Интегрированный урок по математике "На пыльных тропинках далеких планет"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать умение использовать приемы таких умственных действий, как анализ, классификация, аналогия;
  • проверить усвоение алгоритмов арифметических действий с двузначными числами;
  • стимулировать стремление учащихся к самостоятельному поиску путей в решении логических задач;
  • учить определять существенные признаки геометрических фигур для нахождения их периметра;
  • делать предположения и путем опыта проверять их правильность;
  • проявлять фантазию и воображение, умение выполнять различные модели космических кораблей, работать с бумагой и картоном;
  • развивать память и внимание.

ХОД УРОКА

Дети стоят в кругу.

Учитель. Как можно приветствовать друг друга?

Добрый день хотим мы сказать
Всем, кто пришел сегодня в класс.
Добрый день солнцу,
Добрый день небу,
Добрый день птицам,
Добрый день всем улыбчивым лицам.

– Сколько раз была произнесена фраза «добрый день»?
– Как еще можно приветствовать друг друга? (Здравствуйте, привет, хелло, салом и т.д.)
– Скажите это приветствие столько раз:

А) сколько углов у этой фигуры

Б) сколько точек

В) сколько углов у этой фигуры

Г) сколько фигур

(попутно называются все фигуры)

Новости класса

– Расскажите, пожалуйста, какую-нибудь новость, чтобы в ней присутствовали числа. (Дети рассказывают новости по кругу.)

Игра 1.

Числа 1, 3, 5, 7, 9 крепятся скотчем на спину каждому ребенку. Задача игроков: без слов, с помощью пантомимы разделиться на 5 групп. Каждая группа – звездолет. Берут друг друга за талию. Все звездолеты должны состыковаться в большую космическую станцию.

Игра 2.

Все стоящие в кругу ученики рассчитываются по порядку. Дважды хлопают по коленкам, 2 раза – в ладоши. Когда ребенок хлопает по коленям, говорит свой порядковый номер, в ладоши – номер любого участника игры. Темп игры меняется, увеличивается.

Объявление темы урока

– Вы любите путешествовать?
– На чем можно путешествовать?
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на звездолетах к далеким планетам.
– Сейчас экипажи звездолетов займут свои места, прочитают инструкцию и отправятся в полет. Затем все звездолеты снова встретятся и расскажут, что нового они узнали на своей планете. У нас 5 планет (Планета Математика, Планета Геометрия, Планета Наука, Планета Строительства и Планета Измерения).
– Экипажи, занять свои места. Старт!

Работа в малых группах

Планета Геометрия

Задание: с помощью различных геометрических фигур создать своего инопланетянина. Наклеить на альбомный лист. Выполнить мозаику.
Материалы: альбомные листы, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, мозаика.

Планета Строительства

Задание: из имеющегося материала построить свой космический корабль. Объяснить какие геометрические фигуры использовали при строительстве космического корабля.
Материалы: цветной картон, цветная бумага, линейка, циркуль, карандаш, ножницы, клей, степлер.

Планета Наука

Задание:

– Мы с вами находимся в научной лаборатории на планете Земля, поверхность которой на две третьих покрыта водой. Сегодня мы будем ставить опыты, путешествовать с капелькой воды.

1. Как вы думаете, сколько капель воды может поместиться на монетке? Напишите ваше предположение на листочке. Медленно капайте из пипетки на монету, считайте количество капель, которые поместятся на монетке, сравните количество капель у вас и ваших друзей.

2. Путешествие капли. На навощенную бумагу капните одну каплю воды на слово «старт» и передвигайте ее по дорожке не выходя за линию и дойдя до слова «финиш».

3. Опыт с водой: вода, 2 чайные ложки уксуса, 1 чайную ложку соды перемешать (осторожно), бросить изюм, понаблюдать через увеличительное стекло что происходит. Попробуйте объяснить.

4. Опыт: налейте в банку мед, масло, а затем воду. Понаблюдайте, что произошло. Зарисуйте.

Материалы: вощеная бумага, пипетки, монетки, банки с водой, уксус, сода, изюм, мед, растительное масло, увеличительные стекла, листы для записи, ручка, карандаш, баночка с водой.

Планета Математика

Задание:

1. У вас на столах лежат звездолеты. Для того чтобы они смогли взлететь, нам необходимо решить все примеры, записанные в них.

2. Решите задачу: В первом отсеке космического корабля – 32 космонавта, в другом – 25, а в третьем отсеке – 30 космонавтов. 42 космонавта вышли на Марсе. Сколько космонавтов осталось на корабле?

3. Найди закономерности и заполни пустые клетки таблицы:

4. Помоги Незнайке исправить ошибки:

А) х – 3 = 14
х = 14 – 3
х = 11

Б) 59 > 60
83 = 38
9 < 90

В) 52 + 10 = 42
37 – 20 = 35
15 + 60 = 75

Материалы: карточки, условия задачи, ракеты с примерами, ручки, карандаши.

Планета Измерения

Задание:

  1. Измерьте каждую часть космического корабля в предложенных системах измерения, вычислите их периметр, периметр всего корабля.
  2. Сравните полученные результаты. Что вы можете сказать?
  3. Вычислите периметр в любой другой системе измерения. Понаблюдайте что происходит.

Материалы: карточки, спичечные коробки, колпачки от ручек, ленточки, бумага для вычисления, макет космического корабля. Каждая группа презентует свою работу, свой проект всему классу.

Итог урока

– Сегодня мы с вами совершили путешествие и открыли для себя много неизвестного. Очень надеюсь, что полученные знания вы используете в жизни. А теперь поделитесь своими впечатлениями от урока и заполните анкеты.
– Спасибо за работу.