Тематическое занятие для детей старшей и подготовительной к школе групп "Они пишут музыку для детей"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Приобщать детей к музыке, развивать способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие понятные образы.
  • Накапливать запас любимых произведений, закладывать основу музыкального вкуса.
  • Накопление представлений о жизни и творчестве детских композиторов, ввести ребёнка в мир музыки и воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к ней.
  • Добиваться активизации и творческих проявлений у детей.
  • Учить подбирать музыкальные инструменты, соответствующие по тембру, характеру музыки.
  • Развивать звуковысотный и тембровый слух.

Знакомство с композиторами

(Тематическое занятие для старшей и подготовительной групп)

Муз. рук: Дети, сегодня мы с вами поговорим о композиторах.

Кто такие композиторы?

(Ответы детей)

Муз. рук: Да, это люди, которые сочиняют музыку. Композиторы были во все времена, с тех пор как живут люди.

Многие композиторы пишут музыку для детей. Писать музыку очень сложно, а сочинять её для вас ещё сложнее. А знаете почему? Да потому, что у взрослых другие занятия и заботы, чем у вас.

Взрослые умеют готовить очень вкусные блюда, могут сделать игрушки, шить одежду, но не все понимают, как в лесу может жить Баба-Яга, или как Дед мороз может приносить в Новый год подарки. Для того, чтобы написать для вас музыку или стихотворение, взрослому нужно вспомнить детство.

Посмотрите на этот стенд, здесь находятся фотографии детских композиторов, песни которых мы с вами поём.

(На стенде – фотографии, коллажи с фотографиями детских композиторов: Шаинского, Тиличеевой, Парцхаладзе, Гладкова, Струве, Чичкова и т.д.)

Посмотрите на них, они уже не молоды, а смогли сохранить в себе искорки детства.

(Исполняется Песенка-Чудесенка музыка Ю. Чичкова)

А сейчас я расскажу вам музыкальную сказку… История эта, произошла в зоопарке.

Однажды Соловей был в гостях у Бегемота. Весь вечер он пел ему свои чудесные песни. Когда Соловей стал собираться домой, то Бегемот ужасно сокрушался:

– Ах, как мне не хочется расставаться с твоими замечательными песенками. Как бы я хотел, чтобы они всегда были со мной!

– Не горюй! – отвечал соловей – я пришлю тебе свои песни…

– Как это пришлёшь? – удивился бегемот.

– По почте – ответил соловей.

– Ура! Вот здорово! – радостно закричал бегемот.

На следующий день почтальон – Кенгуру в своей сумке принёс большой пакет. Бегемот быстренько его распечатал..

– Но где же, где, же песни?– подумал бегемот                        

Никаких песен не было! В конверте лежали листочки бумаги. На них были нарисованы какие – то линеечки, а на линеечках много всяких кружочков, точек и закорючек.

– Как же так? – удивился Бегемот. – Он ведь обещал прислать мне песни          

Бегемот показал листочки своему соседу – мудрому Слону.

– Это ноты! – сказал Слон.Каждую песню, каждую мелодию можно записать нотами. У каждой нотки есть своё имя.

Муз. рук: Итак, задание: Назовите имена ноток.

Вот из этих ноток и получаются песенки. Давайте все вместе, ещё раз, пропоём названия ноток:

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

(Дети поют названия нот вместе с музыкальным руководителем)

Как и мы, музыка может подниматься по ступенькам вверх и опускаться вниз.

Вот композитор Елена Тиличеева очень любила в детстве бегать по ступенькам своего дома, она считала про себя каждую ступеньку, а дойдя до самого верхнего этажа, – стремительно бежала вниз. Она сочинила такую песенку-лесенку:

Я по ступенькам вверх иду –
Потом обратно вниз бегу.

Или вот так:

Я шагаю вверх –
Я шагаю вниз.

(Дети исполняют песню «Лесенка» Е. Тиличеевой)

Итак, мы узнали, что композиторы – это люди, которые сочиняют музыку, а записывают они её нотками, которые умеют двигаться  вверх и вниз. Таким образом, получается прекрасная мелодия, а затем и песенки, которые мы с вами поём.

Дети, а как называется инструмент, на котором я играю вам песенки?

(Фортепиано, пианино) 

А какие музыкальные инструменты вы знаете?                             

(Ответы детей)

А вот вы знаете, что самым древним музыкальным инструментом считался человеческий голос, а уже потом стали изобретать и мастерить другие музыкальные инструменты.

Вот эти инструменты называются ударными:

– барабаны

– бубны

– тарелки

– треугольник

(Муз. руководитель обращает внимание детей на выставку музыкальных инструментов)

А это струнно-щипковые музыкальные инструменты:

– балалайка

– гитара

– арфа                        

И вскоре появляются смычковые инструменты:

– скрипка

– виолончель

– контрабас

И вот появляются инструменты медно-духовые:

– труба

– валторна

– саксофон

К деревянным духовным инструментам относится:

– флейта

– кларнет

– фагот

Сейчас мы поиграем с вами в игру  «Угадай музыкальный инструмент».

(Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю». Муз. рук показывает карточки с изображением музыкальных инструментов, а дети определяют их название)

(За ширмой раздаётся голос)

 Буратино: Ой, ой, ой!

Муз. рук: Кто это?!

Буратино: Это я – Буратино!

Я хотел поиграть с детьми,

Но на меня свалилась куча музыкальных инструментов,

А какие, я не знаю.

Муз. рук: Давайте поможем Буратино определить названия муз. инструментов.

(По тембровому звучанию определяют название муз. инструментов: металлофон, ксилофон, аккордеон, бубен, треугольник и т.д.)

(Музыкально-дидактическая игра «Угадай на слух»)

Буратино:  Большое спасибо вам ребята, что вы меня освободили!

Я хочу загадать вам загадку:

Что такое оркестр?

(Ответы детей)

Буратино: Кто главный в оркестре?

(Ответы детей)

Буратино: Ну, конечно, же, дирижер!

А кто из Вас хочет быть дирижёром?

(Проводится музыкально-ритмическая игра «Оркестр».  Под веселую музыку дети играют на воображаемых инструментах.)

Буратино: Молодцы ребята, мне очень у вас понравилось! А давайте ещё раз подойдём к стенду и рассмотрим фотографии композиторов, и вспомним их имена и фамилии.

(Дети рассматривают фотографии композиторов, выставку музыкальных инструментов, а также закрепляют их название. Муз. рук., в заключении, задаёт наводящие вопросы о пройденном материале.)