Сценарий устного журнала "Дочь своей эпохи"

Разделы: Внеклассная работа


Ведущий: 2009 год в истории пенициллина – особый: ровно 80 лет назад осенью 1929 года на заседании Медицинского исследовательского клуба при Лондонском университете англичанин Александр Флеминг впервые явил публике свое открытие – пенициллин. А 111 лет назад 12 октября 1898 года на свет появился еще один знаменитый исследователь, учёная, чье имя тесно связано с пенициллином. Звали ее Зинаида Виссарионовна Ермольева.

(выступление студента)

Ермольева по происхождению донская казачка. Она родилась на хуторе в Донской области. Училась в Новочеркасске. Когда на выпускном балу зазвучал ее любимый «Сентиментальный вальс» Чайковского, она, признанная «королева танцев», вдруг неподвижно застыла у окна. Боль пронзила сердце: ведь именно сейчас у нее дома, под подушкой, лежит книга об этом композиторе-чародее. Гений… Рассвет таланта.… И вдруг такой страшный, такой нелепый конец: черный гроб, залитый едкой известью, «Болезнь тяжелая, желудочная, плохо поддающаяся лечению», – прочитала она в книге. Кто-то вспомнил, что и мать Чайковского умерла от холеры. Но причем тут смерть матери? Разве холера передается по наследству? Конечно, нет. Но, может быть, передается предрасположение к ней!

История смерти Чайковского определила окончательный выбор Зинаиды Ермольевой своей будущей профессии: она станет врачом. А искусство? Нет, оно не забудется. Оно на всю жизнь останется с ней, останется как радость, как помощник в ее главном труде.

Ведущая: Научные открытия, учёные степени и звания были еще впереди, но уже тогда у Зинаиды Виссарионовны было то, что она сохранила до конца жизни, - ермольевский характер: сильная воля, неиссякаемая жажда знаний, целеустремленность, завидная работоспособность. Вот несколько штрихов к ее портрету.

(выступление студентов)

1.Ближайшая соратница Ермольевой профессор Л.М. Якобсон пришла к ней в лабораторию, воспитанная в строгих немецких традициях. И поначалу была шокирована тем, что все сотрудники обращались друг к другу на «ты», а Зинаиду Виссарионовну иначе как Зизиша, Зиночка, Заинька не называли. Но вскоре поняла: это ничуть не мешало Ермольевой твердой рукой руководить лабораторией. Сотрудники молились на нее и слушали беспрекословно.

А уже когда перед Зинаидой Виссарионовной стояла цель, она и «сквозь игольное ушко» умела пробиться. В тридцатые годы институт, где в то время руководила она небольшой лабораторией биохимии микробов, выселяли из особняка на улице Обуха. Выдворяли, не предложив взамен ничего подходящего. Коллектив был в отчаянии. Что в этой ситуации предпринимает хохотушка Зиночка, самый молодой в институте профессор? Берет под руку почетного академика Н.Ф. Гамалею и ведет на прием к Калинину. Тот развел руками: документ о выселении уже скреплен подписью Молотова. Думаете, Ермольева сложила руки? Ничуть! Написала письмо тому единственному, который все мог. Резолюция Сталина была: «На повторное рассмотрение». И, представьте, институт не тронули.

2. В этом эпизоде вся Ермольева, человек действия, человек, загоравшийся новыми идеями, умевший заражать ими других и непременно доводивший любое начатое дело до логического завершения. В какой-то мере Зинаида Виссарионовна – дочь своей эпохи. Как и многие в те годы, жила на одном дыхании, верила в завтра, и ставшие крылатыми слова «Даешь Магнитку!» были искренним проявлением ее души.

Шел 1935 год. Пущена первая линия московского метро – от Сокольников до центра. Опыта у строителей еще мало, и их не на шутку встревожили плесневые грибки, разъедавшие металлические шайбы. Зинаида Виссарионовна вызвалась помочь. В ее лаборатории изучили и отобрали строительные материалы, не подвергавшиеся коррозии ни под влиянием подземных вод, ни под воздействием плесневых грибков. Таких исследований, далеких от медицинской микробиологии, выполнявшихся лишь потому, что было «очень нужно», у Ермольевой набралось не мало. И она даже не считала нужным публиковать их.

Ведущая: В богатой творческой биографии академика Ермольевой можно выделить несколько этапов. И одним из самых ярких была борьба с холерой.

(выступление студентов)

1.В 1922 году в Ростове-на-Дону вспыхнула эпидемия холеры, Зинаида Виссарионовна не только по учебникам изучает это страшное заболевание, но и наблюдает его в реальной жизни. К тому времени был уже известен и изучен классический холерный вибрион. Но практика подсказывала, что у него есть «собратья», так называемые холероподобные. Где и как их искать? Как обезвреживать? Вопросы оставались без ответов.

За поиски этих ответов и взялась молодая исследовательница. Она успешно провела большую серию лабораторных опытов. Но был необходим решающий эксперимент: опыт на человеке.

(отрывок из видеофильма «Госпожа пенициллин»)

В ее протокольной записи мы читаем: «Опыт, который едва не кончился трагически, доказал, что некоторые холероподобные вибрионы, находясь в кишечники человека, могут превращаться в истинные холерные вибрионы, вызывающие заболевание». Это было научное открытие.

2. В 30-е годы, когда в Афганистане вспыхнула холера, Зинаида Виссарионовна с группой единомышленников отправляется в среднюю Азию. В невероятно тяжелых условиях на практике внедряет свои методы борьбы с этим грозным инфекционным заболеванием, применяет разработанные вместе с профессором Л.М. Якобсон бактериофаг. И то, что тогда холера на территорию страны не проникла, оказалось лучшей для нее наградой.

3. А во время Великой Отечественной Войны заболевание это было занесено в Сталинград неприятельскими войсками. И снова Зинаида Виссарионовна возглавила работу по его профилактике. Организовала на месте производство холерного бактериофага. Полгода как рядовой бактериолог провела в осажденном городе под напряженным обстрелом, обследовала жителей, выезжала в воинские подразделения.

(чтение отрывка стр.25, приложение 1)

Затем, в 1965 году была Кара-Калпакия, где с той же неутомимостью тушила она вспышку. Пятью годами позже, уже в преклонном возрасте принимала активное участие в ликвидации холеры в Одессе, Горьком.

Ведущая: А другой, не менее яркой полосой в ее творческой биографии была работа над антибиотиками. И хотя отсчет истории отечественного пенициллина ведется с 1944 года, Ермольева связала себя с ним несколькими годами ранее.

(выступление студентов)

1. Одержимая стремлением из плесневых грибков создать антибактериальное средство, собирала их со стен подвала. Вместе с небольшой группой сподвижников выращивала из грибков штаммы по- началу на коммунальной кухне, где жили сотрудники института, затем – в примитивных термостатах. Каждую порцию тщательно изучали.

(отрывок из видеофильма «Госпожа пенициллин»)

2. Первый пенициллин получили в лаборатории. Работали днем и ночью. И хотя исследования на животных показали его высокое терапевтическое воздействие, прежде чем предложить препарат клинике, Зинаида Виссарионовна добивается специального разрешения на перелет через огромную прифронтовую и оккупированную немцами территорию в Сухуми, чтобы еще и на обезьянах удостовериться в своих наблюдениях. А, передавая каждую порцию пенициллина – крустозина (так поначалу его называли) врачам, она и ее немногочисленные помощники - всего-то в производственной лаборатории работало пятеро - испытывали препарат на себе.

(чтение отрывка, приложение 2)

3. Слава о препарате распространилась со скоростью света. Маленькая лаборатория задыхалась. Даже при трехсменной работе не удавалось и тысячной доли потребности удовлетворить. И тогда Ермольева идет еще на один экстраординарный шаг. Приводит в лабораторию… Кого бы вы думали? Ворошилова! Показала условия, в которых готовили пенициллин, ознакомила с блестящими отзывами, с письмами – просьбами, доказывала, как важно срочно наладить промышленный выпуск препарата. А обворожить и убедить она кого угодно умела. И, заручившись столь высокой поддержкой, пошла в атаку по следующему кругу, в Минздрав.

4. Сегодня это может показаться чудесной сказкой, но уже летом 1943 года на одном из московских фармпредприятий начали подготовку к производству препарата. Ермольева и ее ближайшая помощница Тамара Балезина на заводе – каждый день. Учат людей, на ходу дорабатывают технологическую схему. Все было – неудача, обиды. И все – же осенью того же года с предприятия на фронт пошли первые машины с пенициллином.

Было бы неверно все заслуги по выпуску первого отечественного антибиотика приписывать одной Ермольевой. Десятки людей ее поддерживали, десятки людей занимались организацией производства. Однако если бы рядом не стояла она, целеустремленная, напористая, сомнительно, поступил бы пенициллин на вооружение советской медицины еще в годы войны.

Ведущая: Рассказывая об этой полосе жизни Зинаиды Виссарионовны, нельзя умолчать еще ободном достаточно драматичном эпизоде. В январе 1944 года, когда препарат еще выпускался по временной схеме, в Москву пожаловал известный ученый Х. Флори, получивший Нобелевскую премию за создание англо- американского пенициллина. Он привез штамм пенициллина и решил сравнить его с русским.

(чтение отрывка приложение 3)

(диалог на английском языке, приложение 4)

Ведущая: Итак, отечественный пенициллин – крустозин в труднейших испытаниях одержал победу. Но на полях Великой Отечественной войны еще продолжались бои, и тысячам раненых ежедневно требовалась экстренная помощь. Ермольева берется за решение и этой проблемы. Осенью 1944 года бригада ученых-исследователей и врачей, возглавляемая Н.Н. Бурденко, направляется в действующую армию, чтобы испытать препарат в полевых условиях. Во главе группы микробиологов Ермольева.

(отрывок из видеофильма «Госпожа пенициллин»)

(выступление студентов)

  1. Зинаида Виссарионовна достойно представляла нашу страну во Всемирной организации здравоохранения в Женеве.
  2. Она активно участвовала в работе I Всемирного женского конгресса в Париже, выступала на научных конференциях в Праге и Оттаве, Будапеште и Милане.
  3. С 1956 года и до конца своей жизни Ермольева возглавляла Комитет по антибиотикам.
  4. Она была главным редактором журнала «Антибиотики», членом редколлегии международного «Журнала антибиотиков», издаваемого в Токио.
  5. Ермольева была членом чехословацкого научного общества им. Пуркине, а на VII Международном конгрессе химиотерапии была награждена медалью имени этого выдающегося чешского естествоиспытателя за заслуги в области медицины в международном масштабе.
  6. Ее перу принадлежит 535 научных работ.
  7. Под ее непосредственным руководством вышло 180 диссертаций.

Ведущая: Как тут не упомянуть еще один парадоксальный факт ее жизни: Ермольева, учёный, которого цитировали во всем мире, была удостоена звания «Заслуженный деятель науки РСФСР» лишь под занавес свей жизни.

Зинаида Виссарионовна работала до последнего дня своей жизни – она умерла 2 декабря 1974 года, проведя в этот день научную конференцию.

Выдающийся ученый – микробиолог, создатель ряда отечественных антибиотиков, действительный член Академии медицинских наук Зинаида Виссарионовна Ермольева внесла огромный вклад в российскую науку.

Многие уже давно знакомы с Ермольевой: она – прототип доктора Татьяны Власенковой в трилогии В. Каверина «Открытая книга» и главной героини в пьесе Александра Липовского «На пороге тайны» – Световой.

Ведущая: За три десятилетия, что нет среди нас этой великой женщины, некоторые ее открытия уже стали достоянием истории – такова диалектика жизни. Но сама она остается примером служения науке и обществу. А это те нравственные ценности, которые хочется надеяться непреходящи.

(студенты поочередно читают стихотворение)

В трудное время она родилась
На Дону, в хуторе казачьем.
И медицине сполна отдалась,
Людям жизнь возвращая, не плача.

Очень добра и внимательна к людям,
Душой коллектива была.
Из-под земли достанет лекарства,
Как бы жизнь трудна не была!
Против холеры вакцину открыла,
Приняв микробное тело.
Жизнь не щадила и чуть не погибла-
Борясь за правое дело.

Война, больные средь руин …
И им помог пенициллин.
Антибиотик трудно дался –
Он днем и ночью добывался.

Трудно жизнь ей доставалась,
Но не сдалась и не сломалась.
Все, что знала и могла,
Своим студентам отдала.

Ее вера в жизнь, людей и дело
Служит для всех нас примером.

Литература:

  1. Каверин В. «Открытая книга».
  2. Медицинская газета № 72 от 16.09.1994.

Презентация.