Проект "Природа для здоровья"

Разделы: Социальная педагогика


Актуальность, обоснование необходимости проекта

Инвалидность – не есть чисто медицинская проблема, это проблема неравных возможностей, ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют ребенку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам детей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в его связи с миром, в ограниченной мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой. Для решения этой проблемы мы, педагоги клуба «Радость» разработали проект «Природа для здоровья» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация проекта предусматривает возможность в оздоровлении детей, гармонизации их психоэмоционального состояния. Ребенок с ограниченными возможностями – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Цель проекта: Создание и развитие зоны здоровья; внедрение форм работы, позволяющих организовать здоровьесберегающий досуг детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • включить в образовательную программу оздоравливающие мероприятия, способствующие социализации детей;
  • создавать условия для оздоровления детей через природные факторы;
  • развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, сформировать коммуникативные навыки;
  • гармонизовать психоэмоциональное состояние;
  • сформировать установку на положительное отношение к своему здоровью.

Содержание проекта

В основе проекта лежит идея создания в клубе «Радость» зоны здоровья природными средствами.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой, приобретают конкретные знания.
Общение с природой положительно влияет на психоэмоциональное состояние, оказывает неоценимую пользу в оздоровлении детей с ограниченными возможностями. Поэтому силами педагогов совместно с родителями детей клуба «Радость» создали зону здоровья, в которую будут входят:

Уголок песочной терапии

В свое время английский поэт Уильям Блейк так и написал: «В одном мгновенье видеть вечность, огромный мир в зерне песка».
Влажный песок обладает интересными свойствами. В отличие от сухого, у него есть «память» — способность сохранять следы, отпечатки. Значит, на нем можно рисовать. Ему можно придавать желаемую форму.
Эти достоинства песка позволили ему занять почетное место в кабинетах психотерапевтов. Как оказалось, они не были первооткрывателями в буквальном смысле слова. Шаманы одного из североамериканских племен с успехом использовали рисование на песке и медитацию на песчаные картины как средство лечения людей.

Для песочной терапии используют небольшие прямоугольные ящички с песком размером 50 х 70 х 7. Изнутри они выкрашены в голубой цвет, отсылающий к образам воды и неба. К песочнице прилагается набор маленьких игрушечных фигурок и предметов (камушки, раковины, веточки).

Лаборатория чистого воздуха (люстра Чижевского)

Мы знаем, насколько работоспособность человека зависит от чистоты и свежести воздуха. Кто из нас, зайдя в конференц-зал, учебный класс или небольшой кабинет, не открывал сразу же окно со словами: «Бедные, как вы можете тут находиться?» Если дело происходит зимой, то окно скоро будет снова закрыто, чтобы не стало холодно. Остается надеяться, что за это время в помещение попадет хотя бы небольшое количество свежего воздуха.
Свежий воздух в помещении—это основа хорошего самочувствия. А наличие свежего воздуха в помещении зависит от качества вентиляции.
Микроклимату помещений не уделяется должного внимания. В итоге страдает здоровье детей.
В настоящее время ведутся поиски спонсоров для приобретения люстры Чижевского Различие "вкуса" воздуха в разных местностях нашло отражение в его названиях. Здоровый воздух называют деревенским, лесным, морским, горным, а воздух, неблагоприятный для здоровья, – городским или мертвым. В воздухе внутри помещений отсутствует "нечто", необходимое организму и дающее ему бодрость и здоровье. Этим "нечто" является атмосферное электричество, а точнее, его носители – АЭРОИОНЫ, которых в городах заметно меньше, чем в сельской местности. Ниже представлена таблица, отражающая содержание АЭРОИОНОВ в единице объема воздуха для различных типов местностей :

Тип воздуха

Ионов / см куб.

Городские квартиры 50-100
Городские улицы 100-300
Необходимый минимум 600
Лесной и морской воздух 1000-5000
Горные местности 5000-10000
Воздух у водопада 10000-50000
Воздух после грозы 50000-100000

Каменистый пляж

По камням, по лужам, по росе…» – как иноходец у Высоцкого. Хождение по камням ни что иное как рефлекторный массаж стоп. А на стопах располагаются нервные окончания, отвечающие за деятельность всех органов.
Еще большую пользу приносит хождение босиком по рыхлому песку и мокрым камням: в этом случае стопы получают великолепный сеанс точечного массажа. Прекрасная возможность для такой процедуры у тех, кто проводит отпуск на морских пляжах, однако совсем не нетрудно устроить дорожку у себя дома. Мы насыпали речную гальку в плоский пластиковый таз и залили холодной водой — тренажер для стоп готов. По таким мокрым камешкам нужно ходить каждый день в течение хотя бы 1 минуты, и не только летом, но и зимой.
Что касается продолжительности времени хождения, следует ориентироваться на состояние здоровья человека. Для больных и ослабленных людей бывает достаточно 5 минут. Применяя это средство для закаливания тела, здоровые люди могут ходить по мокрым камням до половины часа, даже больше, без всякого вреда для себя. После хождения по мокрым камням рекомендуется быстро обуться в сухую обувь.

Чистый водопад

В жизни каждого человека вода занимает очень важное место. Каждый день мы употребляем несколько литров воды, которая насыщает наш организм важными для жизнедеятельности элементами. Но вместе с водой в организм иногда попадают и различные вещества, которые могут нанести ему вред. Именно поэтому важной и ответственной задачей является выбор наиболее чистой и качественной питьевой воды. На сегодняшний день люди, которые действительно заботятся о здоровье, отдают свое предпочтение бутилированной воде, и делают правильный выбор, ведь природная и очищенная бутилированная вода имеет целый перечень положительных качеств. Эта вода не содержит в себе сторонних элементов, каких-либо примесей, в ней никогда не выпадает осадок. Польза, которую бутилированная вода может принести организму, уже подтверждена множеством проведенных исследований. Она подходит как взрослым, так и детям. Постоянное употребление этой воды способно улучшить состояние здоровья.

Этапы реализации проекта

  • Организационно-подготовительный; исследовательский.
  • Реализация проекта.
  • Рефлексивно-аналитический.

Задачи 1 этапа:

  • Сбор информации о влиянии природы на здоровье детей с ограниченными возможностями посредством консультирования со специалистами, подборки литературы и выхода в Интернет.
  • Разработать и включить в образовательную программу клуба «Радость» цикл занятий песочной терапии.

Задачи 2 этапа:

  • Создать максимально благоприятные условия для реализации программы.
  • Установить контакт с потенциальными партнерами в реализации проекта.
  • Привлечь к реализации проекта активных родителей, детей дополнительного образования, социальных партнеров.

Задачи 3 этапа:

  • Проанализировать какой эффект дает работа по оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья средствами природы.
  • Анкетирование детей, родителей, обратная связь с другими объединениями.

Механизм реализации проекта

  • разработать систему занятий, включить различные формы работы с сухим и влажным песком;
  • приобрести и установить люстру Чижевского;
  • разработать комплекс оздоровительных мероприятий на «Каменистом пляже»;
  • приобрести куллер и использовать бутилированную родниковую воду.

План реализации проекта

Название мероприятий

Сроки

Ответственные

1. Консультация педагогов клуба «Радость» с сотрудниками эколого-биологического отдела, педагогом по лечебной физкультуре февраль Заведующая экологическим отделом, педагог по лечебной физкультуре
2. Консультация для родителей «Использование природных ресурсов для профилактики и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья» март Педагоги клуба «Радость»
3. Привлечение родителей к сбору природного материала, обустройства зоны здоровья апрель Родительский комитет
4. Привлечение партнеров, спонсоров к приобретению необходимого оборудования апрель Педагоги клуба «Радость»
5. Приобретение оборудования: куллера, люстры Чижевского, емкости для песка, камней, формочки для песка, кисточки малярные, аудиокассеты с релаксационными записями май Родители, педагоги
6. Дополнить образовательную программу разделом «Здоровье» июнь Педагог по лечебной физкультуре, педагог-психолог
7. Открытие «Зоны природы» сентябрь Педагоги клуба

Имеющиеся ресурсы

Кадровые ресурсы:

Келеменева Татьяна Андреевна – педагог-организатор, руководитель клуба «Радость».
Бутенко Ирина Владимировна – педагог-организатор.
Лескова Любовь Васильевна – педагог-психолог ЦРТДЮ.
Безлепкина Полина Витальевна – педагог по лечебной физкультуре.
Сычева Надежда Германовна – педагог дополнительного образования преподаватель по декоративно-прикладному творчеству.
Манзюк Маргарита Владимировна – музыкальный руководитель.
Жужлова Евгения Владимировна – педагог дополнительного образования, преподаватель информатики.
Ойкина Ирина Михайловна – хореограф.

Материально-бытовые ресурсы:

Помещение, оснащенное мягким инвентарем (ковры, шторы); мебелью; фортепиано; музыкальное оборудование центр-караоке: компьютерное обеспечение – компьютер – 1; учебные, игровые материалы.

Правовые и нормативные ресурсы:

  1. Федеральная программа «Дети-инвалиды».
  2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.
  3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
  4. Устав ЦРТДЮ.

Ожидаемые результаты проекта

Созданная зона здоровья позволит:

  1. Повысить сопротивляемость организма детей к заболеваниям.
  2. Оказать полезное воздействие на общее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Способствовать развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного.
  4. Снимать психоэмоциональное напряжение детей, что также способствует общему оздоровлению детей.
  5. Вызвать положительные эмоции у детей и их родителей.
  6. Обратить внимание родителей на необходимость проведения мероприятий по оздоровлению детей средствами природы.