Урок "Что за прелесть эти сказки!"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: закрепить знания о народной и литературной сказке; выработать умение видеть их отличие; предоставить возможность для сформирования речи, творческой способности ученика; развивать умении работать в парах и группах; способствовать развитию памяти, мышления; воспитывать чувство любви к народному творчеству, любви к родному языку.

Ход урока

Создание эмоционального настроя.

(Звучит музыка: В. Дашкевич Ю.Ким «Приходи, сказка».)

Вслушайтесь в эту музыку, вдумайтесь в слова песни.

Индукция.

– А теперь, посмотрите на запись на доске:

«Русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания, они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности.»
Н.А. Некрасов

– Прочитайте эти строки, вспомните звучавшую песню и запишите в своих тетрадях слово или несколько слов, отражающих то, о чём идёт здесь речь. (Сказка, Русские сказки)

Самоконструкция.

– Прочитайте эти строки ещё раз и запишите вопросы, которые у вас возникли при чтении высказывания.

Социализация.

– Зачитайте свои вопросы и дополните их вопросами одноклассников.

– Как вы понимаете слова Николая Алексеевича?

– Почему сказки – это хранилище русской народности?

– Что значит: сказки – память нашего давно минувшего?

– Почему русские сказки заслуживают большого внимания?

(Ребята в парах отвечают на эти вопросы.)

Демонстрация.

(Идёт работа с выставкой книг. Сначала основное внимание сосредотачивается на книгах, в которых помещены русские народные сказки.)

– Почему эти сказки называются народными?

– А какие сказки мы называем авторскими или литературными?

– Приведи примеры литературных сказок. Из каких народных сказок взят их сюжет? (Ершов «Конёк –горбунок», Одоевский «Мороз Иванович»).

– Как вы поняли из уроков чтения, чем похожи и чем отличаются авторские сказки от народных?

Реконструкция.

Обратите внимание на титульные данные сказок и скажите, как они оказались на одной полке? (Все эти сказки обработал А.Н. Толстой – выдающийся писатель)

– Назовите его сборники сказок. («Русалочьи сказки», «Сорочьи сказки», «Сказки и рассказы для детей».)

– Расскажите некоторые из них. (Дети рассказывают «Кот Васька», «Жар-птица», «Кикимора» и др.)

Физкультминутка.

Буратино.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл
ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
нужно на носочки встать.

Самоконструкция.

Учитель читает стихотворение:

Далеко, далеко за морем
Стоит золотая стена,
В стене той заветная дверца,
За дверцей большая страна.
Ключом золотым открывают
Заветную дверцу в стене.
Но, где отыскать этот ключик
Никто не рассказывал мне.

– Составьте вопросы по тексту и запишите их в тетрадь.

Разрыв.

– У меня появились вопросы. Ответьте на них.

– О какой книге идёт речь?

Эта книга занимает на выставке почётное место. (Золотой ключик или Приключения Буратино)

А по какой книге А.Н. Толстой написал её? Кто автор? («Приключения Пиннокио», К. Коллоди)

– «Приключения Буратино» вы все читали дома. Давайте поработаем над этим произведением.

Социоконструкция.

– Прочитайте отрывок из сказки, где описывается главный герой.

– Попробуйте нарисовать его портрет и составить синквейн.

(Работа ведётся в группах по 4 человека.)

Афиширование.

Учащиеся вывешивают свои работы на доске. Озвучивают их, зачитывают составленный синквейн.

Рефлексия.

– Вспомните, о чем мы сегодня разговаривали на уроке?

– Какие бывают сказки?

– Чему они нас учат?

– По цепочке у доски, на этом золотом ключике запишите те качества героев, которыми хотели бы обладать вы сами.

(Учащиеся на большом листе бумаги в форме ключа записываю качества человека, которыми хотели бы обладать сами)