Сравнение выражений. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Данный урок рассматривается в системе уроков «Порядок действий. Скобки», «Числовые выражения», «Сравнение выражений», «Периметр многоугольника», поэтому особое место на данном уроке отводится повторению материала предыдущих уроков (выражение, значение выражения, порядок действий в выражениях со скобками), актуализируются знания, необходимые для введения понятия «периметр многоугольников» (ломаная линия, длина ломаной).

Особое место на уроке отводится вопросам: «Что учились делать, выполняя это задание? Что повторяли, выполняя это задание?» Это дает возможность детям осознавать важность происходящего на уроке, приводит к пониманию того, что они активные участники учебного процесса, ответы на эти вопросы способствуют формированию грамотной математической речи, что, несомненно, пригодится в дальнейшем. Ну, а если во время урока учитель несколько раз задаст подобные вопросы, то даже и дети, которые испытывают трудности в обучении, сумеют ответить на вопрос: «Что же сегодня нового было на уроке». Постепенно у учащихся формируется навык рефлексии своей деятельности на уроке.

Подобная работа – одна из возможностей формирования универсальных учебных действий. Понятие «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

Цели урока:

  • изучение приема сравнения выражений;
  • знакомство с новым способом записи решения задачи;
  • закрепление знаний нумерации чисел, измерения длины отрезков, навыка сложения и вычитания чисел в пределах 20;
  • развитие математической речи, умения делать выводы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Устный счёт

а)  

  • Посчитайте от … до …
  • Назовите предыдущее (последующее) число числа …
  • Назовите число, которое стоит справа (слева) от …
  • Увеличьте (уменьшите) число … на …
  • На сколько число … больше (меньше) числа …
  • Чему равна разность (сумма) чисел … и …

– Что повторили, выполняя эти задания?

б)  – А теперь поупражняемся в решении примеров на сложение и вычитание в пределах 20. (Приложение  1)

(Дети решают столбики примеров в двух вариантах, а затем идет проверка)

– Что повторили, выполняя это задание? Где это может пригодится?

3. Актуализация знаний

Приложение  2

– Возьмите из конверта карточку. Рассмотрите задания.
– Назовите геометрические фигуры, которые нарисованы. (Ломаные линии)
– Из скольких отрезков состоит первая ломаная линия? Вторая?
– Сравните длину ломаных «на глаз». (Ответы детей)
– Как проверить наши предположения? (Измерить, сложить части)
– Давайте это и сделаем. Измерьте длины частей и запишите выражения ниже.

4. Новая тема

– По выражениям, можно сравнить длины ломаных? (Нет)
– Что же ещё нужно сделать? (Найти значения выражений)
– Вычислите значения выражений и ответы запишите ниже.
– Сравните длины. Какова длина первой ломаной? (…второй?)
– Поставьте нужный знак.
– Что сравнивали перед этим? (Выражения). Поставьте знак.
– Что учились делать? (Сравнивать ломаные)
– С помощью чего сравнили ломаные? (С помощью выражений). Как? (Нашли значения выражений)
– А что ещё можно сравнивать? (Ответы детей)
– Хорошо. Я вам предлагаю следующую ситуацию:
(Приложение  3 желательно, чтобы изображение было на доске)
«Таня и Света очень бережливые девочки. Однажды они решили сравнить свои сбережения».
– Рассмотрите содержимое «кошельков».
– Как же сравнить девочкам сбережения? (Посчитать)
– Составьте выражения и запишите.
– Что ещё необходимо сделать? (Решить)
– Запишите значения выражений ниже и сравните.
Учитель показывает указкой значения выражений и спрашивает
– Что здесь сравнили? (Числа)
Учитель показывает указкой выражения и спрашивает
– Что здесь сравнивали? (Выражения). Сравните и поставьте нужный знак.

5. Сообщение темы урока

– Что учились делать? (Сравнивать длины ломаных, деньги…)
– С помощью чего сравнили длины ломаных, деньги? (С помощью выражений)
– Кто догадался, какова же тема урока? (Сравнение выражений)
– Запишите в тетрадь число и тему урока.
– Что же необходимо сделать, чтобы сравнить выражения? (Найти значение выражений, решить)

6. Первичное закрепление

– Откройте учебник на с. 35 № 1. (Приложение  4)
– Прочитайте. Какое задание будем выполнять? (Сравнивать выражения)
– Рассмотрите первый рисунок. Какое выражение подойдёт к треугольникам? (1 + 4 ) Почему?
– Как можно по-другому прочитать это выражение? (Сумма чисел 1 и 4)
– Какое выражение подойдёт к кружкам? (5 – 2 ). Почему?
– Как можно по-другому прочитать это выражение? (Разность чисел 5 и 2)
– Что же будем сравнивать? (Выражения, сумму и разность – это важнее!)
– Запишите это в тетрадь. Что нужно сделать, чтобы сравнить выражения? (Решить)
– Находим значения выражений и сравниваем их значения.

У доски дети выполняют это задание с комментированием. Аналогично выполняется задание до конца
– Что вы сейчас учились делать, выполняя это задание?

7. Решение задачи

– А сейчас настало время потренироваться в решении задач.
– С. 35 № 3 (Приложение  5)

 Дети сначала читают задачу про себя, затем идет беседа по содержанию задачи и определению
ключевых слов для краткой записи. Составление краткой записи выполняется с комментированием.

Задача

Утром – 6 л                        
Вечером – на 2 л больше?
   ?

– Во сколько действий решается эта задача? Что узнаем в первом действии? Во втором?

  1. 6 + 2 = 8 (л) – вечером.
  2. 6 + 8 = 14 (л)

– Решение этой задачи можно записать по – другому : выражением. Во сколько действий решили эту задачу? (В два)
– Назовите первое действие. Запишем это.
– Назовите второе действие. Как это записать?  (Поставить скобки)  Чем помогут скобки? (Первое действие выполняется в скобках, а второе за скобками)

(6 + 2 ) + 6 = 14 (л)   или   6 + (6 + 2) =14 (л)

Ответ: 14 литров.

8. Итог урока

– Что нового узнали на уроке? (Ответы детей)
– Что учились сегодня делать? (Ответы детей)
– Что повторили на уроке? (Ответы детей)

9. Домашнее задание