Нетрадиционные формы уроков истории. К вопросу об учебной интеграции

Разделы: История и обществознание


Урок был, есть и в ближайшее время наверняка останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся в школе.

Все экспериментальные попытки найти ему равнозначную замену успеха не имели. Но это не значит, что урок – это нечто не подверженное изменению. Современный школьный урок постепенно избавляется от жесткой временной регламентации, строгой дисциплины, слепого подчинения учеников учителю.

Предмет “История” – едва ли не самая “интегрированная” школьная дисциплина, не случайно коллеги-предметники часто обращаются к нам с просьбой рассмотреть тот или иной вопрос в историческом контексте.

Понятие интеграция происходит от лат. integer – цельный, что подразумевает восстановление некоего единого пространства, в данном случае – пространства школьных предметов. Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором учащиеся осознают взаимосвязь всех знаний, полученных на уроках.

Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит сближение и взаимодействие нескольких учебных дисциплин и ученик при этом выполняет активную роль. К ученику – участнику интегрированного урока предъявляются следующие требования:

  • умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники;
  • навыки осмысления полученной информации;
  • умение делать выводы на основе полученной информации;
  • выступать публично, литературно выражая свои мысли.

Одним из главных вопросов, стоящих перед учителем истории является вопрос о том, какое место должны занимать интегрированные уроки в школьном курсе? На наш взгляд, учителя должны сами выступать инициаторами интеграции, исподволь выявлять связь своего предмета и знаний, полученных учащимися. Интеграция может “красной нитью” проходить по всем школьным предметам, и лишь в определенный момент, при проявлении самими учащимися повышенного интереса к тому или иному материалу, вылиться в отдельный интегрированный урок.

Например, в 5-м классе учащиеся изучают стихотворение М.Ю.Лермонтова “Бородино”, при этом у них нет еще систематических знаний для анализа соответствующего исторического события. Когда же тема Отечественной войны 1812 года будет разбираться в курсе отечественной истории в 8-м классе, учитель сможет опереться на эмоциональное состояние учащихся, знакомых с Бородинской битвой по литературному произведению. А в 10-м классе, изучая роман Л.Н. Толстого “Война и мир”, ученики вполне способны самостоятельно проанализировать главы романа, связанные с Отечественной войной, и, возможно, именно тогда учителям истории и литературы стоит провести интегрированный урок, чтобы знания по данной теме, как мозаика, сложились в единое целое.

Можно выделить несколько форм учебной интеграции (объединения) материала на уроках истории:

  • на основе одинаковых тем (например, “Вторая мировая война” в курсах “Истории России” и “Всеобщая история” 9-11 кл.;
  • на основе учебных предметов гуманитарного профиля (например: история – литература,– ИЗО, история – география);
  • на основе учебных материалов разных классов базовой и профильной школы (например, “Внутренняя политика Екатерины II” – 7 кл, и “Век просвещения” – 10 кл.)

Если говорить о типах интегрированного урока, то их тоже выделяют два:

  • иллюстративно-развивающий, он предполагает использование знаний из области других предметов для лучшего усвоения конкретно-исторического материала.
  • проблемный, предполагает проведение исследования какой-либо проблемы при помощи средств, присущих интегрируемым предметам.

При организации интегрированного урока главной задачей учителя (учителей) является активизация и включение в работу всех учащихся в классе, независимо от уровня их подготовки. Важную роль играет дидактическое наполнение такого урока, где наряду с традиционными этапами учебного процесса для учителя открывается возможность применения и своих собственных разработок и находок.

Наше методическое объединение историков апробировало следующие типы интегрированных уроков:

  1. Традиционный урок. Тема “Восточные славяне” (6 кл.) Мы сохранили традиционную схему урока, а изучение нового материала строили на анализе “Повести временных лет”.
  2. Урок-игра. Тему “Олимпийские игры” мы изучали, интегрируясь с предметом “Физическая культура”.
  3. Урок с элементами анализа и сопоставления различных источников: исторических документов, литературных произведений, географических карт, таблиц, схем, статистических данных. Тему “Освоение Сибири” изучали в интеграции с предметом “География”, а тему “Политические репрессии 1930-х гг.” с предметом “Литература” 11-й класс.
  4. Урок-решение проблемных ситуаций нами проводился на стыке темы “Холодная война” в двух курсах истории (11 кл.).
  5. Урок-портрет например, раскрывая тему “М.В. Ломоносов – наш первый университет” проводился при участии учителей литературы, химии, физики.
  6. Урок-размышление проводился по теме “Коллективизация. Как это было”. На основе интеграции двух предметов истории и литературы в 11 кассе.

Произведение Можаева “Мужики и бабы” было тем эмоциональным фоном, который подтолкнул учащихся к размышлению над проблемой: нужен ли был коммунистический эксперимент под названием “коллективизация”.

Опыт проведения интегрированных уроков показывает, что такие уроки требуют тщательного планирования, т.к. учащимся предстоит создать обобщенную картину по отдельно взятой теме, что требует определенных интеллектуальных усилий. Работа над уроком предполагает три основных этапа:

  1. Подготовительный. Определяются цели, задачи урока, обосновывается необходимость интеграции с другими школьными предметами, составляется план-конспект урока. Учащиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио-и видеоматериалы, получают индивидуальные задания.
  2. Основной этап. Организация и проведение урока.
  3. Заключительный этап. Подводятся итоги урока. Намечаются вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Интегрированные уроки могут проводиться на нескольких уровнях: понятийно-информационном (учителя разных предметов согласуют информацию, формулируют тему, цели, но проводят урок по отдельности) и бинарном (одновременное обучение).

В чем же позитивное значение интегрированных уроков?

Интеграция дает возможность “показать учащимся мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, исключает дублирование, а значит, освобождает учебное время для изучения другого явления. Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.

В рамках интегрированного урока имеются возможности для реализации синергического подхода, при котором каждый элемент усиливает действие других. Кроме всего прочего интегрированный урок – это еще и форма открытого урока, что немаловажно в повседневной работе учителя, т.к. именно при такой форме организации учебного процесса наиболее полно проявляется совместная деятельность учителя и учеников.

Интегрированные уроки, прежде всего, бинарного уровня, в частности, история и литература предельно эмоциональны, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, публицистических материалов. В обстановке приподнятых чувств обостряется внимание к теоретическому материалу, происходит приобщение учащихся к проблемам жизни общества, придается новая окраска изучаемому содержанию. Использование игровых приемов обучения – инсценировок, игр, викторин – способствует более прочному усвоению знаний, вызывает интерес к изучаемому материалу, одновременно развивая сообразительность, находчивость.

Важным моментом интегрированных уроков является реализация принципов интегрированного личностно развивающего образования:

  • личностного подхода;
  • приоритета смыслообразующих мотивов;
  • формирование обобщенных структур (чем выше уровень обобщения (таблицы, схемы, алгоритмы), тем теоретические знания лучше, прочнее);
  • рефлексии;
  • системности;
  • проблемности;
  • диалогичности.

Трудности, связанные с подготовкой интегрированного урока, перекрываются тем результатом, который получает учитель. Активность детей на таких уроках, как правило, достаточно высока. И это понятно: необычная форма учебного занятия, присутствие сразу двух учителей, нестандартная подача материала делают подобный урок ярким, запоминающимся, а главное – эффективным.

Литература:

  • Н.Дорожкина, Т.Нехорошева “Как готовить интегрированные уроки”. М.: Чистые пруды, 2006, стр. 3-5.