Конспект открытого занятия "Буква Л – именинница"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Совершенствовать знания детей о гласных и согласных звуках.
  • Упражнять в чтении слогов (ЛА,ЛУ, ЛО и т.д.).
  • Дифференциация звука «Л» в слогах, словах, предложениях.
  • Продолжать учить выделять в словах первый и последний звуки, составлять из них новые слова, делать схему слова.
  • Повторить чистоговорки, скороговорки, стихи со звуком «Л».
  • Упражнять в делении слов на части.
  • Воспитывать интерес к звучащему слову, желание заниматься.

Материал: картина «Буквы спрятались», карточки с буквами «А», «И», «С», «Л», «О», «У», «Ы»; картинки: лиса, курица, цыплята – для фланелеграфа, фланелеграф, карточки : лук, неваляшка, слива, косточка, белка, лимон, крокодил, лиса, кукла, телефон, ёлка, стул, барабан, зонт, гриб, петух, кошка, ножницы, арбуз, мяч; счётные палочки, панно «Поезд»,  конверт с буквам и «Л» («буква сломалась»), карточки для составления схемы слов, 2 ёлки, игрушки: баба-Яга, Василиса-Прекрасная, Гном, Иванушка, Карлсон, Хрюша, доктор Айболит, лиса.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, вы любите играть? Вот сейчас мы с вами поиграем в прятки. Только прятаться у нас будут буквы, договорились?   1, 2, 3 –  искать букву ты начни!  (Показываю картину «Буквы спрятались»), дети отыскивают буквы, показывают и называют их. Молодцы!

Это очень хорошо, что буквы есть на свете
Их на память знать должны и взрослые и дети.
Буквы могут в слова превращаться,
Если с ними уметь обращаться.

Дружат с буквами не зря
Девчонки и мальчишки,
Их не зная, не прочтёшь
И самой тонкой книжки!

– Ребята, мы с вами знаем, что вся наша речь состоит из предложений, предложения из слов, а слова из букв.  Буквы бывают… гласные и …согласные.
– Кто может мне назвать гласные буквы? А как вы определили, что это гласная буква?

Упражнение для губ  «Художник»

– Кто может назвать согласные буквы? Почему они так называются?
– Придумайте  слово, которое начинается на любой гласный звук. (На согласный,  на последний звук слова «чайник», на первый звук слова»кошка» и т.д.)
– Сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный (показ картинок)
– Какой одинаковый звук слышится в названии этих всех картинок?

Упражнение «Поймай звук»

–  Дети, кто может изобразить букву «Л»? (Выкладывают из палочек, пуговиц,   косточек, геометрических фигур, лепят из пластилина и т.д.)

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Входит нарядная буква «Л»

– Здравствуйте!
– А почему ты такая нарядная?
– Я сегодня именинница!
– Поздравляем тебя, буква «Л», мы как раз о тебе говорим.
– Я пришла к вам не одна, а со своими подружками. Все они в разных платьях. (Открывает конверт и плачет)
– Что случилось? Почему ты плачешь, буква «Л»?
– У-у-у  рассыпались, сломались все мои подружки пока я к вам бежала.
– Не плачь! Мы с ребятами тебе поможем.

Игра «Собери букву»

(Дети по частям собирают разноцветные буквы)

На фланелеграфе выставляю курицу с цыплятами и буквы:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки – желтые цыплятки.
Цып-цып-цып, сюда,сюда, я вам буковку нашла  –  «Л»
Прибежал весёлый «А», прочитаем вместе – «ЛА»
Прибежал сердитый «О», прочитаем вместе – «ЛО»
Прибежал упрямый «У», прочитаем вместе  – «ЛУ»
Прибежал забавный «Ы», прочитаем вместе – «ЛЫ»
Прибежал красивый «И», прочитаем вместе – «ЛИ»

– Молодцы! Справились с заданием.
– А сейчас задание будет потруднее: вот перед вами на доске 4 картинки. Вам надо из первых букв  этих слов составить новое слово. Какое слово у вас получилось? (Лиса)
– А вот и красавица лиса, только что-то очень грустная. Ребята, послушайте , что она хочет вам сказать:

Я несчастная лиса,
Мне вцепилась в хвост оса.
Я, бедняжка, так вертелась,
Что на части разлетелась.

– Мы тебе, лиса, поможем. Мы из букв тебя вновь сложим. (Дети на наборном полотне выкладывают слово «лиса»)
– Ещё, ребята, нам надо сделать схему этого слова. У кого уже получилось?

Обращаю внимание на ёлки.

– На одну ёлочку мы будем  вешать картинки, в названии которых встречается  звук «Л». А на другую – где нет этого звука . будьте внимательны, проговаривайте все слова.
– Ну, вот ёлочки нарядные.  А сейчас будем путешествовать на поезде.

Вносится панно «Весёлый поезд».

Дидактическая игра «Кто в каком вагоне едет?»

(по количеству слогов в слове дети рассаживают животных по вагонам)

– Вот видишь, буква «Л», как много знают наши дети. Раз уж подружились мы с тобой, то ради дружбы нашей – давайте вместе спляшем!

Танец «Дружба»

Буква «Л» угощает детей печеньем «Азбука».