального представления некоторых школьников о химических процессах;
  • Сформировать осознанную мотивацию на выбор естественнонаучной профессии;
  • Развить учебно – коммуникативные умения и навыки школьников;
  • Создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, аккуратности, настойчивости в достижении цели;
  • Создать условия для приобретения опыта участия школьников в учебном исследовании.

Содержание курса:

Предлагаемый элективный курс по химии адресован, прежде всего, учащимся, выбирающим естественнонаучное направление в старших классах. Курс рекомендуется для проведения в рамках предпрофильной подготовки учащихся. В рамках предложенного элективного курса можно осуществить выполнение всех тех опытов, которые на уроке по тем или иным причинам не были поставлены, осуществление дополнительных с целью повторения и углубления знаний, постановка новых опытов, иллюстрирующих применение химии в быту.

Такая работа в большей степени удовлетворяет интерес учащихся, поскольку она опирается на знания, получаемые в классе, и отвечает на запросы, возникающие в процессе изучения химии.

Основными видами деятельности является практическая и экспериментальная работа учащихся: наблюдение, анализ, синтез, качественное и количественное описание объекта и его компонентов, обобщение и классификация, сотрудничество. Экспериментальная работа помогает углубить знания по химии, научить учащихся наблюдению многообразных химических явлений, приучить к самостоятельной работе в лаборатории и правильному выполнению многообразных лабораторных операций. При проведении данного курса возможны также следующие виды деятельности учащихся: устные сообщения, выполнение практических работ с элементами исследования, выполнение демонстрационных опытов, а также презентаций, подборок экспериментальных задач и др.

Итогом работы по элективному курсу станет выполнение зачётной работы, включающей качественные задания (определение состава вещества, очистка вещества, осуществление цепочек превращений, получение простых веществ из сложных).

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
  • технику лабораторных работ;
  • состав, свойства, получение и применение изученных веществ;
  • классификацию, номенклатуру, свойства, получение и применение оксидов, кислот, оснований, солей.

Уметь:

  • Осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и лабораторный эксперимент.
  • Получать изученные газы, собирать их в сосуд, распознавать и исследовать их свойства.
  • Работать с растворами различных веществ.
  • Определять качественный состав вещества, распознавать и получать вещества.
  • Работать в группе.
  • Организовывать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно – популярной литературой.
  • Наблюдать и объяснять наблюдаемые явления, происходящие в природе, лаборатории и в повседневной жизни.
  • Определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, её обработки и оформления.

Программа элективного курса «Химический практикум»

Тема № 1. Ведение – 2 ч.

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Лабораторное оборудование и работа с ним. Правила по технике безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Хранение реактивов в химической лаборатории и правила безопасной работы с ними.

Тема № 2. Вещества и смеси. Очистка веществ (разделение смесей) – 6 ч.

Изучение физических свойств индивидуальных веществ. Простейшие измерения в химии: определение массы, плотности, объёма, температуры. Основные приёмы лабораторных операций с веществами. Виды смесей и способы их разделения. Перегонка. Адсорбция. Фильтрование, выпаривание. Хроматография. Возгонка.

Практические занятия:

  • Очистка поваренной соли от речного песка.
  • Очистка чернил адсорбцией.
  • Разделение смеси глины и медного купороса.
  • Проведение простейших лабораторных действий с химическими веществами.

Тема № 3. Растворы – 7 ч.

Растворы. Растворимость веществ. Насыщенные и перенасыщенные растворы. Молярная концентрация растворов. Кристаллогидраты.

Практические занятия:

  1. Установление растворимости веществ от различных факторов.
  2. Выращивание кристаллов из насыщенных растворов.
  3. Приготовление растворов заданной молярной концентрации.
  4. Определение массы воды в образце кристаллогидрата.

Тема № 4. Химия веществ – 19 ч.

Способы получения и собирания газов. Химические свойства водорода и кислорода. Понятие о катализаторах. Индикаторы. Оксиды и их классификация. Кислоты, классификация. Основания, классификация. Соли, классификация. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Генетическая взаимосвязь между классами неорганических соединений.

Практические занятия:

  1. Получение и собирание кислорода разложением перманганата калия и изучение его свойств.
  2. Получение кислорода каталитическим разложением пероксида водорода.
  3. Получение, собирание и обнаружение водорода.
  4. Исследование реакции растворов различных веществ универсальным индикатором.
  5. Получение гидроксида меди (II) и изучение его свойств.
  6. Получение хлорида железа (II) различными способами.
  7. Получение гидроксида алюминия и доказательство его амфотерности.
  8. Распознавание карбонатов и хлоридов.
  9. Выделение зелёного красителя при помощи метода хроматографии.
  10.  Решение экспериментальных задач по всему курсу.
  11.  Итоговое занятие.

Приложение 1.

Литература:

  1. Габриелян О. С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008 г.
  2. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2004 г.
  3. Маршанова Г. Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2003 г.
  4. Софронов С. В., Суровцева Р. П. Техника и методика проведения химического практикума. – М.: МИПКРО, 1992 г.
  5. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002 г.