Предпрофильная подготовка при обучении математики в МОУ "Лужновская СОШ"

Разделы: Математика


МОУ “Лужновская СОШ” является сельской малокомплектной школой, в которой обучается 59 человек из 7 населённых пунктов.

Математика – один из основных предметов в любом общеобразовательном учебном заведении. В настоящее время каждый выпускник, несмотря на будущую профессию, должен обладать достаточными математическими знаниями. Коллектив школы даёт прочные знания выпускникам, что ежегодно подтверждается итоговой аттестацией и поступлением выпускников в вузы и ссузы. В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.

Необходимость предпрофильного обучения математике возникла из того, что нельзя учить всех детей в старшей школе одинаково, и удалённостью деревень от областного центра, где учащиеся могут получать углубленные знания по предметам на различных подготовительных курсах. Работа началась с изучения документов по модернизации образования, была проанализирована оценка готовности школы к переходу на предпрофильное обучение: наличие учителей-предметников, имеющих квалификационные категории, наличие оборудованных кабинетов. Был проведён педсовет на тему “Стратегия развития предпрофильного обучения в школе”, на котором были изучены материалы по организации профильного и предпрофильного обучения. По решению этого педсовета на школьных методических объединениях были изучены стандарты образования с точки зрения профильной подготовки учащихся, проведено родительское собрание по теме: “Профильное обучение”, начали проводить диагностику учащихся, выполняющую следующие функции:

  1. Диагностика интересов, склонностей, способностей, других индивидуальных особенностей, которые в дальнейшем смогут определить характер и успешность образовательной деятельности учащихся.
  2. Прогнозирование успешности овладения учащимися учебным материалом, предусмотренной соответствующими программами образовательных областей.
  3. Диагностика готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля как ключевого этапа самообразовательной деятельности.

Профильные классы позволяют удовлетворять запросы и потребности учащихся, проявляющих повышенный интерес и склонности к изучению математики. Однако профильные классы создаются, как правило, на третьей ступени обучения и учащиеся, обучавшиеся до этого в общеобразовательных классах, испытывают большие затруднения. Решению данной проблемы способствует предпрофильное обучение, которое начинается уже с начальной школы, где учащиеся решают занимательные, логические задачи. Ребята узнают исторические сведения, поучительные эпизоды из биографий великих математиков, рассказы об их основных трудах. Следует отметить, что в начальном и среднем звене 2 ч. кружковой работы отводится на математику.

Перед учителем начальных классов стоит задача отследить продвижение ребёнка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых математических навыков. С этой целью у каждого учащегося существует портфолио достижений, куда вкладываются “Листы индивидуальных достижений” школьников по математике. Это позволяет ученику видеть своё продвижение, а учителю- наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию.

Уже к восьмому классу учащиеся имеют возможность оценить привлекательность математики, ее интеллектуальную эстетику, широкое разнообразие интересных математических задач. Именно в этом возрасте целесообразно начинать систематическую подготовку учащихся к дальнейшему продолжению образования в профильном классе. Эти обстоятельства определяют роль 8-9 классов в системе подготовки к изучению математики в профильном классе как ориентационного этапа. Учащиеся подготовительных классов должны владеть всем материалом, входящим в общеобразовательный курс математики, а минимальный уровень требований должен совпадать с уровнем требований учащихся общеобразовательных классов.
Профильное обучение математике – это не углубленная математическая подготовка школьников, а развитие их способностей в определенной сфере деятельности средствами математики, демонстрация возможностей применения математики в той или иной профессии.

Исходя из анализа действующих учебных планов (БУП-04 и экспериментальные учебные планы), базовый объем предпрофильной подготовки определяется 102 часами, из расчета 3 учебных часа в среднем на 34 учебных недели в году. Из имеющихся часов большую часть времени – две трети, т.е. 2 часа в неделю (всего 68 часов в год) – планировалось отвести на специально организованные краткосрочные (от одного до двух месяцев) курсы по выбору.

Была проведена презентация элективных курсов, на которую были приглашены учащиеся 8-х классов и их родители: было кратко представлено содержание программ элективных курсов, его назначение в предпрофильной подготовке, предполагаемые формы познавательной деятельности, итоговой аттестации, преподаватель ответил на вопросы учащихся и родителей. Перед презентацией каждый восьмиклассник получил подготовленную анкету для определения образовательных потребностей будущих девятиклассников – в ней был предложен список предполагаемых курсов по выбору и количество учебных часов на каждый курс с рекомендацией: "Выбери наиболее нужные для тебя курсы из предлагаемого ниже списка”. На основе анализа образовательных потребностей учащихся 8-х классов были подготовлены курсы по выбору.

Курсы по математике по выбору Количество часов
“Решение задач на проценты” 16
“Основы математической логики” 12
“Полезная математика. Приложение теории графов” 12
“Повторяем, решая, закрепляем, узнаём новое”” 30
“Задачи с параметрами” 12

Из предложенных пяти курсов выбрали первое, очевидно в силу большой практической значимости. Этот курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека.

Разработка программы курса “Решение задач на проценты” обусловлена непродолжительным изучением темы “Проценты” Понимание процентов и умение производить процентные расчёты, в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико, и затрагивает стороны нашей жизни. Учащимся было очень интересно узнать, что оказывается, для банковского расчёта существуют формулы простого и сложного процента. Каждое занятие при проведении курсов направлено на то, чтобы развить интерес учащихся к предмету, познакомить их с новыми идеями, расширить или углубить представление об изучаемом в основном курсе математики, рассмотреть решение интересных задач. При изучении курсов по выбору не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, хотя должен появиться прогресс в подготовке учащихся по математике.

Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося 9 класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию. Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.

В школе в рамках предмета “Технология” преподаётся предмет “Профессиональное самоопределение старшеклассников”, который способствует учащимся познать самих себя: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы и т.д., а в дальнейшем выбрать профессию, получение которой будет способствовать правильно выбранный профиль обучения. Анализ результатов тестирования и диагностики вывели на физико-математический профиль обучения. В 2006-2007 уч. году в 10 классе по желанию учащихся и их родителей был введён данный профиль.

Основные цели предпрофильной подготовки по математике:

  1. Выявление и формирование средствами математики направленности личности, ее профессиональных интересов.
  2. Формирование деятельностных способностей учащихся: способностей к самоопределению, самореализации, рефлексии собственной деятельности.
  3. Формирование и развитие мышления, развитие математических способностей.
  4. Овладение комплексом математических знаний, умений и навыков.

Реализация данных целей осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. При этом основное внимание уделяется следующим моментам:

  1. Активная самостоятельная деятельность учащихся. Для этого теоретический материал вводится крупными блоками, что позволяет освободить больше времени для решения задач. После уроков решения задач следуют уроки – зачеты.
  2. Индивидуальные задания для различных групп учащихся.
  3. Разнообразие системы уроков, использование различных форм работы с учащимися.

В школе ежегодно проходит декада математики с целью повышения профессиональной компетенции учителей, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.

  1. Задачи предметной декады:
  2. Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  3. Вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к математике;
  4. Выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению математики.

Учитывая цели и задачи предметной декады, в школе проводятся внеклассные мероприятия такие как “Математический калейдоскоп”, “Эта интересная математика” и др. Материал представлен на сайте https://urok.1sept.ru/authors/209-194-433/. Ученики с удовольствием принимают в них участие. Материал подбирается таким образом, чтобы можно было проиллюстрировать применение математики на практике, показать связь математики с другими областями знаний, познакомить с некоторыми историческими сведениями, подчеркнуть эстетические аспекты изучаемых вопросов. Уровень сложности материала декады способен привлечь значительное число школьников, даже слабых учеников. Материал красиво оформляется и находится в кабинетах.

В августе 2005 года была составлена и утверждена карта индивидуальных образовательных траекторий на 2005/2006 учебный год. В общешкольном расписании занятий был определен день, в который в 9-м классе проводились элективные курсы. С сентября 2005 года каждый девятиклассник начал посещать курсы. Для учащихся был оформлен постоянно действующий стенд "Предпрофильная подготовка". На стенде размещались дополнительная информация и задания к зачёту.

В соответствии с “Положением об оценивании учащихся при проведении элективных курсов предпрофильной подготовки” по окончании элективного курса ученики получили сертификаты или свидетельства. Сертификат подтверждает успешное усвоение программы и успешное выполнение итоговой работы. Свидетельство выдается, если учащийся посещал занятия, но выполнять итоговое задание не стал или не справился с ним.

По окончании программы курса, ученики анкетировались с целью определения качества преподавания. В целом, анализ результатов текущего анкетирования, бесед и анкетирования родителей позволяет сделать вывод об эффективности организованной в нашей школе работы по предпрофильной подготовке по математике.

Учебники, по которым мы учим: под ред. Теляковского и др. Алгебра 7-9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: “Просвещение., Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7–9 кл. – М.: “Просвещение”. Дополнительную информацию берём из учебника под ред. Мордковича, Башмакова.

Элективные курсы помогают учащимся определиться с выбором экзаменов за курс основной школы и дальнейшего профиля обучения, делают наших школьников более конкурентоспособными в плане поступления в ВУЗы. Учащиеся школы успешно сдают ЕГЭ и становятся студентами различных вузов.

Выводы

  1. С введением предпрофильного обучения в школе наблюдается рост качества знаний не только по математике, но и по предметам, изучаемым на базовом уровне.
  2. Спектр интересов выпускников намного шире, чем предлагает школа. Предложенные школой элективные курсы, позволили им получить необходимые для поступления в ВУЗы знания.

Наши ученики поступили в такие ВУЗЫ, как

  • КГПУ им. К. Э. Циолковского,
  • МГТУ им. Баумана,
  • Заочный финансово-экономический институт,
  • Калужская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева,
  • Военно-инженерный космический университет им. Можайского, г. Санкт-Петербург,
  • Международный университет "Человек. Природа. Общество", г. Дубна, Московская область.
  • Московский авиационно-технологический институт,
  • Военно-физкультурный институт, г. Санкт-Петербург,
  • Московский институт радиоэлектроники и автоматики,
  • Тульский государственный университет,
  • Колледж Центрального банка России г. Москвы,
  • Волгоградская академия МВД.

Литература

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. /Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001г. №1756-р/
  2. Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003–2004 учебный год / Письмо Министерства образования РФ № 03-51-157 ин/13-03 от 20.08.03г./
  3. Приказы “Об организации предпрофильной подготовки в образовательном учреждении”
  4. Положения о предпрофильной подготовке учащихся
  5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2002
  6. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003
  7. Эксперимент по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов (2003-2004 учебный год).- М., 2003