Исследовательская работа "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости"

Разделы: Физика


Исследование трудно, однако приятно и полезно.
Покажите мне, и я запомню.
Дайте мне действовать самому, и я научусь!

Тема урока: Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Цели урока: убедиться на опытах, что полезная работа, выполненная с помощью наклонной плоскости меньше полной работы. Определить КПД.

Задачи урока:

  • Сформировать представление о том, что простые механизмы (наклонная плоскость, клин, блоки, рычаг) использовались в древности и сейчас.
  • Создать условия для развития личности учеников в процессе их деятельности.
  • Способствовать развитию практических навыков и умений.
  • Научить выделять главное, сравнивать, развить способности к обобщению, систематизации полученных знаний. Формировать умение работать в паре.

Тип урока: урок отработки специальных умений и навыков.

Форма урока: исследовательская работа учащихся

Оборудование: компьютер, динамометр, трибометр, брусок, набор грузов, штатив с муфтой и лапкой, метр.

Ход урока

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Какие простые механизмы использовались при строительстве пирамид? (Клин, блок, наклонная плоскость, рычаг.)

Какие простые механизмы имеются в башенном кране? Тест слайды.

Презентация, слайд 1-3.

2. Постановка цели и задач урока: проблемная ситуация.

Купили пианино, которое нужно доставить на третий этаж. (Вывожу детей на постановку цели и задач, обсуждаем, мотивирую через новый проблемный вопрос:

Вы строите дом, что служит вам для подъема тяжелых строительных материалов? Как необходимо установить наклонную плоскость, чтобы КПД ее был равен 100%?).

Сегодня на уроке мы должны провести исследование. Как вы считает, что будет предметом нашего исследования?

Предмет исследования: наклонная плоскость.

Цель исследования: Выявить чему равна полезная работа и затраченная, рассчитать КПД установки.

Задачи исследования:

  1. Рассчитать полезную работу.
  2. Рассчитать затраченную работу.
  3. Сравнить совершенную и полезную работы.
  4. Рассчитать КПД.
  5. При увеличении крутизны наклонной плоскости, как изменяется КПД.

Способы исследования:

  1. Наблюдение.
  2. Измерение и расчеты.
  3. Анализ, сравнение.
  4. Обобщение.

3. Инструктаж по выполнению работы.

Слайды 4 -11

1. Закрепите трибометр в лапке штатива, которая находится на высоте Н (м).

2.Определите динамометром вес бруска Р (Н).

3.Положите брусок на трибометр и динамометром тяните его равномерно вверх вдоль наклонной плоскости с силой F (Н).

4.Вычислите коэффициент полезного действия наклонной плоскости.

5.Измените угол наклона трибометра. Определите КПД наклонной плоскости. Сделайте вывод о зависимости наклонной плоскости от угла ее наклона.

4. Форма организации деятельности учащихся:

  1. Работа в паре
  2. Самостоятельная исследовательская работа учащихся.

Гипотеза: если увеличить крутизну наклонной плоскости, то КПД увеличится.

Проблемный вопрос: применение наклонной плоскости в жизни, во сколько раз выигрываем в силе, во столько же раз проигрываем в расстоянии, а дает ли этот механизм выигрыш в работе?

5. Оформление результатов работы.

h,м

Р, Н

Ап, Дж

Ап=Ph

s, м

F,H

Аз, Дж

Аз =Fs

= Ап/ Азx100%
             

6. Выводы.

В конце исследования сформулированы выводы: КПД любого механизма всегда меньше 100%. Конструируя механизмы, стремятся увеличить их КПД. Для этого уменьшают трение в осях механизмов и их вес. На практике совершенная с помощью механизма полная работа всегда несколько больше полезной работы. Гипотеза подтвердилась: при увеличении крутизны наклонной плоскости КПД увеличился.

Наклонная плоскость дает выигрыш в силе. Выполняется Золотое правило механики. Мне понравилось измерять КПД наклонной плоскости. Я убедилась, что с помощью наклонной плоскости легче поднимать грузы.

7. Рефлексия

Главным для меня было…

За этот час я понял…

Мне понравилось…

8. Задание на дом: § 61, задача стр. 151

Инвидуальные задания.

1. Построить проект пирамиды и провести исследования в ней – проектная работа.

2. Энергетика пирамид – исследовательская работа.

Приложение