Творчество калининградского писателя Ю.Н. Куранова (на примере произведений "малого жанра"). 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с творчеством калининградского писателя - Ю.Н. Куранова

Задачи:

  • расширить представления учащихся о малом жанре - миниатюре;
  • совершенствовать выразительное чтение наизусть;
  • продолжить патриотическое воспитание учащихся посредством приобщения к творчеству калининградских писателей.

Оборудование: презентация, сборники стихотворений и миниатюр Ю.Куранова, личные фото автора методической разработки.

Презентация - показ слайдов по щелчкам, слайд № 9 - по щелчку два раза.

Ход урока

Вступительное слово учителя. ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД № 1

Я изумительную жизнь
С рожденья получил от Бога,
Пусть нелегка моя дорога,
Но есть чем в жизни дорожить,
Но есть чем душу напитать,
Чем утолить духовный голод.

В канун третьего тысячелетия Большая Российская энциклопедия выпустила биографический словарь "Русские писатели 20 века". В нём тысячи фамилий. Среди них Иван Бунин, Константин Паустовский и... единственный из калининградцев - Юрий Куранов, который очень любил И.Бунина и всегда называл себя учеником К.Паустовского. Мы знаем Сергея Снегова, Юрия Иванова и других писателей земли Калининградской, а про Юрия Николаевича многие не слышали никогда.

Главный вопрос: Почему же только Ю.Куранов был удостоин такой высокой чести?

Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться в этом вместе.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД № 2

Во-первых, несколько слов следует сказать о происхождении писателя. Родился он 5 февраля 1931 года в Ленинграде (умер в июне 2001 г.), да не просто в этой Северной столице России, а непосредственно в стенах Русского музея. Здесь тогда сотрудницей этого музея работала его мать - Людмила Александровна Иванова. В роддом везти её было уже поздно, и роды происходили в одной из комнат музея. Отец писателя - Николай Владимирович Куранов - в это же время работал сотрудником другого музея - знаменитого Эрмитажа. Оба они - и Л.А.Иванова, и Н.В.Куранов - были русскими художниками. Вот в этой семье и родился будущий писатель и художник.

С молоком матери он впитывал в себя впечатления, произведённые на него картинами и скульптурами русских мастеров, выставленных в Русском музее, по залам которого он гулял с младенчества. Всё это тоже не могло не наложить свой отпечаток на формирование личности Ю.Куранова и его последующую жизнь и творчество.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД № 3

Безмятежное детство было оборвано арестом отца, который вместе с другими музейными работниками пытался препятствовать разграблению музеев большевистскими правителями. Вместе с родителями Юрий Куранов познал тяжесть бытия политических ссыльных, голод и сибирские морозы, гнёт и унижения...И в то же время вокруг были люди высокого интеллектуального уровня, люди высокой культуры и от них он перенимал эстафету. Закончив школу, он устремился в Москву, к тому времени уже было написано много стихов. Жил у друзей, иногда приходилось ночевать и на вокзалах. Мужественно воспринимал отказы издателей. Неожиданно легко поступил в престижный ВГИК, потом в университет. Но нужны были другие учителя. Уже были написаны лирические миниатюры. Первым, кто поддержал молодой талант, был известный писатель Эммануил Казакевич, затем Вениамин Каверин. И наконец в 1959 году - в самом престижном и уважаемом журнале - в "Новом мире" вышли лирические рассказы. Эти рассказы тотчас перепечатала газета "Правда" - и это было уже признание на государственном уровне. В 1961 году вышла книга рассказов "Лето на Севере", и была она такой яркой, такой первозданной, что по Куранова сразу приняли в Союз писателей. Подряд выходят его книги, включившие в себя циклы лирических миниатюр - в Москве увидели свет сборники "Белки на дороге", "Колыбельные руки", "Дни сентября", новеллы его переводятся и издаются за рубежом. Куранов становится известным и признанным мастером лирической миниатюры, продолжателем тургеневской традиции - стихов в прозе, его считает своим любимым учеником Паустовский. Вокруг были нищета, бесправие, лауреаты, создающие лакировочную псевдолитературу - а здесь, в курановских новеллах оживало сердце, природа наполнялась сочувствием и гармонией. Он сумел, как и его самый любимый писатель Александр Грин, тяжесть жизни преобразить в непрерывное чудо и каждое мгновение наполнить освежающим дыханием романтики.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД № 4

Став писателем, Юрий Николаевич никогда не жил в столицах, где можно встретить много нерусского, заморского, а жил в российской глубинке, где только и услышишь настоящую русскую речь. Вначале это было село Пыщуг, расположенное на севере Костромской области. Потом - село Глубокое, в Псковской области. Сюда же в своё время царём ссылался и А.С.Пушкин. А любимым местом для писателя стало Михайловское, где много времени провел когда-то Пушкин.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД № 5

О значении Михайловского в литературном творчестве вспоминает и известный калининградский писатель Олег Глушкин.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД № 6

И, наконец, город, но всего-навсего наш Светлогорск в Калининградской области, который и городом- то настоящим назвать нельзя. Что видел и слышал в этих местах писатель, чем жил он - читатель может представить себе это сам.

О чём же писал Юрий Куранов и как? Проще всего ответить на этот вопрос строками из писем обычных читателей, эти письма он получал со всех концов страны.

УЧЕНИК - зачитывает подготовленные отрывки из писем

Ярослав Голованов, журналист из Москвы писал: "Мне понравилась вся книга ("Белки на дороге")..., но особенно, Ласточкин взгляд", Дождевая россыпь", "Невидимые облака", Голубые топоры", "Озеро тумана", "Ночная телеграмма".., а Ваш "Лебедь", - это уже не просто хорошо, это уже серьёзная литература. Я Бунина помянул, когда прочёл."

Людмила Сенькова из Новочеркасска: "В Ваших новеллах много поэзии, лиризма, взволнованности, раздумий и тёплого юмора. Ваша манера писать мне чем-то напомнила одного из моих любимых писателей - К.Паустовского."

Лия Рогачёва из Богородска Горьковской области: "Мне хочется поблагодарить Вас за ту радость, которую доставили мне Ваши "Осенние рассказы". Я их мысленно сравнила со стихами Тургенева в прозе, но только Ваши рассказы намного роднее, ближе нам, Вашим современникам. Так, по-моему, может писать человек, который бесконечно влюблён в природу, свою, родную, близкую, русскую, которой, кажется, нет лучше на земле, потому что это всё - твоя Родина. Когда читаешь Ваши рассказы, то чувствуешь запах полей, лесов, земли..."Осенние рассказы" хочется учить наизусть, как некогда мы учили в школе наизусть отрывки из произведений писателей-классиков."

Михаил Иванов, машинист котла из Светлого Калининградской области в отклике на книгу "Лето на севере" писал: "Я пьянел от Ваших рассказов, я чувствовал как шелестит трава на лугу, ощущал запах "чая с мёдом, вскипячённого под ивами"... И ещё я слышал музыку.., но эта музыка была ни с чем не сравнимая, ни разу мной не слышанная. Это была музыка полей, лесов, рек. Эта была музыка Родины. Вы знаете, после Ваших рассказов я стал лучше любить и понимать природу."

Задание учащимся: прослушать миниатюры и высказать свои мысли, впечатления:

Ученики читают наизусть заранее подготовленные миниатюры Ю.Куранова (возможные миниатюры в Приложении)

Корабли. Вокруг села растут срубы. Их рубят, их громоздят прямо на лужайках, просто на земле. Потом их разберут и собирать станут, где нужно ставить дом. Издали эти длинные пустые сооружения на взгорищах окраины напоминают корабли. Корабли с ожиданьем смотрят в желтые дали осени, откуда дует листвой, облаками. Веришь, что вот-вот и двинутся эти белые молодые суда в бесконечный счастливый поход. Навстречу дням, навстречу ветру, навстречу запахам палой листвы.По срубам бегают ребятишки, выглядывают в окна, играют в какие-то новые вещие игры. Вот они, они-то и станут капитанами этих кораблей в их далеких неведомых странствиях.

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ:

Миниатюра "Корабли" Ю.Н. Куранова занимает несколько строк, но понимаешь, как много сказано в ней, как много смысла таится за каждым словом, предложением, как красива и мелодична сама миниатюра. Внешне заурядное событие - подготовку срубов для домов на окраине села - автор приподнял над обыденностью, опоэтизировал. Он сравнил срубы с кораблями, которые вот-вот двинутся в бесконечный счастливый поход.

А воображение, оттолкнувшись от скупых строчек автора, рисовало жизнерадостную, жизнеутверждающую картину простой, здоровой, трудовой жизни людей на природе и вместе с природой. Срубы рубят для людей. И не просто людей. Дома на Руси всегда строили для молодых семей. Чтобы они вили свое гнездо в новом доме, жили счастливо, трудились, рожали и растили детей. Панорама стройки - это своеобразный гимн мирной, счастливой жизни людей труда.

Здесь нет пассивного созерцания природы людьми, пресыщенными земными благами. А есть созидательный труд, работа строителей, умельцев, всегда уважаемых в народе.
Взаимные отношения людей и природы здесь просты и понятны. Они обоюдно уважительны. Люди берут из необходимого для жизни то, что восполнимо. Природа щедро делится богатствами: лес, окружавший село, и в этот раз привел людей к сосновому бору с высокими, уходящими в небо деревьями. Люди спилили их. Убрали сучья, кору, высушили и привезли на лужайку около села.

Закипела работа. В ритмичный, размеренно-неторопливый шум обычных и вертикальных пил вплетается звонкий перестук топоров, вжиканье рубанка и сверл. Эта бодрая музыкальная импровизация завораживает, привлекает не только малышей, они все здесь, но и взрослых жителей села. Они приходят на лужайку послушать ее, посмотреть на исполнителей.

Главный инструмент на стройплощадке - топор. Мужчины в незаправленных рубахах, осыпанные опилками и мелкими стружками, так ловко управляются с ним, что могут и весь дом построить только с его помощью. Приятно смотреть, как в умелых руках топор делает чудеса. Несколько точных ударов по бревну - и готово ложе для укладки другого. А обтесывание бревен! Несколько минут - и бревно становится ровным и гладким с двух сторон. Только на земле остаются два ряда приятно пахнущей деревом свежей щепы. Все это делается легко, ловко, весело, с шутками и - красиво.

Тут господствует белый цвет срубов, напиленных досок, обтесанных деревьев, стружек и опилок. На фоне окружающего село зеленого моря белые срубы напоминают корабли в гавани. Они в свои сроки уплывут и станут домами на отведенных местах.

Задание учащимся: ПРОЧИТАТЬ МИНИАТЮРУ И НАЙТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА - ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД № 7

Омут русалок. В наших чистых реках сегодня купаются и хохочут. В наших реках шумно, и рыба ушла под коряги. Только мальки суетятся и ловят губами за ноги купающийся люд. Они щекочут и хихикают.

В наши чистые воды сегодня опустилось лето. Лето распустило волосы, течет под берегами, жарким дыханьем улыбаясь каждому и глядя в небо. Теперь мы каждое утро бегаем на речку и бегаем на речку каждый вечер, порой мы бегаем и ночью, когда нас никто не видит, и долго отыскиваем друг друга среди березняков, ивняков, среди осоки, далеко вперед протягивая руки да окликая друг друга шепотом, чтобы никто посторонний нас не услышал.

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

Лексические повторы, эмоционально-окрашенная лексика, ряды однородных членов, олицетворения и т. д.

Задание учащимся: ПРОЧИТАТЬ ПО РОЛЯМ ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА "ТАКАЯ СИНИЦА" И ОПРЕДЕЛИТЬ СТИЛЬ ТЕКСТА (текст у учеников на парте)

А синица все прыгает и прыгает по лодке, все болтает и болтает про ружье, про леща, про красный лисичкин платок. (полностью отрывок в Приложении)

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

Стиль разговорный; употребление просторечной лексики, повторов, обращений, вопросно-ответной формы и т.д.

Слово учителя

А сейчас мы послушаем стихотворение Ю. Куранова, и вы поймете, насколько стихи и проза взаимосвязаны у писателя.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД № 8, 9

ЧТЕНИЕ УЧЕНИКОМ СТИХОТВОРЕНИЯ

"Я видел: две птицы прощались среди облаков на лету:"

Слово учителя о фестивале БиблиОбраз, который проходит несколько лет в Калининграде в парке "Юность".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД № 10, 11, 12, 13

Слово учителя.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД № 14 -17

Полтора года назад в Калининградской областной научной библиотеке состоялась презентация книги Адели Киселевой "Юрий Куранов: страницы жизни".

На мероприятии присутствовали представители литературной студии "Дуновение дюн", "Общества почитателей творчества Ю. Н. Куранова", "Союза свободных писателей", а также члены Союза российских писателей - А. Г. Самусевич и З. А. Куприянова.

Книга Адели Киселевой - это дань памяти и уважения замечательному писателю, чье имя вошло в антологию русской прозы. Его рассказы и повести переведены на десятки иностранных языков: польский, немецкий, французский, английский, испанский, болгарский, чешский, хорватский и другие. Перу Ю. Н. Куранова были подвластны практически все жанры - стихи, рассказы, миниатюры, романы, очерки и статьи. Его считал своим любимым учеником мэтр русской лирической прозы К. Г. Паустовский.

Отечественная критика отвела Ю. Н. Куранову место первого мастера лирической миниатюры, продолжателя тургеневской традиции - стихов в прозе, наследника бунинского звучного слова.

Сам Юрий Куранов писал: "Миниатюра - очень щепетильный, капризный и тонкий жанр, она не терпит бесцеремонности. Как только писатель начинает этот жанр эксплуатировать, он мгновенно девальвируется. Ведь каждый раз нужны какие-то находки, новый подход и к внутреннему сюжету миниатюры, и к её внешнему оформлению, и вообще к духовной сущности её.

Дело в том, что в отличие от всех жанров вообще - прозаических - миниатюра находится на грани прозы и поэзии... И вот на этой грани миниатюра только и может существовать. Как только исчезает поэзия, миниатюра превращается либо в анекдот, если есть внутренний сюжет какой-нибудь закрученный, либо в притчу, если её насыщают философией.

И вот когда у тебя есть поэтический сюжет, маленький по объёму, и ты с него всю шелуху, всё лишнее сваливаешь, оставляешь только суть поэтическую и насыщаешь ещё всё живописью на уровне, тогда только получается миниатюра в полном смысле слов".

ВЫВОД.  (ответ на главный вопрос урока дают учащиеся).

Учитель подводит к мысли, что закончить урок логичнее всего ключевым высказыванием Куранова, которое может служить и великолепным эпиграфом к работе писателя, поскольку представляет собой ответ на вопрос, почему же чудесные произведения обладают теми особенностями, о которых говорилось выше, и благодаря чему они производят неизгладимое впечатление на читателя.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД № 18

"Слово - это живой прекрасный организм. Это живое существо, совершенное, только буквами мы ему придаем зрительную форму. На самом деле словно имеет звук, имеет запах, внутреннюю энергию. У него есть сердце, душа. И вот только тогда, когда ты слово не выливаешь куда попало, а когда ты обращаешься с ним как с прекрасным существом, живым и разумным, может, более разумным, чем ты сам, и когда вот так уважительно бережно, с любовью истинной ты обращаешься к слову и пытаешься найти только то место, где в единственном варианте оно может стоять, только в том сочетании, только с той окраской, вот тогда слово не погибнет. Самые прекрасные слова, когда они используются в неправильном, а особенно в лживом варианте, когда наполняются они какой-то клеветой, мерзостью, теряют вес и смысл."

Литература.

  1. Рассказы и стихи Ю.Н. Куранова
  2. Альманах "Дуновение дюн", Калининград, 2006 г. (эссе Ю.Н.Куранова "Напутствие", статья О. Глушкина "Уроки Куранова"; статья Б. Попова "Русский писатель"; статья "Литература Калининградской области")
  3. А. В. Киселева "Юрий Куранов: страницы жизни".