Комплексный подход к организации адаптационного периода в средней логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, детей-инвалидов, детей со сложной структурой дефекта

Разделы: Работа с дошкольниками


За последнее время всё большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Речевая недостаточность у детей младшего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации.

Каждый год, в период 2005-2009 гг., в, логопедическую группу МДОУ д/с №12 “Ладушка” г.Тихорецка Краснодарского края поступало по 6–7 детей с ОНР I, II, уровней более половины из них имели общее недоразвитие речи на фоне выраженной неврологической симптоматики, а трое детей – дети инвалиды:

  • ДЦП. Тяжёлая форма дизартрии, низкая сформированность когнитивных функций, нарушение осанки, координации, расходящееся косоглазие.
  • Открытая ринолалия (дооперационный период), гипердинамический синдром.
  • Открытая ринолалия (послеоперационный период), низкая сформированность когнитивных функций, гипотрофия, анемия I, II, степени.

При аномальном развитии недостаточность формирования тех или иных (речи, моторики, зрения, слуха), а так же регуляторных систем приводит к недоразвитию, задержке или нарушениям формирования всех зависящих от них функций.

Программы рассчитаны на пребывание ребенка с общим недоразвитием речи 2, 3 уровня в логопедической группе с 4-летнего возраста. Контингент детей с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровней, отобранных в логопедическую группу с 2005-2009 год, неоднороден по психическому, неврологическому, социальному статусу. Из 100% - отобранных детей - 70% - имеют сопутствующие соматические, неврологические заболевания, психологические отклонения, сюда же входят дети-инвалиды.

Начиная работу с такими детьми, 1-го года обучения, мы столкнулись с необходимостью проведения определенной подготовительной, адаптационной работы к основному курсу коррекционно-логопедической программы.

Комплексный подход к организации адаптационного периода заключается в следующем:

1. Обследование. Заполнение речевых карт (приложение №1. Речевая карта), карт индивидуального речевого развития (приложение №2), на их основе - планов индивидуальной логокоррекционной работы на учебный год (приложение №3), для детей-инвалидов - программа комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения (приложение №4).

2. Мониторинг психолого-социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи, детей-инвалидов ведется учителем-логопедом совместно с воспитателем, педагогом-психологом, старшей мед.сестрой. Заполняется каждую неделю по 5-ти бальной системе (приложение 5. Психолого-социальная адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи, детей-инвалидов, детей с низкой социальной адаптацией, детей-группы риска.)

3. Система игр и упражнений, построенных на их основе вводных логопедических занятий, в объёме логопедического обследования.

Приложение №6. Чистоговорки и стихотворения для средней группы.

Приложение №7. Артикуляционная гимнастика с движением “Сказка о весёлом язычке”

Приложение №8. Сказка “о поющихся звуках”.

Приложение №9. Схемы - символов гласных звуков.

Приложение №10. Образцы логопедических занятий адаптационного периода.

Приложение №11. Перспективное планирование логопедической коррекционной работы в средней логопедической группе.

4. Организация предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Основные положения коррекционной работы в адаптационный период.

Карта индивидуального речевого развития разработана на основе методики обследования Конёнковой Н.Д. 2005 г. Каждый раздел (их всего 9) оценивается по 5-ти бальной системе с указанием даты обследования (приложение №2). Внизу ставиться общее количество баллов, на обратной стороне строится график по данным обследования. Динамика речевого развития ребёнка отслеживается путём сопоставления графиков.

Появилась необходимость проводить мониторинг психолого-социальный адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи 1-го, 2-го уровней, дети-инвалиды, дети со сложными комплексными нарушениями, дети группы риска. Предусматривается совместное обследование данных детей учителем-логопедом с педагогом психологом, воспитателем, медсестрой в течении 1-го, 2-го, 3-го месяца пребывания ребёнка в ДОУ, при необходимости и далее. Построенные графики раскрывают особенности, степень адаптации или не адаптации ребёнка (приложение №5).

Подбор системы игр заданий, упражнений и разработанных на их основе образцов занятий пропедевтического характера к основному курсу коррекционно-логопедической программы.

Ребёнка с речевыми нарушениями, сложной структурой дефекта, низкой адаптацией и т.д. необходимо ввести в систему специально организованной деятельности: игровые занятия, упражнения на базе сохранных анализаторных систем. Цель данной деятельности - это формирование положительного, эмоционально-позитивного отношения ребёнка к себе, взрослым, другим детям, ощущение значимости своей личности, понимание, что его любят, слушают, стараются понять, ценят всё, что он скажет, сделает; готовы ему помочь и поддержать; стимулирование его речевого, познавательного развития, улучшение социальной адаптации.

Задачи адаптационных игр, упражнений, занятий:

  1. Установление контакта с ребёнком на основе личностно-ориентированного подхода; включение нового ребёнка в систему межличностных отношений в группе между детьми.
  2. Стимулировать, речевую, познавательную, двигательную активность ребёнка.
  3. Уменьшать значение жестовой речи для ребёнка, если она есть.
  4. Привлечь внимание ребёнка к пониманию речи взрослого, простых вопросов, инструкций.
  5. Начать работу по развитию артикуляционной, мелкой моторики, над правильным дыханием.
  6. Начальный этап развития фонематического восприятия (учить ребёнка вслушиваться в окружающий его мир речевых и не речевых звуков, различать их, пытаться воспроизвести).
  7. Включаться в ситуативную речь, коллективную речевую деятельность. Учить навыкам ведения диалога.
  8. Активизировать свои произносительные навыки, стремиться к построению собственного речевого высказывания.
  9. Стимулировать развитие психологической базы речи: все виды восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.

Учителем-логопедом МДОУ №12 “Ладушка” Туровой Н.И. разработана и успешно внедрена система речевых заданий пропедевтического характера для детей с тяжелыми нарушениями речи первого года обучения:

1. Упражнения для развития правильного диафрагмального дыхания

2. Упражнения для формирования произносительных, голосовых навыков, навыков звукоразличения.

    (Приложение №6. Чистоговорки и стихи для детей средней группы.

    Приложение №7. Артикуляционная гимнастика с движениями рук

    “Сказка о весёлом язычке”

    Приложение №8. Работа над гласными звуками

    “Сказка о поющихся звуках”.

    Работа над согласными звуками

    “Сказка о двух братьях”.

    Приложение №9. Схемы-символы гласных звуков.

3. Образцы конспектов занятий. (Приложение № 10.)

Развитие речевого дыхания

Цель упражнений:

- познакомить детей с особенностями речевого дыхания;

- формировать умения и навыки правильного пользования речевым дыханием;

- отработка длительного выдоха.

В ходе выполнения данных упражнений педагогу необходимо обращать внимание на дозировку упражнений, следить , чтобы дети производили вдох и выдох без напряжении, плавно, не поднимая плеч при вдохе, не втягивая живот при выдохе. В процессе упражнений детей необходимо учить рационально расходовать воздух при выполнении любых речевых упражнений. Все упражнения на дыхание нужно начинать с выдоха. Логопед встаёт перед детьми, правую руку кладёт на область диафрагмы, левую - на пояс. Делает вдох через нос (рот закрыт), не напрягаясь. Выдыхаем через нос. Далее логопед предлагает выполнять упражнения всем вместе: встать прямо, спину выпрямить, правую руку положить на область диафрагмы, левую - на пояс. Выдох. Вдохнуть через нос, рот закрыт, плечи не поднимать. Выдыхаем через нос. Упражнение повторить 2-3 раза. Закрепление навыка полноценного речевого дыхания осуществляется с опорой на рисунок (схему), на котором изображена “звуковая волна” красного цвета, т.к. отрабатываются гласные звуки, и схемы-символы гласных звуков.

“Звуковые волны” гласных звуков”

Детям предлагается найти глазами верхнюю точку, мысленно в воздухе или в действительности (как лучше ребёнку) поставить на неё указательный палец правой руки и начать произносить, не прерываясь, звук А( У, О, И, Ы, Э) на одном дыхании, сопровождая его движением указательного пальца правой руки в заданном (умеренном) темпе до нижней противоположной точки.

Затем также поставить в воздух или на картинку указательный палец левой руки на нижнюю точку и произносить, вернуться назад. “Звуковые волны” гласных звуков обозначаются красным цветом.

“Звуковые волны согласных звуков”

Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рисунок, на котором изображена “звуковая волна” синего цвета (т.к. отрабатываются твёрдые согласные звуки), “звуковая волна” зелёного цвета (т.к. отрабатываются мягкие согласные звуки).

Работа над произношением начинается с разучивания артикуляционной гимнастики. Учитель-логопед Турова Н.И. предлагает артикуляционные упражнения проводить в форме “Сказки о весёлом язычке” и одновременно с движениями кистей рук, которые имитируют движения челюстей, языка, губ.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, раскрепощены, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику. После артикуляционной гимнастики логопед предлагает проводить пропевание рядов гласных по мере усложнения (с развитием силы голоса).

А – У
А – У – И
А – У – И – О – Э и т.д.
Произношение звуков сочетать с показом схем – символов гласных звуков.
АУ (громко) ау (тихо)
ОХ (громко) ох (тихо)
ТУК (громко) тук (тихо)
ГАВ - ГАВ (громко), гав - гав (тихо)
МЯУ – МЯУ (громко), мяу – мяу (тихо) и т.д.
Произношение звуков сочетать с элементами звукоподражания и можно сопровождать показом картинок

Далее логопед предлагает перейти к проговариванию, заучиванию (можно с отхлопыванием, отстукиванием) чистоговорок, потешек, простых стихотворений. Они способствуют развитию слуховой, речедвигательной памяти, снимают напряжения в артикуляционном аппарате, развивают способность к переключению, речевую эмоциональность, создают благоприятный фон для занятия. Произношение желательно сочетать с показом подходящих по смыслу сюжетных, предметных картин.

Для активизации, стимулирования, но и облегчения построения детьми собственного речевого высказывания учитель-логопед Турова Н.И. предлагает усовершенствованные графические схемы построения высказывания.

Образцы графических схем

Такого рода линейная “запись” даёт детям опору для построения собственной простой фразы, отвлекает от жестовой речи. Сначала логопед составляет схему высказывания, озвучивает её, затем дети сами начинают составлять высказывания из предложенных схем-символов. Опираясь на графические схемы, можно стимулировать собственное речевое высказывание путем договаривания за взрослым, выстроить короткие рассказы.

На основе данного практического материала и в рамках объёма логопедического обследования дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи логопед Турова Н.И. предлагает образцы конспектов занятий.(приложение № 10) Они могут проводиться 2–3 раза в неделю в течении 15 = 20 минут. Работа на занятиях ведётся по следующим направлениям:

  1. Ситуации общения.
  2. Сенсорное развитие.
  3. Работа над звуковой стороной речи.
  4. Лексико-грамматические игры, упражнения.
  5. Развитие связной речи.

Также, автором было разработано и апробировано адаптированное перспективное планирование логопедической работы в средней группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи на основе базовых программ Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной “Система обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 4-6 лет.”, Н.В.Нищевой “Программа коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе”. (Приложение №11)

Коррекционная работа не ограничивается логопедическими занятиями, поэтому в группе и логопедическом кабинете целесообразно создать предметную среду, отвечающую развивающим целям, учитывающую интересы и познавательные потребности ребёнка дошкольника.

Обстановка логопедического кабинета и группы должна быть направлена на активизацию речи, стимуляцию речевого общения, речевого творчества. В логопедическом кабинете предлагается создать “центры стимуляции речевой активности детей”: новые иллюстрации по лексической теме недели, кукла-персонаж, сюжет новой игры по лексической теме, объекты живой и неживой природы, театральные декорации, куклы, зона двигательной, познавательной активности, мелкой моторики. Пособия, представленные в содержании среды, должны быть динамичны и многофункциональны (одна игра может решать несколько задач). Специально подготовленная среда логопедического кабинета имеет следующие зоны:

  • стимуляция речевой активности;
  • обогащение лексического запаса;
  • закрепление грамматических категорий;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие мелкой моторики, психических процессов.

Представленная автором система коррекционной работы в адаптационный период для детей с тяжёлыми нарушениями речи, сложной структурой дефекта, детей – инвалидов и т.д. позволяет улучшить их социальную адаптацию в новом коллективе, улучшает психолого-социальное, речевое, познавательное состояние. Способствует активному включению детей данной категории в начало логопедической коррекционной работы. Из 6-ти таких детей – 5-ть имеют лёгкий уровень адаптации. Что составляет 83% от общего числа, один ребёнок – среднюю степень адаптации. Успешное начало лого-коррекционной работы создает хорошую ступень для дальнейшего развития ребенка и компенсации нарушений.