Экологическое воспитание дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


“Человек и природа”. Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на ее территории: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете любовь к Отечеству. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину” так говорил русский писатель М. Пришвин.

Цель экологического воспитания – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) по-хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатствами.

Задачи:

  • освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы;
  • расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников;
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
  • формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живешь.

Задачей экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе и у дошкольников) понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определенным условиям, зависимость от экологических факторов и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют отдельные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями их жизни. Такой подход к изучению природы – тоесть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно дело, если ребенку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу – это “плохо”. И совсем другое – когда ребенок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом и сам может объяснить, что произойдет с ними после исчезновения дерева.

Свою работу по экологическому воспитанию я начала с создания экологической тропы на территории детского сада. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. На тропинке много интересных объектов. В качестве видовых точек мы выбрали деревья (рябина, береза, ель) и кустарники разных пород и разного возраста. Так же у нас есть клумбы, которые радуют детей цветущими цветами (календула, лаватера, ноготки, бархатцы, петунии). Вместе с детьми заботимся о цветах, рыхлим землю, поливаем и полем. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, дети наглядно видят, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и поговорить о правилах поведения на прогулке и на отдыхе в лесу. На тропинке мы проводим исследовательскую деятельность, организуя игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья и плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование как ящик с песком, совочки, воронки, перчатки. Старшие дети показывают младшим детям опыты с песком, водой и воздухом, знакомят малышей с результатами своих наблюдений. Также совместные игровые упражнения дают большой воспитательный эффект. На прогулке используем разнообразные игровые упражнения “Найди по описанию”, “Что где растет?”, “Вершки-корешки”, “Загадки о животных” на узнавание деревьев, кустарников, цветов и животных (по звукам, следам и т.д.). Дети очень любят играть с игрушками, приводимыми в движение ветром (“Султанчики”, “Разноцветные листочки”, “Вертушки”). Через игры дети определяют силу и направление ветра.

Для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности в уголке природы я создала лабораторию. Дети с интересом превращаются в ученых и проводят различные эксперименты и опыты с песком, водой, воздухом. В лаборатории есть коллекции камней, семян, разновидности почвы. Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. В младшей и средней группах использую отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах песка, снега, воды, растений об их изменениях). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность и мыслительную деятельность.

На занятиях я использую наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян и растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

Чтобы повысить эффективность экологического образования использую различные формы и методы:

  • экологические занятия;
  • экологические экскурсии;
  • уроки доброты;
  • экологические конкурсы;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • коллекционирование;
  • экологические игры (дидактические, имитационные – игры моделирование экосистем, игры путешествия);
  • инсценировки экологических сказок.

Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребенок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятие по теме: “Лес” мне “помогает” проводить сказочный Лесовичок, по теме “Речка” – Водяной или Русалка. Можно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, составление сказок, рассказов наблюдение в природе, и в живых уголках, зимних садах – все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями. Часто на занятиях я использую художественную литературу о природе. Это произведения А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова, Б. Заходера и др. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: “А его кто-нибудь спасет?”, “А они не замерзнут?”. Очень важно донести до детей смысл произведения.

Экологическое воспитание мы проводим в тесной связи с семьей. На родительском собрании мы, совместно с родителями, поставили следующие задачи:

  • приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому;
  • заботиться о птицах и животных;
  • учить детей видеть красоту окружающей природы.

Экологическое воспитание мы рассматриваем, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношений человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти “в жизнь другого живого существа изнутри” (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду животным и растениям. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, беречь и заботиться о ней.

Дети должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей, уметь противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

“Мы, взрослые, должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • сознания того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющую существовать одновременно.

Для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего у нас созданы условия для постоянного и полноценного общения детей с живой и неживой природой (вместе с детьми озеленяем уголок природы, заботимся о его обитателях, разбиваем цветники). Во время прогулок и экскурсий дети учатся видеть красоту окружающего мира. Но их несомненная ценность состоит в том, что в процессе их дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем) так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся беречь и ценить ее, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают в уголке природы на участке.

Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Приложение.