По дороге повторения. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • в игровой форме обобщить знания детей по темам "Безударные гласные, проверяемые ударением", "Проверяемые согласные на конце слова", "Разделительный мягкий знак", "Предложение";
  • формировать умения устанавливать причинно- следственные связи, развивать монологическую речь учащихся;
  • воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей.

Оборудование для учителя:

  • карточки - названия станций путешествия;
  • зашифрованный словарь;
  • карточки с заданиями. (З.И. Соловьева." Русский язык. Карточки для опроса учащихся .2 класс". "Вербум-М" 2001 г.)

Для учащихся:

  • тетради по русскому языку,
  • учебник "русский язык. 2 класс" Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

(На доске схема маршрута путешествия. Карточки с названиями станций закрыты).

У.Начинаем наш урок. Сегодня у нас урок- путешествие по дороге повторения. Это наш маршрут. По пути следования мы будем открывать названия станций и выполнять предложенные задания. Поможет нам в путешествии Паровозик из Ромашково.

А теперь в путь!

(Названия станций: 1."Чистописание",2. "Словарь", 3. "ответь на вопрос", 4. "Почтовая", 5. "Самостоятельная", 6. "Итоговая",7. "Финишная") Вот и первая станция. Откройте её название.

Д. "Чистописание"

У. Посмотрите на доску. На какую орфограмму эти слова?

(На доске: б.рьба, б.рец, б.роться,в.евать.)

Д. "Безударная гласная, проверяемая ударением".

У. Что еще можно сказать об этих словах?

Д. В этой строке есть однокоренные.

У. Назовите корень и подберите проверочное слово. Какое слово лишнее?

Д. Корень - бор- . Проверочное слово - борется. Лишнее- воевать. У него другой корень.

У.Как вы думаете, какую букву возьмем для чистописания?

Д. б

У. Что можно сказать об этой букве?

Д. Обозначает согласный твердый звук б и согласный мягкий звук б

У. Запашите чистописание в тетрадь и продолжите цепочку букв.

Д. Записывают и продолжают цепочку.

У. Мы едем дальше. Вот и вторая станция. Как она называется?

Д. "Словарь".

У. Посмотрите, вот ромашка. Её лепестки- зашифрованные слова. Нужно их назвать, записать, сделать пометки.

(Зашифрованы слова: .Москва, ученик, Россия, русский, учитель. Вопросы в лепестках: 1. Столица нашей Родины.2. Школьник- по-другому. 3. Название нашей страны. 4. Житель нашей страны. 5. Кто ведет урок? Номера на лепестках ромашки учитель расставляет по своему усмотрению).

У. Как называется книга, в которой записаны все подобные слова?

Д. Словарь.

У. А теперь мы приехали на 3 станцию. Нас встречает робот. Нужно быстро ответить на вопросы, которые спрятаны в частях робота. Не забывайте про примеры.

Д. Отвечают на вопросы: где в слове пишется разделительный ъ? Что вы знаете о предложении? Как проверить безударную гласную в корне слова? Назови способы проверки парных согласных. Когда пишется разделительный ь? Как проверить парные согласные на конце слова? У. С заданиями робота вы справились. Теперь поедем дальше. Четвертая станция :

Д. "Почтовая". У. Здесь нас ждет письмо и кроссворд. Давайте вместе отгадаем, подберем проверочные слова, а потом запишем и подчеркнем орфограммы.

Д. Отгадывают кроссворд по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова". Записывают слова и подчеркивают орфограммы.

Вопросы:

По вертикали:

1. Циркуль выпущу из рук,
Начертив огромный:.

3. Он, видно, не очень хорош,
Коль от него услышишь: .

5. На столе у Димы глобус игрушечный:.

6. У нас в саду, к сожалению, нет Яблонь чудесного сорта :

8. Я собою очень горд, Смог испечь огромный:

По вертикали:

2. Чтобы в цель попасть не раз, Зоркий требуется :.. .

9. Вот лежит и бел,и чист На столе бумажный :.. .

4. Вид печален,голос тонок. Просит молока :. .

6. Такой вопрос предельно прост:
Ты знаешь собственный свой :.. ?

7. Все перетрут Терпение и :

Ответы:

По горизонтали: 1. Круг. 3. Ложь. 5. Автобус. 6. Ранет. 8. Торт. 9. Друг.

По вертикали: 2. Глаз. 3. Лист. 4. Котенок. 6. Рост. 7. Труд.

У. А теперь перейдем к письму. В нем 4 послания. Прочтем их и выполним задания.

Послание 1.

Гласные и согласные буквы и звуки.

1. Напиши предложения так, чтобы получился рассказ. Ребята рады весне. Ярко светит солнце. Звонко поют птицы. Пришла весна. 2. Во 2 и 3 предложениях поставь знак ударения над словами и подчеркни главные члены. 3. В предложении Звонко поют птицы подчеркни слог с мягким согласным.

Послание 2.

Ь знак в середине слова.

1. Вспомни, как переносятся слова с ь знаком в середине слова. 2. Раздели слова для переноса. Учительница, проверьте, пальто, огоньки, апрельский, школьники.

Послание 3.

Разделительный ь знак 1. Расскажи,когда в словах пишется разделительный ь знак. Приведи примеры. 2. Спиши предложения. Подчеркни в словах разделительный ь знак. Ученье - путь к уменью. Ученье - свет, а не ученье - тьма. Друзья познаются в беде. 3. В каких словах ты не подчеркнул (не подчеркнула) ь знак. Почему?

Послание 4.

Ударные и безударные гласные. 1.Как проверить безударную гласную в слове? Приведи примеры, изменив число слова. Образец: стрижи-стриж, гнездо - гнёзда. 2. Проверь гласную. Напиши проверочное слово. Ств..лы-:.,з..мля- :., р..ды-:.,ст..на-:.,дер..во- :., ..кно- :., гр..чи- :., оз..ро-: .

Д. 4 ученика выполняют задания по карточкам. Остальные работают по вариантам.

У. Следующая станция пятая. Называется :..

Д. "Самостоятельная".

У. Откройте учебник русского языка и выполните упражнение №6.

Д. Выполняют упражнение по заданию.

3. Итог урока.

У. Мы приехали на 6 станцию - "Итоговую". Ответьте, по каким темам мы путешествовали?

Д. Отвечают, перечисляя темы.

У. Теперь осталось только задать домашнее задание: стр. 90, упр. №8.

На этом наш урок-путешествие закончен. (Открывает последнюю станцию - "Финишную").