Внеклассное занятие "Математика вокруг нас". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: повышение мотивации учебной деятельности, показ практической направленности и связи учебных предметов.

Задачи: формировать умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развивать сообразительность, логическое мышление; укрепить интерес к учёбе, развивать коммуникативные возможности учащихся.

Ход занятия

Для проведения занятия класс предварительно разделён на 5 групп по 5 человек в каждой.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычное занятие, которое подготовили и проведут для вас ученики 10 класса. Его тема “Математика вокруг нас”. Как вы думаете, чем будете заниматься на занятии?

Да, вы будете устанавливать связь между математикой и предметами, которые изучаете. Выберите в своей группе ответственного, к мнению которого вы будете прислушиваться.

II. Задания по русскому языку.

1) Разгадайте кроссворд <Рисунок 1>(каждое верное угаданное слово – 1 балл)

В строчках: 1. Действие, обратное умножению. 2. Знак, показывающий отсутствие единиц какого-либо разряда. 3. Название знака действия.

В столбиках: 4. Наименьшая единица времени. 5. Число, выраженное единицей шестого разряда.

2) Выполните следующее задание.

Выберите правильное выражение и подчеркните его. Каждый верный ответ – 1 балл.

Килограмм апельсин или килограмм апельсинов.

Восемь килограмм или восемь килограммов.

Три килограмма мандаринов или три килограмма мандарин.

Цена туфель или цена туфлей.

Триста грамм или триста граммов.

Какую вы увидели связь между математикой и русским языком?

Вывод: надо грамотно писать математические термины, правильно их согласовывать

с другими словами при записи пояснений и ответа в задаче.

Жюри объявляет результаты первого этапа.

III. Задания по литературному чтению.

1) А сейчас мы посмотрим можно ли установить связь математики с литературным чтением. Какое самое любимое число в сказках?(число 3). У древних греков оно считалось счастливым, его считали магическим. Ну, а в далёкие – далёкие времена, когда люди с трудом учились считать, это число обозначало “всё”.

Каждой группе будет задан один вопрос, на который необходимо сразу ответить. Верный ответ принесёт команде один балл.

  1. В известной сказке “Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что” царь послал стрелка Андрея “за тридевять земель”. Тридевять – сколько это? (Тридевять – это 27. Дело в том, что в Древней Руси считали по девяткам: тридевять – это 9 x 3 = 27)
  2. За сколько сольдо продал Буратино свою красочную Азбуку, чтобы попасть на кукольный спектакль? (За 4 сольдо.)
  3. Назовите количество лепестков у цветка, который помог девочке исполнить желания. ( 7)
  4. Сколько лет провёл Илья Муромец на печи? ( 30 лет и 3 года)
  5. Сколько раз старик ходил к морю в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, чтобы золотая рыбка выполнила желания старухи? (5 раз)

2) Следующее задание вы будете выполнять всей командой. Я вам прочитаю отрывок из летописи “И повесил Олег свой щит на врата Царьграда”.

“И приказал Олег грекам дать дани на 2000 кораблей, по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей”. Сосчитайте, сколько всего было мужей, и сколько всего гривен отдали греки?

3) Соберите пословицу и объясните её смысл. За правильную пословицу группа получит 1 балл и 1 балл за раскрытие смысла.

Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.
Кто вовремя помог – тот дважды помог.
За учёного трёх неучёных дают, да и то не берут.
Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Можно ли увидеть связь между математикой и литературой?
Вывод: в литературе есть произведения, в названии и содержании которых содержатся числа или данные о некоторых исторических событиях, и мы должны понимать, о чём идёт речь.
Жюри объявляет результаты второго этапа.

Физкультминутка.

IV. Задания по окружающему миру.

1) Решите задачи и расскажите какую пользу природе приносят розовые скворцы и божьи коровки. На выполнение этого задания отводится 3 минуты. Верный ответ – 1 балл.

№ 1

За день божья коровка может съесть 200 тлей, а её личинка вдвое прожорливее. Сколько тлей за летние месяцы съедает личинка божьей коровки?

№ 2

Без розовых скворцов спасти урожаи от частых нашествий саранчи было бы невозможно. В среднем за день птица собирает 200 г вредных насекомых. Сколько граммов соберёт за неделю пара розовых скворцов?

Ребята, что вы узнали, решая эти задачи?

2) Давайте поиграем в игру “Верю – не верю”.

Я вам буду читать утверждения. Каждая группа по очереди будет отвечать, верите вы в это или нет. За правильный ответ – 1 балл.

Верите ли вы, что:

  1. У жирафов абсолютно черный язык, длина которого может доходить до 45 см? (да)
  2. У осьминога треугольный зрачок? (нет)
  3. Сердце кита бьется 90 раз в минуту? (нет)
  4. Змеи могут спать 3 года подряд, ничего не принимая в пищу? (да)
  5. Самый длинный из зарегистрированных полетов курицы длился 13 секунд? (да)
  6. Самец африканского слона средних размеров весит 16 т? (нет)
  7. Самое быстроногое наземное млекопитающее гепард способен развивать при беге скорость до 100 км/ч? (да)
  8. Самое медлительное млекопитающее – трехпалый ленивец передвигается по земле со средней скоростью 2 мм/мин? (нет)
  9. Размах крыльев самой крупной дневной бабочки – самки птицекрыла королевы Александры достигает 26 сантиметров? (да)
  10. Самая большая лягушка в мире голиаф весит 4 кг? (да)

Нужны ли нам числа при изучении предмета “Окружающий мир”?

Вывод: числа помогают понять размер животных, их образ жизни, скорость передвижения, какую пользу, а может быть и вред, они приносят природе.

Жюри объявляет результаты третьего этапа.

V. Задание по изобразительному искусству и трудовому обучению.

1) Соберите лису из различных геометрических фигур (Танграм) и наклейте на лист бумаги. <Рисунок 2>

За это вы получите один балл.

Я, несчастная лиса,
Мне вцепилась в хвост оса.
Я, бедняжка, так вертелась,
Что на части разлетелась.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите!

Ещё один балл можно заработать, если вы успеете дополнить аппликацию рисунком.

Помогли ли вам математические знания при составлении аппликации?

Жюри объявляет результаты последнего этапа.

VI. Итог занятия подводят старшеклассники.

Мы подвести итог хотим,
Все вместе вас благодарим!
Смогли вы трудности преодолеть,
Заданья наши одолеть.
И без труда соединили всё то,
Что вам мы предложили.
Связали прочно, навсегда,
Мостами крепкими, не изо льда,
Науку сложную, но ставшую любимой,
С другой учебной дисциплиной.
Вы старше станете – поймёте,
Что математику кругом найдёте.
Она нужна, чтоб за покупками сходить,
Ремонт, чтоб сделать, платье сшить.
Построить что-нибудь.
И даже что-нибудь сломать.
Везде вам нужен точный счёт,
Математический расчёт.
И скажем честно вам, друзья,
Без математики никак нельзя!
Вам математика поможет стать умней,
Скорее руку, как мостик, протяните к ней!