От детского вопроса к образовательному проекту младшего школьника

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Многие современные педагоги задумываются над тем, чтобы школа стала местом поиска ответов на вопросы учеников. Но до сих пор остается проблемой появление вопросов учеников на уроке, их словесное оформление и создание условий, где ученик сам смог бы найти ответ на интересующий его вопрос. Поэтому важной для ученика и для его родителей становится школа, где есть не только условия принятия готовых образцов культуры, но и условия реализации личного авторского действия их ребёнка. Через такие действия ученик может почувствовать учебное напряжение, вложить личные смыслы в своё действие, тем самым начать формировать свой образ ученика, свой образ образования.

Если отдельно взятый ученик в школе находит возможность проявить и реализовать свой личный образовательный интерес, то в этих точках становится возможным осмысленное и личностно-значимое образование. Поэтому задачей учителя становится организация условий для проявления детской образовательной активности при освоении учебной программы, но и перевод этой активности из хаотичной и ситуативной в целенаправленную и оформленную в творческом продукте.

В современном учительском сообществе возникает новая педагогическая позиция - позиция тьютора, который и занимается организацией проектов, в которых разворачивается образовательное движение ребёнка.

Проект “Работа с образовательным интересом ученика” разворачивался в 1-2 классе и являлся не единственным проектом, помогающим учителю, родителю и самому ученику понять личный интерес в образовании. Возникновение этого проекта связано с двумя моментами:

  • Взгляд учителя на ребёнка, как на имеющего свои ценности и образовательные потребности.
  • Возникновение на уроках и во внеурочном пространстве вопросов и тем, которые были бы интересны ученику, но на которые в ходе урока нет времени обратить внимание.

Цель проекта.

  • Создание условий для проявления детской образовательной активности и инициативы через работу с образовательным интересом ученика.

Задачи проекта для учеников.

  • Помочь ученикам определить свой вопрос.
  • Развернуть обсуждение по детским вопросам.
  • Показать ученикам разные способы работы с информацией.
  • Сорганизовать работу детей по интересующим вопросам.
  • Дать опыт оформления и представления индивидуальных творческих продуктов.

Задачи проекта для учителя.

  • Определить область интересов каждого конкретного ребёнка.
  • Внести области интересов детей в учебные уроки.

Реализация проекта.

1. Подготовительный этап. Обозначение педагогом значимости детских вопросов и суждений.

Учитель уделяет внимание возникающим на уроке и во внеурочное время детским вопросам. Эти вопросы либо обсуждаются по ходу урока, пока вопрос актуален и значим для ребёнка, либо выносятся на специальную доску, ватман и остаются в пространстве класса.

Выслушивает разные мнения и ответы на один и тот же вопрос на уроках.

2. Этап постановки вопроса. Определение интереса каждого ученика.

Когда вопросов набиралось значительное количество, выделяется время, отдельный урок “Детских вопросов”. На этом уроке ребята добавляют в копилку ещё вопросы и темы, про которые им интересно было бы узнать. Потом учитель классифицировал темы и вопросы по областям знаний. Первоначально работа шла не с информацией по теме, а с уточнения: Например, “Почему именно про рыб ты хочешь узнать? Что именно про рыб тебе интересно узнать?”. Эта работа помогает учителю понять, ситуативен или устойчив интерес данного ребёнка.

Были ученики, которые поначалу ничего не хотели бы узнать. В этой ситуации приходилось ждать и наблюдать моменты, в которых эти ученики чем-нибудь заинтересовывались.

На этом этапе ученики прошли путь от “туалетных” вопросов до вопросов бытия. На “туалетные” вопросы было развёрнуто серьёзное обсуждение, это показало ученикам, что можно обсуждать и более глубокие вопросы. Работа с “туалетными” вопросами освободило место для глубоких, интересных и личностных вопросов.

3. Этап разворачивания вопроса и поиска ответов на вопрос.

На этом этапе, на уроке “Детских вопросов” мы начинаем пробовать отвечать на интересующие ребят вопросы (не спеша посмотреть в какой-нибудь источник информации). Ученики выдвигают разные версии, пытаясь их обосновать. Они пытаются объяснить, например, Почему у гепарда пятнистая шкура? Почему такс назвали таксами? Все версии оцениваются учителем и детьми не с точки зрения правильности, а с точки зрения обоснованности. Выделялись сильные стороны обсуждаемой версии.

Ученики 1-2 класса еще не могут самостоятельно удержать и простроить углубление своего вопроса, поэтому коллективное обсуждение даёт им такой пример и опыт.

4. Поиск информации по теме или вопросу.

Только после появления своего мнения, учитель просил учеников спросить у родителей, что они думают по поводу вопроса их ребёнка. Детям даётся задание узнать информацию по теме в книгах, энциклопедиях, интернете. Найденная информация могла быть рассказана другим ученикам, классу в целом.

5. Соорганизация образовательных интересов.

Когда работа с вопросом стала в классе некоторой традицией, учитель организовал детей в группы для обмена мнениями внутри группы или коллективного сбора информации. Ученики попали в группы со сходной тематикой: Про звёзды, про животных, про камни. По ходу работы мы обговаривали нормы и правила групповой работы.

Кроме этого, на этапе соорганизации возникали моменты, когда многие ребята увлекались инициативой своего одноклассника. Так, почти месяц, класс, вслед за идеей Матвея выращивал кристаллы соли.

6. Оформление в индивидуальный творческий продукт.

Когда дети получили достаточно опыта работа со своим образовательным интересом, я предлагаю каждому оформить свою работу в некоторый продукт: макет вулкана, книжка о происхождении пород собак, рассказ о своём кролике. Эта работа тоже требует от ученика некоторых умений: самостоятельно собрать материал, оформить, представить работу. В каждом умении, если нужно, ученик может обратиться за помощью к учителю или к родителям.

Результатом работы для учеников в проекте стало.

  • Ученики получили опыт работы с такими общеучебными умениями, как задавать и формулировать вопрос, высказывать своё мнение, слушать мнение другого, поиск ответа на вопрос в разных источниках информации, использование знаний других ребят и взрослых, превращать свой вопрос в идею проекта, а за тем в его реализацию.
  • В классе возрос статус вопроса и своего мнения.
  • Дети стали больше интересоваться, заглядывать в разные источники информации.
  • Родителей подключились к индивидуальным интересам детей.

К концу 1 класса все вопросы и инициативы учеников разделились на 2 типа: предметные (по математике, русскому языку, литературе и т.д.) и внепредметные (о смысле жизни, о человеческих отношениях, о тайнах природы и т.д.)

Результатом работы для педагога в проекте сталою

  • Наблюдение за областью интересов детей. Попытка определение направленности личного интереса каждого ребёнка. Разговор с родителями по поводу дления интересов их детей.

  • Включение поля детских интересов в учебное пространство в виде отдельных тем, тематических задач и текстов для списывания.
  • Выделение специального урока “Открытые вопросы” или “Детские вопросы” во 2 классе для внепредметных вопросов.

Если говорить о повышении качества образования в классе, то, может, напрямую эта работа не повысила качества учебных предметов, но бесспорно повлияла на формирование общеучебных, надпредметных и коммуникативных умений учащихся. Кроме этого работа помогла ученику “увидеть” и “оформить” свой образовательный заказ в виде вопроса и ощутить ответственность за своё ученическое действие.

Сейчас проектная деятельность с детьми часто используется педагогами в их практике. И это здорово! Но нам кажется, что взрослый, организующий запуск проекта, чаще всего выбирает ту тему, которая понятна и интересна ему. Но является ли участие в проекте образовательной инициативой самого ребёнка?

Литература

Монасевич З.Л. Детский учебный опыт творческого действия как результат тьюторской деятельности. Сборник научных трудов по материалам IV Всероссийской научной тьюторской конференции “Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации”. Томск. 2000.

Приложение