Урок биологии: "Удивительные насекомые"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепить знания учащихся о насекомых.
  2. Развитие познавательной активности учащихся.
  3. Развитие зрительного, слухового внимания, памяти.
  4. Воспитание ответственности и дисциплинированности.

Оборудование: магнитофон, музыкальные диски, иллюстрации, презентации, напиток, мёд, три королевства, шесть следов, лазерная указка, головные уборы, конфеты, разрезные карточки (бабочка, паук, жук), карточки для викторины.

Герои: пчела, бабочка, жук, паук.

Орг. момент:

У: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Посмотрите на картинку – о ком мы будем говорить? (Слайд 1)

У: Молодцы!

У: Сегодня мы с вами отправимся в далёкое путешествие по миру насекомых.(2 слайд) И у нас будет помощник – слышите – летит, спешит к нам (жужжание). Давайте закончим предложение - загадку и отгадаем - кто же к нам летит.

(3 слайд)

Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много мёду собрала
Работящая .......пчела

Пчела: Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть, как узнала, что ребята хотят попасть в волшебную страну насекомых и получить больше знаний тут же прилетела, бросив свои дела – чтоб помочь ребятам. И прилетела, конечно, не с пустыми руками, а с волшебным напитком, который нам поможет превратиться в местных жителей.

У: Но прежде, чем отправиться, я должна вас предупредить, что в конце нашего путешествия наши герои будут проверять ваши знания, поэтому слушайте внимательно!

Пчёлка: Ну что, ребята, вы готовы? (Да) Тогда пьём наш волшебный напиток. (Звук превращения, свет)

У: Ух, ты в какую интересную страну мы попали! Пчёлка, а где же наши детки?

Пчёлка: Они превратились в насекомых. А вы знаете, что сегодня мы будем знакомиться с тремя очень интересными гуппами насекомых и у каждого из них есть король и королева. Давай узнаем у наших деток в кого они превратились?

У: Короли и королевы выйдете, пожалуйста, представьте ваши классы.

(Выходят капитаны команд и начинают их представлять).

(Слайд 4)

“Бабочки”

Две белых, две жёлтых –
Чёрных салфетки
Сорвались с цветка
И уселись на ветки
Салфеточки белые
В чёрный горошек –
Чудесные крылья
Порхающих мошек.

(Слайд 5)

“Паучки”

В подводной паутине
Воздушный пузырёк
Его принёс на спинке
Малютка – паучок.
Весь день не покладая лап
Работает речной прораб.

(Слайд 6)

“Жуки”

Жучишка-крошка
Влетел в окошко,
Возле меня полетал немножко.
Потом уселся на ухо кошки.
Потом попил компота из ложки,
Потом попробовал хлебные крошки.

Возле оставленной кем-то лепёшки,
Потом наелся варёной картошки,
Потом слегка искупался в окрошке...
И очень довольный, что сыт и цел,
Запел по-жучьи

У: Какие молодцы! Садитесь на места.

Ход занятия

У: Пчёлка, давай уже начнём наше путешествие, куда же мы отправимся?

Пчёлка: Мы отравимся в три королевства: “Бабочки”, “Жуки”, “Пауки”. И для этого нам понадобится карта. Вот она…но пройти к каждому царству будет не легко, ведь чтоб получить знания надо хорошо потрудиться. А для этого нужно будет проходить различные испытания, которые написаны на этих следах. Готовы, ребята? (Да)

Тогда идем… (встаём – говорим и идём), вдруг подул ветер…

У: Пчёлка, посмотри на нашу карту, ветер подул и все наши следы разлетелись…

Пчёлка: не волнуйтесь, далеко наши следы не могли разлететься, они где-то поблизости…Мы ведь должны сейчас попасть в королевство “Бабочек”, значит наши бабочки нам в этом помогут. Посмотрите, пожалуйста, не спрятался ли наш след под вашим стулом?

О: да, вот он.

У: Давайте посмотрим его. Здесь что-то написано. Пусть королева “Бабочек” выйдет сюда и прочитает задание.

(Выходит королева и читает)

Королева: вы находитесь на пути в “Королевство Бабочек”, но чтобы пройти в него надо разгадать одну головоломку. Составьте с помощью букв – слово, которое будет ключом, чтоб открыть дверь в королевство “Бабочки”.

(У каждой команды разные слова) здравствуй, королевство “Бабочки”.

Ответ: здравствуй, королевство “Бабочки”

Произносим все вместе (звук открывающихся дверей)

Появляется бабочка

У:

Ребята, отгадайте, кто это?
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.

У: Здравствуй, бабочка!

Бабочка: здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть в нашем замечательном царстве! Зачем вы пришли?

Пчёлка: Мы пришли за знаниями, хотим больше узнать о насекомых. Расскажи, пожалуйста, о своей группе?

Бабочка: С большим удовольствием.

(Слайд 7)

Бабочки – это крупная группа насекомых, которую можно найти в любом уголке нашего мира. Мы произошли около 57 миллионов лет назад, нашими родителями были толстоголовки .Существует около 12 семейств бабочек. Мы питаем нектаром, который высасываем из цветков. Мы имеем усики, удлинённые сосущие ротики, две пары крыльев, которые работают, как одна и 3 пары ножек.

У: А вы знаете, что королевой бабочек является Совиная бабочка.(слайд_____) Сверху крылья этой бабочки серо-голубые, а снизу – коричневые с большими пятнами, напоминающими глаза совы.(иллюстрация)

Бабочка: Ну, что ж, ребята, я вам передала все свои знания, теперь мне пора улетать.

У: Давайте скажем спасибо бабочке и отправимся дальше в путешествие. (Встаем, идём, поём )

У: И опять нас ждёт препятствие – нет следа. Где ж нам его искать, пчёлка?

Пчёлка: Следующий след ищем у жуков, посмотрите-ка, ребята, нет ли его у вас под столом?

У: Вот ещё один след. Пусть король “Жуков ” прочитает задание.

(Выходит капитан и читает.)

Король: Чтобы добраться до следующего “Королевства” вы должны разгадать загадки.

Учитель

В тесной избушке
Ткут холсты старушки –
Гладкие, сладкие. (Пчёлы)

Пчела

Надо мной она кружит,
Надо мной жужжит,
Ну и приставуха
Эта цокотуха. (Муха)

Учитель

Это что за старичок,
Сеть повесил на крючок? (Паук)

Пчела

Нос долог, голос тонок.
Летит – кричит, сядет – молчит.
Кто его убьет - свою кровь прольёт. (Комар)

Учитель.

Шевеля усами важно
Он вперед ползёт отважно.
Чёрный носит он сюртук,
Посмотрите это - … (Жук)

У: Молодцы, вы справились с этим заданием. Вот мы и подошли к “Королевству Жуков”. Смотрите, что это за красная точка? (жук)лазерная указка (динамическая пауза - глаза.) Кто это к нам ползёт?

У: Здравствуй, уважаемый жук!

Жук: Здравствуйте, ребята!

У: Мы пришли к вам в королевство за помощью – получить знания о группе жуков. Ты нам не поможешь?

Жук: Конечно, помогу, я очень люблю любознательных детишек. Так вот, на земле около 300 тысяч видов жесткокрылых – так называют нас жуков. Передние наши крылья – прочная броня. Она прикрывает задние, сложенные на брюшке крылья. Жуки чрезвычайно разнообразны не только по величине и окраске, но и по форме тела. Мы едим практически всё – живые растения, древесину, изделия из неё, бумагу, ткани, шерсть, кожу, меха, мясо, рыбу.

У: А вы знаете, что королём жуков является Золотой Жук. (Слайд_____)Он блестит как ювелирное изделие и принадлежит к семейству жуков – скарабеев.

Пчела: Спасибо, тебе жук за помощь, но нам следует продолжать наше путешествие!

Жук: Нет, так просто я вас не отпущу, хочу проверить, на сколько, хорошо, ребята знают насекомых. Я буду назвать живые существа, если это насекомые, то вы хлопаете; если птицы, животные, рыбы – топаете.

Белка, акула, муха, сова, заяц, пчела, лиса, корова, комар, бабочка, дятел, жук.

Жук: Молодцы! Теперь вы можете отправиться в третье “Королевство”.

У: Спасибо! (все вместе)

Пчела: Ну что ж шагаем дальше, но и здесь нет следа, пауки посмотрите на спинки ваших стульев, не потерялся ли там наш след.

У: Пусть король “Пауки” выйдет и прочитает задание, написанное на нём.

(Выходи капитан и читает)

Король: Чтобы добраться до следующего “Королевства” вы должны сложить картинку из предоставленных вам карточек. (бабочка, пак, жук).

У: Молодцы! И вот, наконец-то мы подошли к “Королевству Пауков”.

Кто же нас встречает? Отгадайте – ка! (Музыка)

Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк!   (Паук) 

Пчёлка: здравствуй паук!

Паук: Здравствуйте! Зачем пожаловали?

У: Мы пришли в вашу страну, чтоб получить знания! Помоги нам, пожалуйста!

Паук: Хорошо! Уговорили! Мы, пауки, были первыми из числа ранних животных, какие жили на земле. Пауки в настоящее время одна из наиболее процветающих групп. Мы выживаем там, где все обычно гибнут, например, в высокогорьях, пещерах. Выжить нам помогает паутинная деятельность и ядовитость. Пауки почти все ядовиты, меду тем не многие могут прокусить кожу человека, поэтому большинство из нас для вас не опасны. На конце нашего брюшка расположены бородавки. Выходящее через них вещество, застывая на воздухе, превращается в нити необыкновенной прочности.

У: А ещё королём пауков является паук- птицеед. Это очень крупный паук, укус которого ядовит. Его яд обычно не опасен для людей, но оставляет без движений насекомых и даже небольших птиц.

Паук: Ну что вы всё запомнили? Теперь мы с насекомыми проверим ваши знания!!! У каждого из вас есть карточки с насекомыми, – мы будем задавать вопрос, а вы должны поднять ту карточку с насекомым, которая является ответом, Понятно?

Бабочка: Кто такие жесткокрылые? (жуки)

Жук: Король этой группы – птицеед. (пауки)

Паук: Эта группа насекомых имеет усики, удлиненные сосущие ротики, две пары крыльев, которые работаю вместе, как одна.(бабочки)

Бабочка: Эта группа питается живыми растениями, древесиной, тканью, шерстью, кожей, мехом, мясом, рыбой (жуки)

Жук: Эта группа насекомых выживает там, где все обычно гибнут (пауки)

Паук: Существует около 12 семейств этой группы (бабочки)

Насекомые: Молодцы!

У: Ну вот и заканчивается наше путешествие по волшебной стране насекомых.

Жук: Вы хорошие ученики и нам жаль с вами прощаться.

Бабочка: Мы надеемся, что ваши знания не пропадут, когда вы вернётесь в школу.

Паук: Теперь вашими помощниками будут книги, в них скрыты самые интересные королевства, в которые вы сможете попасть без превращения.

Бабочка: До свидания, ребята!!!

У: Наши герои приготовили нам сюрприз, “волшебный” напиток и печенье, чтоб мы стали снова большими и не забыли всё знания после нашего путешествия.

(Выпили) Музыка – превращения.

Пчёлка: Вот произошло превращение, и мы вернулись в класс.

Мне тоже пора с вами прощаться, ребята, надеюсь, мы ещё с вами увидимся! Пока!

У: До свидание, пчёлка, спасибо тебе большое за помощь!

Вам понравилось наше путешествие?

Презентация