Планирование - одно из направлений управления качеством образования

Разделы: Администрирование школы


Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание и планирование. Качественное сочетание этих двух параметров способствует повышению качества управленческой деятельности.

Планирование – это действие, в результате выполнения которого определяют , какие результаты предполагается получить в будущем

( ставят цели), какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены, т.е. устанавливается, что когда и как должно быть сделано. Спланировать будущую деятельность- значит определить цели, состав, структуру и сроки выполнения действий, необходимых для их достижения. Планы служат основным средством управления:

  • деятельностью педагогического и ученического коллектива;
  • деятельностью всех объектов школы;
  • обеспечением условий для достижения запланированных результатов.

Намеченные планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и возможности, последствия принимаемых решений.

Принципы планирования;

  • гуманизм;
  • демократизация, т.е. активное участие всех субъектов образовательного процесса во внутришкольном планировании;
  • научность, аналитичность.
  • системный подход;
  • перспективность, направленность на конечный результат.
  • преемственность;
  • ритмичность (равномерное распределение дел в течение года)
  • конкретность;
  • реальность;
  • динамичность;
  • принцип главного звена( выбор главных задач на учебный год).

Рассмотрим методику подготовки и составления годового плана работы.
При разработке плана необходимо соблюдать три условия:

  • учет уровня , на котором находилась школа к началу планирования;
  • четкое планирование задач, которые школа должна решить к концу учебного года;
  • выбор эффективных путей и способов деятельности.

Методика подготовки годового плана работы МОУ Щелковского лицея

Первый этап.
Его цель: накопление материала о влиянии внутришкольного управления и результаты обучения и воспитания учащихся, анализ собранного материала по схемам. (см. Приложение 1.)

Общие требования к анализу:

  • четкость построения;
  • логическая последовательность изложения;
  • аргументированность;
  • точность оценок, исключающая возможность субъективного толкования;
  • доказательность выводов;
  • установление причинно- следственных связей;
  • обязательное применение средств наглядности ( графиков, таблиц, диаграмм).

Источники информации:

  • итоги диагностики учебных результатов, образовательного мониторинга, итоговой аттестации выпускников, ЕГЭ.
  • материалы психологических и социологических исследований учащихся, учителей и родителей;
  • справки по итогам проверки школьной документации;
  • статистические документы;
  • журналы по технике безопасности и т.д.

Второй этап.
Составление проекта плана. Обсуждение его на расширенных заседаниях предметных кафедр и центров.

Третий этап.
Рассмотрение плана директором лицея и его корректировка.

Четвертый этап.
Утверждение на августовском педсовете. План становится документом, обязательным для исполнения.

Структура годового плана работы МОУ Щелковского лицея

Введение: Анализ работы за предыдущий учебный год и задачи на новый учебный год.

Содержание анализа работы.

  1. Анализ выполнения основных задач.
  2. Анализ выполнения учебного плана, рабочих программ, в том числе углубленного изучения предмета, реализация лицейского компонента.
  3. Характеристика, направления и итоги работы методических служб лицея.
  4. Повышение квалификации и итоги аттестации учителей.
  5. Характеристика и достижения педагогических кадров.
  6. Обобщение опыта учителей с характеристикой используемых ими педагогических технологий и социальной активностью в мероприятиях различного уровня.
  7. Анализ посещенных уроков.
  8. Анализ учебного оборудования и состояния кабинетов.
  9. Успешность обучения по итогам внутришкольного контроля. Сравнительный анализ за три года.
  10. Сравнительная характеристика профильных классов и классов начальной школы.
  11. Сравнительный анализ результатов итоговой аттестации и ЕГЭ.
  12. Анализ итогов районных и областных предметных олимпиад.
  13. Качество знаний учащихся по ступеням обучения.
  14. Научно-исследовательская и проектная деятельность.
  15. Связь с Вузами.
  16. Инновационная деятельность.
  17. Работа ГПД.
  18. Итоги проверки школьной документации.
  19. Социальный паспорт лицея.
  20. Анализ воспитательной деятельности лицея.( см. Приложение)
  21. Анализ состояния безопасности и антитеррористической защищенности.
  22. Анализ деятельности по предупреждению травматизма.
  23. Анализ работы органов государственно- общественного управления лицеем.
  24. Итоги финансово- хозяйственной деятельности.
  25. Задачи лицея на новый учебный год.

Раздел 1. Система управления и контроля

1.1. Функциональные обязанности администрации.
1.2. Совещания при директоре.
1.3. Заседания Управляющего Совета лицея.
1.4. Заседания педагогического совета.
1.5. Общешкольные родительские собрания.
1.6. Руководство и внутришкольный контроль.

Раздел 2. Научно-педагогическая работа

2.1. Структура методических служб.
2.2. Основные направления работы над единой методической темой. Инновационная деятельность..
2.3. Повышение квалификации учителей. Аттестация.
2.4. Обобщение передового педагогического опыта.

Раздел 3. Организационно-педагогические мероприятия

3.1. Работа по преемственности лицея и детских садов.
3.2. Обеспечение учебниками.
3.3.Организация всеобуча.
3.4. Охрана здоровья и труда.
3.5. Финансово-экономическая деятельность.

Раздел 4. Воспитательная работа

Приложения:

  1. План работы научно-методического центра.
  2. Планы работы методических центров и кафедр.
  3. План работы библиотеки.
  4. Календарный план работы лицея.
  5. План основных воспитательных мероприятий.
  6. План работы научного общества учащихся.
  7. Планы научной работы кафедр.