Этическая беседа "Про нельзя"

Разделы: Внеклассная работа


Во время разговора были использованы: лист-свиток «Указ»; бумага, ручки; бумажные человечки, обозначающие этапы беседы, человечки: раздумывающий, фантазирующий, недоумевающий.

ХОД БЕСЕДЫ

– Ребята, сегодня у нас состоится очень важный разговор, цель его – учиться жить.

(На доске появляется изображение человечка думающего.)

– Нравится ли вам строгое слово «нельзя»? (Большинство ребят, конечно, говорят, нет, ведь нельзя – запрещающее слово.)

–  Как вы реагировали, когда мама  вам, малышам, запрещала что-то делать? (Кто-то и не делал, боясь ослушаться, кто-то обязательно норовил это сделать, объяснили даже смысл поговорки – запретный плод сладок.)

– Слышали ли вы что-нибудь о японской системе воспитания? У японцев до 5 лет ребёнок – господин, ему позволено делать абсолютно всё. Давайте законным путем уберем слово «нельзя» и позволим себе делать абсолютно все, пока в мыслях.

(Даю кому-то из ребят листок со словами с просьбой прочесть.)

Читают:

Мне нельзя сказала мама
Нынче ровно 1000 раз.
Об отмене злого слова
Надо выпустить Указ!

(Достаем свиток, формулируем Указ, записываем фломастером и прикрепляем на доску. На доске появляется изображение человечка фантазирующего.)

– Итак, слово «нельзя» исчезло – все можно! Давайте пофантазируем, как нам будет житься без надоевшего слова? (Дети говорят: можно будет не ходить в школу, заниматься своими делами, общаться с друзьями, слушать музыку, ..., таким образом, мы дошли до вселенского хаоса, картинка была нарисована впечатляющая. Прикрепляем на доску изображение человечка недоумевающего.)

– Оказывается, взрослые, которые говорят нам, что надо хорошо учиться, достойно жить среди людей, эти взрослые – правы. Вседозволенность ни к чему хорошему не приводит.

– А как вы думаете, когда появились первые запреты? Чем они были вызваны? (Ребята вспомнили, что даже первобытная мама, отпуская своего ребенка, наказывала ему, что можно делать, а что – нет, оберегала от опасностей, и это потому, что человеку нужно было выжить.)

– Изменялось общество, изменялись запреты. Вы, наверное, знаете, что десять заповедей в Библии предостерегали людей от плохих поступков и формулировались так: не убий, не укради и т.д.

– Как вы поняли, есть необходимость запрещать что-то людям? (Есть!)

– Ведь воспитание детей – это в том числе и усвоение ими системы запретов. В наше время как регулируется можно и нельзя? (Законами.)

– А где законы рождаются? (В Думе.)

(На доске появляется изображение человечка в очках. Ребята разбиваются на четыре группы – фракции, каждой фракции предлагается за две минуты написать на листочке два самых главных для них нельзя. Они записали: нельзя губить природу, нельзя не учиться, нельзя бить девочек и обижать мам, не вредить здоровью, не убивать животных, нельзя портить учебники, нельзя грубить и драться, хорошо обращаться с пожилыми людьми, учителями.)

– Все учителя, наверно, хорошо знакомы с трудами замечательного украинского педагога, директора созданной им «Школы радости», Сухомлинского Василия Александровича. В своей книге «Уроки осердечивания ума» он обращается к детям со словами: прочти и призадумайся – выполняешь ли ты это десять «нельзя?» Эти заповеди в сокращенном варианте записаны на доске и закрыты. Я прочитаю их полностью, так как каждое слово в них значимо, выверено и очень эмоционально. Давайте, ребята, попробуем сравнить запреты наши и запреты Василия Александровича.

Десять «Нельзя» Василия Александровича Сухомлинского:

1)  Нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда – ты прекрасно знаешь об этом – старшие не могут позволить себе отдыха.
2) Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство.
3) Нельзя вступать в пререкания со взрослыми людьми, особенно стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, чтобы не обидеть.
4) Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи...
5) Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не даёт себе, – лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье... Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе...
6) Нельзя делать то, что осуждают старшие, – ни на глазах у них, ни где-то в стороне...
7) Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам – твое слово, твоя улыбка, твое обращение, – бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горесть одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика отца, даже если и ты уже станешь стариком, бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть.
8) Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться.
9) Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина.
10) Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность – уважение человеческого достоинства.

(На доске появляется изображение довольного человечка. Каждая группа читает написанное ею, и мы вместе ищем аналогии среди заповедей Сухомлинского. И мы их находим!)

– Как много нужно соблюдать нельзя, чтобы оставаться человеком. Тут можно вспомнить золотое правило нравственности: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

– И последнее, ребята. Каждый на листке запишите одним предложением – для чего же нам нужно это неприятное слово нельзя, которое во многом нас ограничивает? (Ответы были разные: чтобы мы в будущем жили лучше, чтобы в стране не было беспорядка, для того чтобы не случилось что-нибудь неприятное, чтобы беречь свою жизнь и жизнь окружающих, чтобы на планете не было хаоса, чтобы вырасти хорошим, умным и правильным человеком. Многие ребята пожелали прочитать свои фразы, это и был итог беседы.)

– Очень приятно, что вы искренние, сопереживающие, думающие дети. Надеюсь, что наш разговор не оказался для вас бесполезным.