Вышивка на уроках технологии. Техника хардангер

Разделы: Технология


Цели:

  • научить вышивать основные элементы в технике хардангер;
  • создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления приемов выполнения основных элементов вышивки в технике хардангер;
  • способствовать расширению знаний учащихся о приемах вышивки
  • счетными швами;
  • способствовать развитию интереса к декоративно-прикладному
  • творчеству;
  • способствовать воспитанию технологической грамотности.

Тип урока: комбинированный.

Методы ведения урока:

  • рассказ; беседа; индивидуальная практическая работа;
  • демонстрация.

Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ.

Учебное задание: выполнить на выбор один из основных элементов в технике хардангер.

Уровень целей и упражнений: правильность, точность.

Самостоятельные целенаправленные наблюдения: анализ продемонстрированных приемов выполнения практического задания, адаптация рекомендуемых действий к собственной работе.

Межпредметные связи: история; русский язык.

Наглядные пособия: готовые изделия в технике вышивки хардангер, образец практической работы, иллюстрации из журналов.

Материально-техническое обеспечение урока: канва, ножницы, игла, карандаш, линейка, нитки ирис, игольница, тетрадь.

Дидактические средства: мультимедийная презентация, инструкционные карты.

Ход урока

1. Организационная часть.

Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка готовности уч-ся к учебному занятию.

2. Вводная часть.

Сообщение темы урока. Формулирование целевых установок перед уч-ся и плана работы.

3. Повторение ранее изученного материала.

Использую методы рассказ, устный опрос, демонстрация слайдов презентации.

Вышивка является одним из наиболее распространенных и доступных видов художественного народного творчества. Она совершенствовалась на протяжении многих столетий и до нас дошла в виде разнообразных замечательных орнаментов, швов (Приложение 1. Слайд 2)

Вышивка во все времена ценилась очень высоко. В старину обрамление икон вышивала хозяйка дома. И это считалось не только красивым дополнением к иконе, но и символом дома, своеобразным оберегом. (Слайд 3)

Какие виды вышивки вы знаете?

Какие швы называют счетными?

В каких видах вышивки используются счетные швы? Приведите пример.

Счетная гладь бывает одно – и двусторонней. Характерной ее особенностью есть то, что вышивание ведется по счету нитей ткани параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить.

Русская гладь выполняется стежками величиной от 5 до 7 мм по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропуском в 2–3 нити между ними. Стежки должны плотно прилегать друг к другу.

Гобеленовым швом (Слайд 11) можно вышивать и растительные, и геометрические орнаменты. Стежки имеют диагональную направленность. Этим швом узор зашивается так, чтобы не оставалось просветов ткани.

Шов “полукрест” или “роспись” (Слайд 12) двусторонний. Узор выполненный на лицевой стороне строится из прямых и косых стежков.

К разновидностям “полукреста” относятся ломаные линии – пилочка, кривулька, лапки, кустики, шашечка и др.

Шов “крест” (Слайд 13) появился в русской народной вышивке под влиянием городских печатных картинок во второй половине XIX века. Является самым популярным швом для вышивки.

Набор (Брань) (Слайд 14) – вышивка народов Севера. Это двухстороннее скорое шитье, напоминающее по фактуре ткачество. Выполняют его прямыми стежками различной длины.

4. Изучение новой темы урока.

Подготовка уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе учебного занятия. Обеспечение мотивации.

Демонстрируя презентацию, рассказываю учащимся о вышивке в технике хардангер: происхождение; какие виды вышивки данная техника объединяет, где можно использовать. Демонстрирую готовые изделия.

Комментарии к презентации – Приложение 1.

Популярна вышивка и сегодня. Красивы и оригинальны современные изделия. Вышивка дело кропотливое. Необходимо много терпения и времени. А так же требуются знания.

Считается, что прародительницей вышивки “хардангер” изначально была строчевая вышивка, зародившаяся в Персии.
Из Персии вышивка постепенно проникла в Европу.

Вероятно вышивка Хардангер создавалась как имитация кружева, которое было популярно в 16, 17 веках в Европе. И только в 17 веке вышивка “Хардангер” получила свое теперешнее название, и не где-нибудь, а на западе Норвегии, в честь одного из селений. Жительницы Хардангер усовершенствовали, и развили свою технику вышивки. Постепенно она распространилась по всему миру.

В данной технике сочетаются два вида вышивки: счетная гладь и “ришелье”.

"Хардангер" предполагает полную свободу выбора как ткани, так и цвета ниток. Любой проект выполним. Этот стиль вышивки открывает перед вами почти безграничные возможности для воплощения фанттазий.

С использованием этой техники могут быть выполнены: салфетки, скатерти, диванные подушки, сумки т.д. (демонстрирую слайд). Вышивание в этой технике не отличается особой сложностью. Навыки формируются легко и довольно быстро, через непродолжительное время вы сможете приступить к выполнению достаточно сложных работ.

Сегодня на уроке мы научимся вышивать две ажурные разделки “паучок” и “мальтийский крест” (демонстрирую слайд).

Демонстрирую фрагмент презентации, далее разбираем с уч-ся последовательность выполнения элемента по инструкционной карте и за тем на изделии демонстрирую образ действия.

Так же демонстрирую наиболее распространенные ошибки при выполнении задания.

Сообщаю уч-ся о том, что не обязательно выполнять на практической части урока оба элемента. Можно выбрать один из двух “паучок” или “мальтийский крест”. Решение ребенка должно зависеть от его оценки собственных способностей.

5. Вводный инструктаж к практической работе.

Подготовка к работе.

Проутюжить ткань для вышивки.

Обметать срезы или обработать край липкой лентой.

Определить центр ткани, сложить ее пополам по длине и ширине.

Заправить ткань в пяльцы. Как? После занятия пяльцы снимают, чтобы ткань не деформировалась.

Использовать инструкционную карту как подсказку в работе (Приложение 2).

Правила техники безопасности.

Вопрос:

  1. Какие опасности могут возникнуть при выполнении швейных работ?
  2. Что нужно делать, чтобы избежать опасностей.

6. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся выполняют практическую работу по индивидуальному плану, используя инструкционную карту (Приложение 2). Провожу текущий инструктаж. Исправляю текущие ошибки. Слежу за соблюдением правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Провожу физкультурную минутку.

7. Заключительная часть урока

Анализ работы класса. Сообщение оценок.

Достигнуты ли цели урока?

Все ли учащиеся справились с работой?

Что вызвало затруднение? Рассмотреть типичные ошибки.

Показать лучшие работы.

Выдать задание на дом: в интернете в поисковой системе набрать “picasa”, изучить имеющийся в журналах материал, создать папку и расположить в ней понравившийсявам и необходимый для выполнения проекта.

Рефлексия.

Выбранная сложность элемента соответствует вашим умениям? Как считаете ваша самооценка занижена, объективна или завышена?

Прошу выбрать одну из поговорок о труде соответствующую личной оценке ребенка своего впечатления об уроке и зачитать.

8. Убрать рабочее место.