Урок русского языка в 1-м классе "Обозначение звука [й] с помощью букв й, я, е, ё, ю". Программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать ценностное отношение к совместной деятельности по открытию способов обозначения звука [й,] в групповой работе.

Этапы

Цель

Д/П

Д/О

Результат

Организационный момент. Эмоциональный настрой. Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Нас ждут новые открытия. Проверьте, всё ли готово к уроку? Работать мы будем в группах. Настроились на урок. Проверяют готовность к уроку. Сидят группами. Готовность обучающихся к уроку.
Актуализация знаний. Создание ситуации необходимой для воспроизведения знаний. 1.- Что написано на доске?

- У вас на парте лежат большие листы бумаги и фломастеры. Посовещайтесь и запишите слова буквами.

(на доске запись:

[д ы н, а],

, о т,а], [п, э л а],

[к о й, к а],

[б о й,], [й, у л а] )

2. - Покажите результаты своей работы.

3. - Что вы заметили?

4. - Каждая группа объясните, почему вы так написали это слово?

- Почему мы в слове койка, бой обозначили звук

,] буквой й .

- А почему же мы в слове [й, у л а] не можем его так же обозначить?

1.- Звуковая запись слов.

Обсуждают и записывают слова буквами фломастером на больших листах бумаги.

2. Представите-ли групп выносят свои листы на доску.

3. Слово

, у л а] записано по разному.

4. - Мы написали [й,ула], потому что в начале слова мы слышим звук [й,],.

- А мы написали это слово с буквой ю, потому что увидели его в учебнике.

- Потому что звук [й,] обозначается буквой й, .

1. Воспроизведение знаний об обозначении звуков буквами.

Слова записаны буквами.

2. Дети рассматривают записи на листах и сравнивают.

3. Разное написание слова юла.

4. Возникновение ситуации разрыва.

Фиксация разрыва.

[к о й, к а]

[к о й, к а]

[б о й,]

[б о й,,]

, у л а]

, л а] ?

Постановка учебной задачи. Выяснить способы обозначения звука [й,] буквами. - Почему же звук [й] обозначается по разному?

- Сегодня мы должны выяснить как обозначается звук [й,] в разных позициях.

- Он стоит в разных позициях? Обозначение звука зависит от места в слове.
Решение учебной задачи. Пронаблюдать и выяснить в каких позициях и как обозначается звук [й,]. 1. Прочитайте слова: якорь, ель, юг, ёжик, протянув первый звук в каждом слове. Назовите этот звук.

- Запишите буквы, с которых начинаются слова. Под каждой буквой напишите те звуки, которые она обозначает.

- Итак, что мы заметили?

- Значит, если мы слышим в начале слова звуки [й, а],

, о], [й, у], [й, э] как мы их обозначим на письме?

- В какой позиции находится звук [й,]?

- Нарисуем модель.

2. Запишите слова моют, поём, маяк, поеду звуками.

- В какой позиции находится звук [й,] в этих словах?

- Как он обозначается на письме?

- Нарисуем модель.

Дети читают хором слова и называют первый звук [й,]

Дети записывают.

- В начале слова буквы е, ё, я, ю обозначают два звука.

Мы будем писать буквы я, ё, ю, е.

Работают в группах.

Дети записывают слова звуками.

- Звук [й,] находится между гласными.

- На письме этот звук обозначается буквами ю, ё, е, я.

Дети рисуют модель.

Е

,] + [Э]

Я

[Й,] + [А]

Ё

,] + [О]

Ю

[Й,] + [У

, О]

Ель

Ёжик

Юг

Якорь

[М о й, у т]

[П а й, о м]

[М а й, а м]

[П а й, э д у]

О [Й,] О

Ю

О [Й,] О

Ё

О [Й,] О

Е

О [Й,] О

Я

Первичное закрепление. Обозначать позиции звука [й,] буквами. - Определите позицию звука [й,] в словах.

[С т а й, а]

[Р о й,у]

, о л к а]

, э с т]

- Как обозначать звук [й,] в этих словах?

- В первом слове звук [й,] находится между гласными.

- Во втором слове звук [й,] тоже находится между гласными.

- В словах ёлка и ест звук [й,] находится перед гласным.

- Звук [й,] между гласными будем обозначать буквами я, ю.

- Звук [й,] перед гласным обозначается буквами ё, е.

 
Самостоятельная работа с самопроверкой. Обозначе-ние на письме звука [й,] в группах. - Запишите эти слова буквами и проверьте в группах по моделям. Дети записывают буквенную запись и проверяют. Стая, рою, ёлка, ест.
Рефлексия. Проверить уровень сформированности определения позиции звука [й,] и обозначение его на письме. - В каких позициях может находиться звук [й,] в словах и как он обозначается в разных позициях?

 

 

 

 

 

 

- Молодцы! Вы хорошо поработали в группах. На следующих уроках мы продолжим нашу работу.

- Звук

[й,] может быть в конце слова и тогда он обозначается буквой й,.

- Звук [й,] может находиться перед гласным и тогда он тоже обозначается буквой й.

- Звук [й,] в слове находится перед гласным и обозначается буквами е, ё, я, ю.

- Звук [й,] может находиться между гласными и тогда он обозначается буквами е, ё, я, ю.

Пользуясь моделями дети называют позиции звука [й,] и обозначение его на письме.