Авторский проект мини-музея "Югорская долина"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • стимулировать познавательную деятельность дошкольников,
  • способствовать духовному обогащению и познанию окружающего мира,
  • выработать ценностные ориентации на основе положительного опыта, культуры, традиций и быта коренных жителей Севера.

Задачи:

1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями коренных народов, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).

Одной из особых задач, решаемых данным проектом мини-музея, является развитие у ребёнка эмпатии – способности к сопереживанию, как глубоко нравственной черте человека, в том числе через “проживание” ребёнком различных жизненных ситуаций, исполнение им социальных, профессиональных “ролей”, “вживание” в образы других и выработку правильного отношения к себе, через сопоставление себя “другим”, в том числе с теми, кто жил до нас, через сравнение и постижение их взглядов.

В процессе знакомства с народной культурой у детей начинается формирование национальных чувств, идет формирование уважительного отношения к традициям и истории других народов.

2. Познакомить детей с основными чертами и понятиями культуры народов Севера, в том числе:

- дать представление о традиционной семье коренных народов; познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;

- познакомить детей с понятием “изба” - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;

- ознакомить с основными занятиями коренных народов Севера: земледелием, оленеводством, рыболовством, охотой, орудиями производства; показать роль природы в жизни коренных народов;

- познакомить с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – шитьё бисером по ткани, коже, меху, ткачество, вышивка;

- познакомить детей с фольклором финно-угорских народов. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с северной природой;

- освоить старинные детские игры, обогатить речь ребёнка пословицами, поговорками, загадками, мифами, легендами;

- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря познакомить с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;

- раскрыть понятие “музей” и дать представление о том, какие бывают музеи.

Формы, методы и приёмы работы.

Учитывая новизну проекта в содержательном аспекте, особое значение при её реализации приобретает фигура воспитателя – реализатора проекта. Музейно-образовательная специфика требует освоения воспитателем новых для него сфер – музееведения и народной культуры, особенно её регионального, местного компонента.

Проект представлен пятью взаимосвязанными тематическими блоками.

“Национальная изба”: знакомство с историей жилища как феномена культуры; семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного северного жилища.

“Фольклор”: знакомство с устным народным творчеством обско-угорских народов – мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, скороговорки, считалки, дразнилки (театрализация).

“Декоративно-прикладное искусство”: знакомство со способами изготовления посуды, узорное ткачество и вышивка в быту, орнаментальное искусство, украшение изделий бисером и мехом.

“Природа и человек”: показать детям, как коренные народы берегли и сохраняли природу - источник своего существования.

“Забытые корни”: рассказы детям об истории родного края.

Мини-музей “Югорская долина” является предметной развивающей средой для детей “Детского сада №1 “Родничок””. Именно на основе музейно-образовательной Среды “Югорская долина” и реализуется одна из основных идей проекта – идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной Среды.

Данный проект мини-музея предусматривает тесное сотрудничество с этнографическим музеем посёлка Половинка.

Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе вещного материала, организации экскурсий в этнографический музей поселка Половинка.

Приобщение дошкольников к истокам культуры и традиций коренных народов Севера

Лики Земли неповторимы. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. В “Конвенции о правах ребёнка” в ст.29 сказано, что образование должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной”.

Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Индустрия развращения и спаивания народа работает на полную мощность, вторгается ежедневно в каждый дом с помощью телевидения и Интернета. И мы принимаем это: кто-то с удовольствием, кто-то с безразличием, а кто-то и с доверием.

Как родителям сохранить свою духовность и выбрать правильные ориентиры для воспитания детей, научить их любить Родину такую, какая она есть, а не придуманную нами. Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению народную культуру.

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада №1 “Родничок” является нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников.

Предлагаемая методика создана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с истоками культуры и традиций коренных народов Севера:

- доступность знаний, достоверность и научность;

- соответствие сложности материала возрасту детей;

- культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);

- краеведческий опыт;

- экологическое воспитание.

Для реализации методики предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Весь материал систематизирован и представлен в виде пяти блоков:

“Национальная изба” (приложение 1).

  1. “Изба”. Жилище.
  2. Семья и бытовой уклад.
  3. Обычаи и обряды.
  4. Народные ремёсла.
  5. Хозяйственные занятия.

“Декоративно-прикладное искусство” (приложение 2)

  1. Орнаментальное искусство.
  2. Работы по бисеру.
  3. Работы по меху и замше.
  4. Работы по ткани и сукну.
  5. Ткачество и вышивка в быту.

“Фольклор” (приложение 3)

  1. Фольклор коренных народов Севера.
  2. Обрядовый фольклор.
  3. Театральные импровизации.
  4. Культурно-массовые мероприятия (национальные праздники, игры, обряды).

“Забытые корни” (приложение 4)

  1. История Кондинской земли.
  2. “Древо жизни” - связь человека с его родом.

“Природа и человек” (приложение 5).

  1. “Божелесье” - заповедный лес.
  2. Акция “Спасти и сохранить.

Весь проект, очерёдность занятий по блокам, занятия по праздникам народного календаря реализуются в соответствии с логикой и последовательностью реального в течение времени.

Так, исходя из этого принципа, знакомство с разделом “народные ремёсла” происходит раньше знакомства с разделом “хозяйственные постройки”, так как календарное планирование приурочивает знакомство с темами земледелие, рыболовство – весной, а ремесленные занятия – зимой, в то время, когда ими традиционно занимались.

Реализация данного проекта – это работа воспитателя-посредника между ребёнком и предметным миром народной культуры, способного ввести ребёнка в систему ценностей, исторических координат, в систему иных традиций, владеющего языком вещей, воспитателя, который может научить ребёнка жить в системе подлинной культуры, а не в “клиповой” массовой культуре.

Учитывая возраст детей, все занятия по ознакомлению с национальной культурой проходят в игровой форме “погружения в культуру”, когда ребёнок и воспитатель входят в реконструированный интерьер “Югорская долина” и переносится в историческое пространство. В течение всего занятия в специально обустроенной предметно-пространственной среде дети “проживают” определённую тематическую, историческую ситуацию или исторический период. Личное участие каждого ребёнка, эмоциональное воздействие, связанные с “погружением”, атмосфера чувствования, сопереживания, окрашивает получаемые знания личными эмоциями ребёнка, превращая их мироощущение, в мировоззрение, в историческое сознание. Методика “погружения” предполагает использование детьми и воспитателем подлинных предметов, исторического аксессуара (национальный костюм, его элементы и т.д.), а также разнообразного арсенала игровых форм, в том числе:

  • ролевые игры (дети играют в охотника, пребывают в роли рыболова и т.д.);
  • игра-поиск (найти предмет, указать его, рассмотреть, высказать собственное мнение);
  • игра фантазирование (например, в блоке “Ремёсла” дети представляют себя мастерицами, фантазируют, во что они одеты, как выглядит мастерская, какими инструментами они работают и т.д.):
  • игра-театрализация, драматизация (реконструкция фрагмента “на охоте”);
  • игра-реконструкция (“В гостях у сказительницы легенд и мифов”);
  • игра-путешествие (в посёлок Половинка, в этнографический Учинский музей);
  • подвижные игры (старинные игры, сопровождающие все занятия проекта):
  • дидактические игры (“Собери орнамент”, “Составь картину” и т.д.).

Основополагающее место в методике данного проекта занимают специфические приемы работы с подлинной вещью, музейным предметом, памятником истории и культуры: (рассматривание и определение предмета, сравнивание вещей с современными, демонстрация экспоната в действии, воспроизведение действий предмета, изображение предмета ребёнком, ощупывание, осязание и т.д.).

“Погружение” ребёнка в культурную среду отзывается в нём множеством голосов общения, диалогов, ответов, вопросов, поэтому диалог является основным метолом педагогической деятельности и общения в проекте (диалог между прошлым и настоящим, предметом и ребёнком, воспитателем и ребёнком и т.д.) и вытекающий из него вопросно-ответный метод, беседа.

Обогащается новыми методическими приёмами использование научно-методического материала, который выступает как вспомогательный, но необходимая составная часть проекта и методики: фотографии, схемы, рисунки, муляжи (грибы, рыба, животные и т.д.), копии предметов (топоры, луки, стрелы и т.д.), национальные костюмы, сшитые по этнографически точным образцам, аудиовидеозаписи “танец шамана”, “шум леса, голоса птиц” и.т.д.

Особое внимание уделяется методической разработке занятий, массовых мероприятий к датам народного календаря. В основе этих занятий лежит подлинный, местный, региональный материал и строгое соответствие дат проведения занятий по национальному календарю, вычленение и использование традиционных форм с участием детей в этих праздниках и взрослых.

Особое место в проекте, в раскрытии содержания и игровой методике проведения занятий отводится куклам, которые специально задуманы как часть проекта и выполнены автором проекта.

Куклы – это своеобразные, близкие восприятию ребёнка “образы национальной культуры”, представители большой мансийской и хантыйской семьи. Каждая кукла имеет свой этнографический костюм, своё место в проекте и на протяжении его играет свои роли ярко, зримо, связывая воедино весь проект.