Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений в формировании театральной культуры детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В 2009 году наш город был удостоен звания “Лысьва – месторождение культуры”. Действительно, у нас много учреждений, в которых учат понимать искусство музыки, танца, живописи, театра, воспитывают уважение к истории города, культуре нашего народа. Это и музеи, и музыкальная школа, и школа искусств, и, конечно же, Лысьвенский драматический театр, который знаменит не только своими постановками, но и традиционным проведением фестиваля театров малых городов России.

“Театр – это такая кафедра, с которой можно сказать миру добра”
(Н.В. Гоголь).

Первое соприкосновение с культурой и искусством ребенок получает в семье. Второй ступенью, на которой дети знакомятся с азами различных видов искусств, элементарными правилами поведения является дошкольное образовательное учреждение, так как “..нельзя понять сразу сложное, не поняв ранее простого” (Д.С. Лихачев).

Первой элементарной формой синтетического искусства доступной детям является музыкальная игра-драматизация в младшем дошкольном возрасте и театрализованная деятельность в старшем. Данный вид деятельности позволяет педагогам решать не только исполнительские, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые задачи.

Для каждого ребенка театр может быть представлен, как вид искусства, с которым он соприкасается, как зритель, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Психолого-педагогические исследования убедительно показали, что обе роли и зрителя, и актера являются для ребенка значимыми.

Будучи участником районно-методического объединения музыкальных руководителей я знаю, что многие педагоги дошкольных образовательных учреждений, понимая важность театрализованной деятельности в духовном, нравственном и эстетическом развитии детей дошкольного возраста создают театральные кружки, студии, вводят дополнительные факультативные занятия, создают свою детскую театральную субкультуру.

Коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения разработал и реализовал проект “Театр социального развития “Мы”, идея которого заключалась в том, чтобы средствами театрализованной деятельности содействовать решению задач социального развития.

Конечным результатом проекта стал театральный фестиваль, на который были приглашены дети старшего дошкольного возраста из близлежащих дошкольных образовательных учреждений. С целью содействия раскрытию темы “Взаимоотношение в семье” была представлена инсценировка по мотивам сказки В. Рогалева “Что такое мама?”. Сказку С.Я. Маршака “Теремок” и отрывок из сказки “Чудо-репка”, направленные на содействие раскрытию темы “Дружба”, поставила профессиональный педагог – режиссер, актриса драматического театра, которая на протяжении 10 лет является руководителем творческого объединения детского сада “Елочка”.

Зрители получили возможность познакомиться с новыми сказочными героями, прочувствовать и оценить их поступки, выразить свой эмоциональный отклик на театральное действие. Маленькие актеры стали сказочными героями, поверили в себя и получили заслуженные аплодисменты. Предварительно, как с гостями, так и с артистами были проведены беседы-диалоги на тему: “Культура поведения в театре”; “Роль зрителя в процессе спектакля”; “Мы настоящие актеры”; “Знаем, чувствуем, расскажем”. В завершении фестиваля педагоги одного из дошкольных образовательных учреждений пригласили наших детей на премьеру музыкальной сказки “Стрекоза и Муравей” И.А. Крылова, постановка которой имела художественно-эстетическое направление в развитии детей. По окончании сказки с детьми – зрителями были проведены беседы, направленные на характеристики героев, передачу игрового образа средствами речи, пения, игры на музыкальных инструментах, музыкального движения, костюма.

Таким образом, дети на практике прочувствовали себя в роли и зрителей, и артистов. Увидели новые театральные постановки, имеющие социальную и художественно-эстетическую направленность. Закрепили знания об элементарных правилах поведения, получили новые эмоции, познакомились с театральной культурой другого дошкольного образовательного учреждения.

“ Искусство в самом глубоком смысле человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ”
(Л.Н. Толстой).