Методическая разработка "Я умею ценить время"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Методическая разработка "Я умею ценить время. Занимательный материал по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста" составлена в соответствии с требованиями и рекомендациями программы "Детство".

Данная разработка даст возможность воспитателям развить у детей чувство времени, воспитать такие качества личности, как организованность, собранность, обязательность, целенаправленность, точность, пунктуальность. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создаст основу для качественного обучения младших школьников.

Методическая разработка содержит перспективный план, игры и игровые упражнения, художественное слово, варианты иллюстраций и фотографий по формированию временных представлений. Игры и игровые упражнения построены с учетом возрастных особенностей детей по принципу от простого к сложному. В пособии эффективно подобраны формы, методы и приёмы: моделирование, динамические паузы, проблемные ситуации, варианты иллюстраций, игровые упражнения, которые позволят повысить процесс обучения и провести занятия в доступной и увлекательной форме.

Игровые упражнения можно использовать в I, II и III блоках. Работу с пейзажами и фотографиями следует начинать со среднего возраста. Художественное слово позволит закрепить навыки распознавания и умения называть временные отрезки, развить произвольное внимание, речевую и двигательную память.

В пособии включены игры, апробированные в работе с детьми дошкольного возраста. Занимательный материал заимствован с изменениями из отечественных изданий. Некоторые игры и упражнения разработаны автором и предлагаются как варианты эффективных форм и методов работы.

ВВЕДЕНИЕ

Наше государство нуждается в физически, нравственно здоровом и, конечно, интеллектуально-развитом поколении. Начальная ступень в хорошем образовании - это дошкольное образование. Основным средством интеллектуального развития выступает математика. Педагоги, занимаясь с дошкольниками, выполняют заказ школы. Что ждет школа? Школа ждет любознательных детей с развитым логическим мышлением, которые умеют оперировать числами, соотносить математику с другими предметами, с психологической готовностью к "школьному" общению со сверстниками и учителями.

Два года назад мой сын стал первоклассником. Наряду с радостным событием в нашей семье, возникли серьезные трудности. Они заключались в следующем: мой сын не умел рационально распоряжаться своим временем, был несобранный, страдала организованность, не мог вовремя начать приготовление уроков дома.

В беседах с классным руководителем МБОУ гимназии №2 Моисеевой Антониной Ивановной выяснилось, что у 30-40 % первоклассников плохо развито чувство времени (хотя представления имеют около 70% детей). Младшие школьники не могут регулировать темп и ритм своих действий, не развито чувство длительности временных отрезков, им трудно укладываться в отведенное время, что, и определило актуальность данной проблемы.

У дошкольников и младших школьников разные временные режимы, а значит, необходимы определенные механизмы для благоприятной адаптации к школьному обучению. Без развития чувства времени не возникнут качества, с первых дней востребованные в школе, - организованность, собранность, целенаправленность, точность, обязательность, пунктуальность. Умение регулировать и планировать деятельность во времени, создает основу для развития перечисленных качеств, так необходимых младшему школьнику при качественном обучении в школе и в повседневной жизни.

Ко всем требованиям, которые предъявляет ребенку школа, нужно готовить в дошкольном возрасте. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации. Новый подход помогает синтезировать элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

В связи с актуальностью данной проблемы, появилась необходимость обратиться к разделу "Формирование временных представлений у дошкольников", что и определило тему методической разработки: "Я умею ценить время. Занимательный материал по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста".

Для того чтобы данный раздел был более доступным для детей мною предложен увлекательный, занимательный материал в виде игр, игровых упражнений, что способствует эффективному восприятию и пониманию времени. При выполнении заказа школы, необходимо придерживаться современных принципов:

  • Принцип деятельности (использовать вопросы поискового характера; не должно быть прямых ответов, знания необходимо добывать);
  • Принцип мини-макса (дети разные: одни подвижные, другие заторможены; поэтому необходимо давать для "макса" дополнительный материал);
  • Комфортность (дети сидят в удобной позе - по кругу, буквой "П", амфитеатром, ленточная посадка, возможность свободного перемещения);
  • Принцип целостного представления о мире (показать взаимосвязь с экологией, краеведением, изобразительной деятельностью);
  • Принцип вариативности (решение детей может быть различным - рисование, жестикуляция, моделирование);
  • Принцип творчества (например, изготовление совместно с воспитателем карточек-символов для комплекса утренней гимнастики, последовательности действий в конструировании, аппликации);
  • Принцип непрерывности (преемственность ДОУ и школы).

Целью формирования временных понятий у дошкольников считаю:

  • Создание условий для активной, разнообразной, самостоятельной деятельности детей в познании окружающего мира; т.е. постоянно пополнять и обновлять предметно-развивающую среду;
  • Формирование умения давать временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм;
  • Обогащать словарный запас, связную речь, пополнять словарь детей эстетическими, искусствоведческими терминами;
  • Развивать умение соотносить увиденное с собственными чувствами и переживаниями, личным опытом общения с природой; продолжать знакомить с достопримечательностями родного города;
  • Воспитывать такие качества личности, как организованность, собранность, обязательность, целенаправленность; чувство гордости за красоту окружающей нас родной природы, любовь к родному городу.

Объектом является процесс ознакомления дошкольников с временными представлениями.

В работе учитываются идеи о том, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.) должны формироваться в привычных видах деятельности: играх, моделировании, рисовании, наблюдениях. Такие виды деятельности позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными и способными быстро адаптироваться к школе, учебной деятельности.

Глава 1. Теоретические основы восприятия времени в дошкольном возрасте

1.1 Особенности восприятия времени в дошкольном возрасте

Время существует объективно, вне и независимо от нашего сознания. Восприятие же и познание его - это лишь отражение в нашем сознании реально существующего времени.

Основой восприятия времени является чувственное восприятие. Комплекс различных анализаторов способствует чувственному восприятию тягучести времени, однако особое значение И.М. Сеченов придавал слуховым и мышечным ощущениям. "Только звук и мышечное ощущение дают человеку представление о времени, притом не всем своим содержанием, а лишь одною стороною, тягучестью звука и тягучестью мышечного чувства".

Психологи отмечают трудности в восприятии времени, так как время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию. К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени как объективной реальности: его текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце), его необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. Поэтому время воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений. У человека ориентировка во времени имеет две различные, взаимно дополняющие друг друга формы отражения.

Одна из них - это непосредственное ощущение длительности. Выражается оно в нашей способности чувствовать, оценивать и ориентироваться во времени без вспомогательных средств (на этой базе образуются условные рефлексы). Эту способность называют "чувством времени". Наряду с чувственным восприятием "чувство времени" включает логический компонент: знание мер времени. В раннем возрасте "чувство времени" формируется без опоры на знание эталонов времени, совершенствуется в результате обучения.

Другая форма - собственно восприятие времени, наиболее сложная и совершенная форма отражения. Она тесно связана с обобщающей функцией второй сигнальной системы. Таким образом, "чувство времени" опирается на взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

Большую роль в восприятии времени детьми играют ритмичные процессы жизнедеятельности, с их правильным чередованием работы и покоя. Всякое движение ребенка требует времени, есть короткие приятные занятия, есть занятия, от которых он устает.

Практической ориентировке во времени содействует четкий режим дня и жизни, в котором постоянно чередуются те или иные процессы, наполненные близким и жизненно значимым для ребенка содержанием.

В дошкольном возрасте "чувство времени" совершенствуется на основе усвоения различных временных эталонов (секунда, минута, час, день, сутки и т.д.). В разных видах деятельности "чувство времени" выступает как чувство темпа, то как чувство ритма, то как чувство скорости. В формировании этого чувства определенную роль играет накопленный опыт дифференцировки времени на основе деятельности многих анализаторов. Так, "чувство времени" наряду с чувственным восприятием включает и логические компоненты: знание мер времени. Таким образом, "чувство времени" опирается на взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

"Чувство времени" развивается и совершенствуется в процессе практической деятельности человека, в результате специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста, возможно, формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, является:

1. Знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени.

2. Переживание - чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.

3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.

Каковы особенности оценки, отмеривания и воспроизведения временного интервала?

Исследования показали, что наименьшей точностью характеризуется словесная оценка интервала времени. Самое же точное восприятие времени наблюдается при воспроизведении временного интервала. Это обусловлено тем, что если при оценке и отмеривании нужно лишь внутренне, про себя сличать воспринимаемый временной интервал с известным эталоном, хранящимся в памяти, то при воспроизведении продемонстрированного интервала времени приходится не только внутренне сличать его с эталоном, но и практически сопоставлять воспроизводимый интервал с только что продемонстрированным эталоном. Затруднения же в отмеривании названного интервала времени обусловлены тем, что нужно оценить названный интервал, а затем перейти к отмериванию, что совершенствуется с помощью ряда анализаторов - речедвигательного, двигательного, зрительного в их сочетании, ибо единственного анализатора времени, которому можно было бы отдать предпочтение, не существует. Различные свойства времени отражаются с помощью комплекса анализаторов.

Одна из основных задач обучения состоит в том, чтобы в дошкольном возрасте дети знали и понимали отдельные единицы времени. Эти знания должны базироваться на чувственном отражении временных отрезков различной деятельности.

Другая задача обучения - помочь ребенку понять взаимосвязь, существующую как между компонентами внутри каждой отдельной единицы времени (час, неделя, месяц, год и др.), так и между всеми существующими единицами. Показать эту взаимосвязь, раскрыть характерные для нее количественные отношения - значит приблизить детей к пониманию отдельных единиц как единой системы эталонов или мер времени. Единицы времени, как: секунда, минута, час, день, сутки, неделя, месяц, год и т.д., являются своеобразными временными эталонами. Временные эталоны взаимосвязаны и представляют собой систему. Каждая следующая единица времени, как составной компонент этой системы, образуется из определенного количества меньших единиц. Таким образом, в основе освоения системы временных эталонов лежит понимание количественных отношений, существующих между отдельными единицами времени.

Следовательно, все психологические исследования подчеркивают особую роль слова и сложившихся в обществе эталонов в восприятии и оценке разных сторон времени. Эти знания должны базироваться на чувственном отражении временных отрезков различной длительности. Единство чувственного и логического восприятия, диалектическая их взаимосвязь - это непременное условие успешного развития у детей временных ориентировок, и "чувства времени".

Список используемой литературы

  1. Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: пособие для воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни / Т. И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2006. - 176с.
  2. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-ое изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 47с.
  3. Козлова В. А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. Методическое пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса, 2002.
  4. Новикова В. П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 104с.
  5. Жукова Р.А. Математика. Вторая младшая группа. Разработки занятий. II часть. / Сост. Жукова Р. А. - Волгоград: ИТД "Корифей". - 96с.
  6. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). М.: ВАКО, 2006. - 176с.
  7. Журнал "Обруч" № 6, 2006 Иллюстрированный научно-популярный и методический журнал для руководителей всех уровней методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. Учредитель: ООО "Линка - Пресс".
  8. Солнышко в окошке Пособие для родителей по развитию речи ребенка дошкольного возраста. Составитель А. Береславцева. - Издательство "Библиополис". СПб. Издат-Школа. М., 1997, 240с.
  9. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - с.272 / Библиотека программы "Детство".
  10. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) - "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2004. - 384с.
  11. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 "Педагогика и психология (дошк.)" / Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др.; Под ред. А. А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303с.
  12. Лысаков В.Г. 1000 загадок / В.Г. Лысаков. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. - 318с.
  13. Умный Ивашка. Жар - птица и Золотое зерно: Русские народные загадки / Сост. Г.М. Науменко; Худож. В. Синеьщикова. - М.: Дет. лит., 1991. - 64с.
  14. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. Л.Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992. - 256с.
  15. Я познаю мир: В мире науки: Для умных, но ленивых: веселые уроки / К. Поскитт, Н. Арнольд; Пер. с англ. А. В. Молоканова, О. А. Герасиной, М. В. Сеферовой; Худож. Т. Дантон, Т. де Соль. - М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2004. - 461с.
  16. Н.М. Метенова Доброе утро, малыши! Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы. Ярославль, 2000.
  17. Коваль Ирина Учимся мыслить. Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет. - Харьков: Книжный клуб "Клуб семейного досуга"; Белгород: ООО "Книжный клуб "Клуб семейного досуга", 2007. - 256с.
  18. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192с.