Семейное право

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели урока:

обучающая – раскрыть вопрос о роли нравственности в браке, познакомить учащихся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотреть некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей;

развивающая – совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов;

воспитывающая – способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология проведения урока: Работа в группах, использование элементов технологии критического мышления.

Оформление доски:

1. Эпиграф.

“Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья … является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение”. А.С. Макаренко

2. План изучения нового материала.

  1. Что такое семейное право?
  2. Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака.
  3. Права и обязанности супругов
  4. Права и обязанности родителей и детей

Ход урока

I. Опрос.

1. Вводная часть.

Мы продолжаем работать над темой “Права человека и гражданина”. Изучая эту большую тему, мы с вами знакомились с некоторыми аспектами важных документов и законов, таких как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Конституция РФ, первичное знакомство с международным гуманитарным правом. Также мы разбирались с некоторыми правами человека и гражданина, знакомясь с основами трудового права, гражданского права, уголовного права и т.п. Начнём работу с повторение темы предыдущего урока “Свобода совести”.

Работа по теме домашнего задания (используется презентация). (Приложение №1)

Соотнесите понятия и их определения.

1. Вера а) чутье, догадка
2. Интуиция б) совокупность духовных представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы
3. Религия в) убежденность, глубокая уверенность

2. Отметьте знаком “ +” относящееся к значению религии в жизни человека.

1. Дает человеку веру и надежду на светлое будущее +
2. Укрепляет моральные силы человека в борьбе со злом +
3. Отражает реальную научную картину мира  
4. Воплощает элементы мировой культуры, культурно-национальные традиции +
5. Навязывает человеку религиозную картину мира  
6. Помогает верить в чудеса +

3. Закончите фразу.

Свобода совести рассматривается как _______________.

Свобода совести – возможность человека самому определять взгляды на происхождения морали (религиозные или атеистические, т. е. отрицающих религиозную веру).

4. Отметьте знаком “+” относящееся к содержанию права на свободу совести.

1. Принимать религию или атеистические убеждения по своему выбору +
2. Определять и указывать свою национальную принадлежность  
3. Иметь религию и убеждения +
4. Менять религию или убеждения +
5. Право на свободу и личную неприкосновенность  
6. Исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща +
7. Право на защиту своей чести и доброго имени  
8. Отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды +
9. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей родителями (опекунами) в соответствии со своими убеждениями +
10. Право на занятие творчеством и интеллектуальную собственность  

5. Тестовые задания. Выберите правильный ответ.

1. Религиозное верование является:

а) научно-обоснованной картиной мира

б) особым, духовным мировоззрением человека

в) душевным состоянием человека

2. В основе религиозных норм морали лежат:

а) гуманистические ценности человечества

б) законы государства

в) культурно-национальные традиции

3. Свобода совести подразумевает:

а) выбор, навязываемый государством

б) выбор, основанный на мнении родственников

в) свободный выбор веры без вмешательства государства

4. Свобода совести относится к группе:

а) политических прав

б) экономических прав

в) гражданских прав

5. Государство:

а) не вмешивается в деятельность религиозных организаций

б) регулирует деятельность религиозных организаций

в) регламентирует деятельность религиозных организаций .

6. Гарантией обеспечения прав на свободу совести является принцип равенства граждан:

а) перед законом независимо от их социального положения

б) независимо от их отношения к религии

в) независимо от их национальност

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрим некоторые проблемы, возникающие на различных этапах существования семьи, попытаемся сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей. Что такое семья мы с вами говорили в предыдущем учебном году, темы материального благополучия семьи, нравственной основы семьи будем обсуждать в дальнейшем.

2. Учитель организовывает самостоятельную работу учащихся в группах с тестом учебника. Выполнение учащимися заданий.

Группа № 1. Прочитать часть пункт параграфа “Что такое семейное право” стр. 273-274. Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо) определений терминов и понятий. (5-6 минут).

Вопросы:

  • Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.
  • В чём сущность, цели и принципы семейного права?
  • Что такое семейное право?
  • Что является основным источником семейного права?
  • Каковы основные цели семейного законодательства?
  • Что составляет правового регулирования определяют и его основные принципы семейного права?
  • Сформулируйте определение понятия семейное право.

Группа № 2. Прочитать пункт параграфа “ Условия вступления в брак и препятствия к заключения брака” стр. 274-275. Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо) определений терминов и понятий. (5-6 минут).

Вопрос:

  • Каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению?
  • Сформулируйте определение понятия брак, брачный возраст.

При ответе использовать статьи Семейного кодекса.

Группа № 3. Прочитать пункт “ Права и обязанности супругов”. Стр. 275 до абзаца “С прекращением брака ….” на стр.277. Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо) определений терминов и понятий. (5-6 минут).

Вопрос:

  • В чем суть личных и имущественных правоотношений супругов?
  • Каковы имущественные права супругов?
  • Каковы личные неимущественные супругов?
  • Сформулируйте определение понятия законный режим имущества супругов.

Группа № 4. Прочитать пункт “ Права и обязанности супругов”. От стр. 276 с абзаца “Имущественные права и обязанности ….” до конца пункта стр. 278. Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо) определений терминов и понятий. (5-6 минут).

Вопрос: Каковы условия решения имущественных вопросов после разводов супругов?

Что такое брачный договор?

Сформулируйте определение понятия брачный договор, договорной режим супружеской собственности

Группа № 5. Прочитать пункт “Права и обязанности родителей и детей”. Стр. 278 до абзаца “Следовательно, закон охраняет родительские права….” на стр. 279. Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо) определений терминов и понятий. (5-6 минут).

Вопрос: Что понимается под родительскими правами?

Группа № 6. Прочитать пункт “Права и обязанности родителей и детей”. С абзаца “Следовательно, закон охраняет родительские права….” на стр. 279 до конца пункта.

Советуясь в группе, найти ответ на вопрос, подобрать собственные примеры к аргументации ответа на вопрос, подготовить формулировку (если это необходимо) определений терминов и понятий. (5-6 минут).

Вопрос: Какими правами и обязанностями обладает ребенок? Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?

3. Заслушивается отчёт группы №1 о работе. По ходу отчёта и подведение учителем итогов учащиеся заполняют опорную таблицу для записей на уроке по теме “Семейное право”.

Учитель подводит итоги и сверяет с учащимися записи в опорной таблице, используя презентацию.

Вариант ответа в тетради:

Семейное право - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.

Цели семейного законодательства:

  • укрепление семьи и построение семейных отношений на основе любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;
  • обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их защита, не допущение произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.

Основные принципы: добровольность брачного союза; равенство прав супругов в семье; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.

Основной источник - Семейный кодекс Российской Федерации, введенный в действие в 1996 г.

Учитель. Вопросы к классу.

  • Что такое семейное право?
  • Что является основным источником семейного права?
  • Каковы основные цели семейного законодательства?

4. Заслушивается отчёт группы №2 о работе. По ходу отчёта и подведение учителем итогов учащиеся заполняют опорную таблицу для записей на уроке по теме “Семейное право”.

Учитель подводит итоги и сверяет с учащимися записи в опорной таблице, используя презентацию.

Учитель. А теперь попробуем решить следующие задачи:

Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В органах ЗАГС она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать  такой брак недействительным из – за  нарушения принципа его добровольности?

(Нет, т.к. в ЗАГСе Валентина высказала добровольное согласие. Брак может быть признан недействительным по другому основанию в судебном порядке как регистрация по фиктивному основанию без намерения создать семью) 

Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?

(Будет признан недействительным второй брак, т.к. нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке)

Учитель. Но иногда случается так, что люди вынуждены разводиться. Развод или расторжение брака осуществляется через органы ЗАГС или через суд. В органах ЗАГС – если у супругов нет несовершеннолетних детей и они оба согласны на развод. Органы ЗАГС расторгнут брак и в том случае, если у супругов есть несовершеннолетние дети, но один из супругов осужден к лишению свободы на срок свыше 3 лет. В судах же расторгают браки, если один из супругов не согласен на развод (или уклоняется от расторжения брака) или в семье есть несовершеннолетние дети.

Учитель. Порядок регистрации брака. Данные взяты из беседы с работником ЗАГСа.

  • Личная подача заявления будущими мужем и женой в ЗАГС.
  • Установление дня регистрации брака – через месяц после подачи заявления (срок может сокращён или увеличен).
  • Регистрация в назначенный день и в назначенный час в присутствии жениха и невесты, свидетелей, родных и близких.
  • Запись регистрации брака в книге актов гражданского состояния – подписи молодожёнов.
  • Отметка в паспорте жены и мужа.
  • Выдача супругам свидетельства о регистрации брака.

5. Заслушивается отчёт группы №3 о работе. По ходу отчёта и подведение учителем итогов учащиеся заполняют опорную таблицу для записей на уроке по теме “Семейное право”.

Учитель подводит итоги и сверяет с учащимися записи в опорной таблице, используя презентацию.

6. Заслушивается отчёт группы №4 о работе. По ходу отчёта и подведение учителем итогов учащиеся заполняют опорную таблицу для записей на уроке по теме “Семейное право”.

Учитель подводит итоги и сверяет с учащимися записи в опорной таблице, используя презентацию.

Учитель: решаем правовые задачи.

Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи  - героев “Сказки о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина. Объясните, почему.

(старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.)

Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за  ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт?   

(Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)

3. Жена продала своей знакомой картину, которая являлась совместной собственностью супругов. Муж потребовал возврата картины и, получив отказ, обратился с иском в суд о признании сделки недействительной. В процессе судебного разбирательства он доказал, что знакомая, которая часто бывала в их доме, знала о его возражении против продажи картины, т. е. действовала недобросовестно.

Подумайте, какое решение примет суд. Аргументируйте ответ. Каковы юридические последствия этого решения?

7. Заслушивается отчёт группы №5 о работе. По ходу отчёта и подведение учителем итогов учащиеся заполняют опорную таблицу для записей на уроке по теме “Семейное право”.

Учитель подводит итоги и сверяет с учащимися записи в опорной таблице, используя презентацию.

8. Заслушивается отчёт группы №6 о работе. По ходу отчёта и подведение учителем итогов учащиеся заполняют опорную таблицу для записей на уроке по теме “Семейное право”.

Учитель подводит итоги и сверяет с учащимися записи в опорной таблице, используя презентацию.

Учитель: решаем задачу.

Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям: “Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана {ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу...”

Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответ Ольга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на родителей. “Почему же вы ее не решаете?” — обиженно спросила она и вышла из комнаты.

Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации? Почему?

III. Закрепление.

Учащиеся решают тесты индивидуально (5-6 минут).

После сдачи тестов проверяют правильность их выполнения, используя презентацию.

Рефлексия.

Что показалось вам на этом уроке особенно неожиданным? Что бы вам хотелось взять на вооружение и использовать в своих личных отношениях?

IV. Домашнее задание. Параграф 43. Читать, отвечать на вопросы.