Авторская программа интегрированного урока математики и краеведения в 3-м классе "Отработка вычислительных навыков и умения решать задачи"

Разделы: Начальная школа


Сегодня у нас необычный урок, у нас гости! И мы, как радушные хозяева, встречаем их.

Девиз урока:

Начнешь в учении с малого,
Постигнешь и большее.

Устный счет:

Числа сходятся где-то во тьме
И глаза начинают светиться.
А кругом только умные лица,
Потому, что считаем в уме!

Математический кросс:

7 + 8 – 6 + 3 – 5 + 9 + 4 + 5 = 25

  • Дать характеристику данного числа
  • Состав числа заменить суммой разрядных слагаемых
  • Уменьшить данное число на 10
  • Увеличить данное число на 10

Молодцы! Вы справились отлично с заданием!

– А если я увеличу это число в 10 раз, какое число получится?

250 – это замечательное число! Это памятная дата для всех людей, живущих в Республике Алтай.

Нам, ребята, очень-очень повезло, т.к. мы с вами живем в одном из самых древнейших районов обитания человека. Ученые – археологи, открывшие не так давно в черте г. Горно-Алтайска Улалинскую стоянку древнего человека, при раскопках обнаружили более 600 каменных орудий, которые имели сходство с такими же орудиями, обнаруженными в Африке, где была открыта самая древняя стоянка человека на земле – ей около 2 млн.400 лет. Улалинская стоянка самая древняя, найденная в нашей стране.

Очень тяжело жилось нашим древним предкам. В течение многих веков на Алтай приходили завоеватели из Монголии, Казахстана, Китая. Они разоряли население, убивали людей, уводили их в рабство.

… Даже вспомнить и то тяжело
Горем согнутый старый Алтай.
Днем и ночью в развалинах скал
Эхо вторило тягостный стон, –
Нас когтями и клювом терзал
Коршун бешеный – царский закон.
Кверху в горы, по склонам крутым,
Бай взбирался и скот уводил.
Был, как бубен шамана, пустым
Бедняка прокопченный аил…

Алтайцы видели в лице русских своих защитников от врагов. В марте 1756 года двенадцать зайсанов обратились с просьбой к русскому правительству принять их в подданство и защитить от завоевателей.

Указом императрицы Елизаветы Петровны от 2 мая 1756 года Горный Алтай был включен в состав России. Добровольное вхождение алтайцев в состав России имело для них большое значение.

А сегодня на уроке я предлагаю вам совершить заочное путешествие по живописному, богоданному Хан-Алтаю!

А сопровождать нас любезно согласилась Мудрая Сова.

1. Но она встревожена тем, что дом забыла сдать на сигнализацию.

– Давайте, ребята, поможем ей.

– Набрать число 40, применяя сочетательное свойство сложения. (Задание выполняется по группам).

Число 40 для нашей республики тоже очень важное, потому что в настоящее время в Горном Алтае живут и трудятся алтайцы, русские, украинцы, казахи, татары. Всего – представители более 40 национальностей.

2. Ну, в путь!

Сова хочет убедиться, что у вас зоркий глаз!

  • Запишите числа: 9 8 1 7 4 9 7 5 1 0 8 6
  • Зачеркните цифры, которые повторяются по 2 и несколько раз.
  • Какие цифры у вас остались? 4506
  • А если я добавлю наименование – метров, то получится 4506 м!

Это высота самой высокой вершины Алтайских гор – гора Белуха

(Демонстрация картины Г.Чорос Гуркина “Хан-Алтай”.)

Какой везде простор и какая мощь!

… Это ты, заколдованный, угрюмый, царственный Алтай!..
Это ты окутался туманами, которые, как мысли, бегут с твоего могучего чела в неведомые страны…
Это ты, богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и думаешь свои заветные добрые думы…
(Григорий Чорос-Гуркин)

3. К нам приезжают люди со всех регионов России, зарубежья полюбоваться дивной красотою Голубого Алтая. Но, если ты не посетил Телецкого озера, значит ты не увидел всю красоту Алтая.

(Демонстрация серии фотографий.)

Оно расположено в горах на высоте 436 метров над уровнем моря. Его наибольшая глубина 325 метров, длина 80 км,ширина-5 км.

Главное богатство Телецкого озера – чистая, прозрачная вода, по 10 тонн этой чистейшей воды приходится на каждого жителя планеты. На берегах встречаются минеральные источники, среди них есть и целебные.

Глядя на эти рисунки, мы видим насколько прозрачная вода в озере! Летом можно увидеть дно на глубине 13 метров, а зимой через лед – на 7 метров меньше.

– На какой глубине просматривается дно озера зимой?

(13 – 7 = 6 м)

Задача 2. Откуда столько воды в Телецком озере?

В озеро впадает 71 река, а вытекает только 1 (Бия)

На сколько больше рек впадает в озеро, чем вытекает?

А какой там климат! За последние 45 лет озеро полностью замерзало лишь 8 раз.

– Сколько лет оно оставалось открытым в зимнее время?

(45 – 8 = 37 раз)

– А сейчас я приглашаю вас на сказочно красивую поляну на берегу озера! (Демонстрация поляны с цветущими кандыками.)

– Отдых детей (физкультминутка на релаксацию)

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем..
Дышится легко, ровно, глубоко..
Руки, ноги отдыхают,
Шея не напряжена и расслаблена...
Губы в улыбке чуть-чуть приоткрываются..
Все спокойно расслабляются..
Дышится легко, ровно, глубоко..

Пока дети отдыхают, учитель рассказывает им легенду о Телецком озере. (“Легенды и мифы седого Алтая” Составитель В. Ф. Хохолков.)

– Жил один охотник в горах Алтая. Однажды он ушел на охоту и заблудился. Сколько он не пытался отыскать дорогу домой, но все вокруг было незнакомо. В конце дня, на закате догорающего солнца, он оказывался на одной и той же горе, и замертво засыпал.

Но вот, проснувшись утром, он увидел перед собой большой самородок золота, с конскую голову. Сперва он обрадовался находке, но, не зная дороги домой, зачем оно ему, подумал охотник. И он решил принести золотую голову в жертву горному духу (ээзи).

Он взял золото с мыслью, если горный дух примет жертву, то укажет ему путь к аилу. Охотник поднялся на вершину горы и бросил золото в пучину большой воды.

Вдруг, как туман слетел с его глаз, и все горы стали ему вновь знакомы, и он без труда добрался до своего очага.

Среди коренного населения озеро получило название Алтын – Кель (Золотое озеро), а гора, с которой был брошен самородок, стала называться Алтын-Туу (Золотая гора).

4. Игра на полянке

7

6

9

2

5

8

8

6

7

  • Выписать наименьшее число

  • Выписать наибольшее число из 2 строки

  • Выписать не наибольшее и не наименьшее число из 3 строки

Какое число получилось? (687)

– Если я дам наименование этому числу, то получится – 687 километров. Это длина реки Катунь!

(Демонстрация картины Г. Чорос-Гуркина.)

И вот, среди этого могучего заколдованного царства, среди величественной природы, среди громад голубых гор, среди дремучих темных лесов, по нежным благоухающим цветами долинам, по золотому дну Алтая течет изумрудная река-красавица Катунь. Глубоко врезалась она в самое сердце Алтая и между ущелий извилась голубою лентой. Бурная, неугомонная, крепко прижалась она к груди великана и стремительно, с шумом, течет впереди…
(Григорий Иванович Чорос-Гуркин)

– Но чем-то встревожена наша Катунь!

Я, кажется, понимаю… Нынче очень морозная и снежная зима. Рыбе приходится тяжело переживать это время года, наступает сезон кислородного голода для рыб.

– А хотите помочь рыбе? Для этого нужно просверлить проруби…

– Какие интересные проруби! Назвать, какой геометрической фигурой они являются, доказать.

– Полюбуйтесь красавицей Катунью!

Так и хочется у нее спросить, отчего она такая красивая?

(Стихотворение “Катунь – красавица” (читает Юля Сухорукова).

Вот и подошло к концу наше путешествие по древнему Хан-Алтаю! Мы еще раз убедились, что Алтай относится к тем уголкам земли, где природа поражает не только редким своим богатством, но и разнообразием.

Побывавший здесь в конце 20-х годов известный художник Н.Рерих писал в книге “Алтай – Гималаи”: “Везде, по всему краю хвалят русский Алтай. И горы-то прекрасные, и недра-то могучие, и реки-то быстрые, и цветы-то невиданные”.

Виталий Бианки считал наш Алтай самым лучшим уголком земли.

“В жизни не видел ничего более прекрасного. Я жил там в юности – четыре года – и до сих пор вспоминаю это время как чудесный сон…”

Уникальность нашего края оценили давно. В 1932 году здесь был создан Алтайский государственный заповедник, позднее были созданы Шавлинский, Ининский, Кош-Агачский заказники. В мае 1981 года – Чергинский заказник, где проводятся эксперименты по разведению и приручению зубра, выдры, косули низкорослой монгольской лошади, северного оленя и др. животных.

Уникальные природные объекты – Телецкое озеро, гора Белуха, Чуйский тракт, Алтайский заповедник, Катунский заповедник, плато Укок – решением ЮНЕСКО внесены в список Всемирного наследия Человечества!

5. Итог урока.

Дорогие ребята! Вы – будущее поколение, от вас зависит сохранность и преумножение богатств нашего исторически уникального Горного Алтая!

Звучит “Гимн природе” слова и музыка В.Ф.Хохолкова

Кому понравился наш необычный урок?

Что нового мы сегодня узнали?

Все вы у меня молодцы, с вами было очень приятно путешествовать!

Оценивание.