Современный рынок труда

Разделы: Школьная психологическая служба


За последнее время неузнаваемо изменился рынок труда. Появились новые отрасли и новые профессии. Бурное развитие социально-экономической сферы привело к изменению спектров профессий, пользующихся спросом на рынке труда. Меняется содержание труда некоторых профессий, возникают новые и просто изменяются названия привычных профессий.

Цель: Ознакомить учащихся с потребностями рынка труда, скорректировать уже имеющиеся и дать новые знания о современных профессиях.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности человека и новыми формами организации труда в условиях рынка, развития многообразия форм собственности, предпринимательства и общественного труда.
  • Показать актуальность выбора профессии.
  • Информированность учащихся о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда Кулебакского района.

Оборудование: Профессиограммы профессий, кроссворд, выставка книг, посвященных людям разных профессий, справочники “Куда пойти учиться?

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. Значительным толчком к появлению новых профессий, к коренному изменению содержания старых явилась современная научно-техническая революция, которая проникла во все сферы жизни человека.

Вопрос “Кем быть?” – жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий, сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для общества и соответствующей его запросам и интересам.

II. Актуализация знаний учащихся

– Сегодня мы повторим и закрепим наши знания о разных профессиях, кто-то услышит названия новых профессий, кто-то увидит знакомые профессии. Познакомившись с многообразием мира профессионального труда и получив представление о методике его познания и анализа, ученики обретут возможность расширить узнаваемый мир профессий и сознательно выбирать подходящую для себя трудовую деятельность. У них неизбежно появятся вопросы: А где я буду работать? Кому нужен мой труд? Что меня ожидает?

Давайте совершим небольшое путешествие в мир профессий и разгадаем кроссворд. Приложение 1
Разгадав кроссворд, высвечивается ключевое слово – профессия.

III. Формирование учебной мотивации

Учитель читает стихи. Ребята задумайтесь о будущем. Поверьте – будущее начинается сегодня.

У меня растут года
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?

IV. Создание проблемной ситуации

– В разные времена количество профессий значительно менялось. Именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий.

Помните в известной сказке Пушкина:

Пошел поп на базар,
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда,
Идет, сам не зная куда?

– Что искал на базаре поп?

Нужен мне работник,
Повар, конюх, плотник.

Хитрый поп искал одного работника, способного заменить троих. Да и к тому же не слишком дорогого.
На современном языке желание Пушкинского попа звучит так: “Требуется специалист широкого профиля”.

V. Определение темы исследования

– Тема нашего исследования – Современный рынок труда.
Наша задача сегодня изучить рынок труда. Убедиться, что выбираемая Вами профессия пользуется спросом и сможет выдержать конкуренцию на рынке труда.

VI. Интерпретация полученных данных.

– Сегодня вы выступаете в роли специалистов: психологов, СМИ, школьных врачей, экспертов-профконсультантов.

Психолог озвучит, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо задуматься над формулой, которую условно назвали “ХОЧУ” – “МОГУ” – “НАДО”.

Ребята, как вы думаете, что такое “Хочу”, “Могу”, “Надо”?

Первое неизвестное формулы – “ХОЧУ”. Выбирая профессию, определите, что вам интересно, и чем бы вы хотели заниматься.

Второе неизвестное формулы – “МОГУ”. Если Вы обладаете профессионально важными качествами, которые предъявляет профессия к человеку, то сможете достигнуть высокого уровня профессионального мастерства.

Третье неизвестное – “НАДО”. Это востребованность профессии на рынке труда.

Помните, что жизнь не стоит на месте и рынок труда меняется очень быстро, а вместе с изменениями в экономической ситуации происходят изменения в профессиях и потребностях в них.

Представитель СМИ познакомит с информацией о востребованности профессий на рынке труда Кулебакского района.

Это профессии: электросварщик, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник, разметчик, воспитатель д/с, фрезеровщик, водитель автомобиля, кондуктор, продавец, подручный сталевара, токарь, швея, газорезчик, электрик, столяр.

– Какие же профессии востребованы? (Рабочие профессии.)

Задача врача – установить соответствие здоровья человека требованиям, предъявляемым той или иной профессией.

Есть ряд специальностей, которые предъявляют даже к физически крепким людям особые требования. Здесь здоровье должно быть устойчивым, прочным, “качественным” В первую очередь это профессии, связанные с работой в экстремальных условиях: космонавты, пилоты, специалисты МЧС, представители военных профессий. Для них проводится специальный отбор, учитывающий степень физического развития человека.

– Каковы же условия крепкого физического здоровья?

Дети:

– Закаливание организма
– Занятия спортом
– Соблюдение режима труда и отдыха
– Рациональная организация досуга
– Отказ от употребления алкоголя, никотина и наркотиков.

Эксперты озвучат такие вопросы:

– Какие профессии сейчас самые популярные и перспективные? (Связи с общественностью, менеджмент, финансы и кредит, журналистика.)
– Самые престижные профессии? (Работники медицины, учителя) – по изучению общественного мнения. Профессии, которые вызывают у Россиян наибольшее уважение, в реальности наименее финансово благополучны.
– На кого пойти учиться, чтобы лет через 5 стать самым востребованным? (Имиджмейкер, коучер, медиапланер, хоум-менеджер. фуд-стилист.)
Появились профессии с необычными, непонятными названиями… Давайте попробуем определить, что они из себя представляют, чем занимаются эти специалисты.
– Народная мудрость гласит: “Все новое – это хорошо забытое старое”.
Почету профессия юриста сейчас не востребована?
Где получить информацию о профессиях?

VI. Выводы по результатам исследовательской работы

Познакомившись с многообразием мира профессионального труда и получив представление о методике его познания и анализа, учащиеся обретают возможность расширить узнаваемый ими мир профессий и сознательно выбирать подходящую для себя трудовую деятельность.

Не надо ограничиваться приобретением лишь одной профессии, поскольку в нестабильном обществе со смутными социально-экономическими прогнозами выгоднее иметь несколько профессий. И постепенно человек может освоить и получить дипломы по 2 – 3 профессиям и тогда он будет достаточно конкурентоспособным. Заметим, что расширение своего профессионального кругозора – это мировая тенденция.

Список литературы:

  1. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1998, 280 с.
  2. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. М.: Глобус. 2009, 382.с. 5–9 кл., 9–11 кл.
  3. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. М.: Просвещение, 2001, 192 с.
  4. Фадеева Е.И., Ясекевич М.В. От выбора профессии к успеху в жизни. УЦ Перспектива, М., 2008, учебное пособие, 182 с.
  5. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1989, 123 с.
  6. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993, 168 с.