Программа социального воспитания и становления младшего школьника

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Программы социального воспитания и становления младших школьников младших школьников являются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

Цель программы: создать пространство духовно-нравственного развития, социального воспитания и становления младшего школьника.

Общие задачи программы систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Воспитание ценностного отношения к прекрасному.
  4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Таким образом, Программа содержит 4 подпрограммы:

  • “Дети – граждане России” (17 часов)
  • “Дети – добрые волшебники” (17 часов)
  • “Дети – созидатели и творцы” (17 часов)
  • “Дети и природа” (17 часов)

Основу данных подпрограмм составляют различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной. В программе приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися: информационные, исследовательские, социальные практикоориентированные, творческие, культурно-досуговые проекты, акции, волонтерская деятельность и др.

Планируемые результаты.

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия

Учащиеся должны

- знать общественные нормы, о социально одобряемые и неодобряемые формы поведения в обществе;

– получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

– получить опыт самостоятельного общественного действия.

Календарно-тематическое планирование к подпрограмме
“Дети и природа” (17 часов)

№ п\п Тема Час Содержание и формы деятельности
1 Природа - источник знаний 1 Диагностика правильного поведения в природе

Работа в библиотеке

2 Информационный проект “Малая Красная книга природы” 2 Изготовление книжек-малышек по проблемам познания и охраны природы в творческих группах-издательствах

Защита проектов

3 Природа – источник доброты 1 Заседание клуба любителей животных
4 Исследовательский проект “Малые раны природы на территории школьного двора” 3 Путешествие по экологической тропе

Создание карты ран природы (полевая практика)

Акция Письмо обращение

Акция наш школьный закон о природе

5 Природа – источник красоты и творческого вдохновения 4 Экскурсия в дендрарий

Посещение выставочного зала

Практикум “Пишем стихи о природе”

6 Природа – источник здоровья 2 Практикум “Формула здоровья”
7 Социальный практико-ориентированный проект “Цвети, Земля!” 4 Волонтерская деятельность на территории двора

Выращивание рассады цветочных растений, высаживание клумб

Календарно-тематическое планирование к подпрограмме
“Дети – добрые волшебники” (17 часов)

№ п\п Тема Час Содержание и формы деятельности
1 Доброе отношение к миру. 1 Диагностика “Добрый ли я человек”

Тренинг “Привычка быть добрым”

2 Информационный проект

Энциклопедия добрых дел человечества (энциклопедия злых дел человечества)

3 Проектная деятельность

Работа в творческих группах-издательствах

3 Исследовательский проект

Экспедиция "В поисках добра".

3 Проектная деятельность

Работа в творческих группах

4 Акция "Подарок просто так" 1 Социально значимая деятельность
5 Акция "Доброе слово" 1 Социально значимая деятельность
6 Тренинг "Конфликты между людьми и способы их разрешения" 2 Встреча с психологом *Тренинговые занятия по коррекции межличностного поведения *Диагностика межличностных отношений, *Диагностика уровня проявления товарищества и взаимопомощи
7 Встреча "У нас в гостях - добрый человек" 1 Культкурно-досуговая деятельность
8 Творческий проект "Галерея добрых людей" 2 Создание фотовыставки
9 Социальный практико-ориентированный проект "Чудо для всех" 3 Волонтерская деятельность в микрорайоне по оказанию помощи престарелым, больным, деятельность дома

Календарно-тематическое планирование к подпрограмме
“Дети – созидатели и творцы” (17 часов)

№ п\п Тема Час Содержание и формы деятельности
1 "Роль труда в жизни человека и общества”

Информационный проект “Профессии наших родителей”

2 Диагностика отношения детей к различным видам трудовой деятельности, трудолюбия, целеустремленности в труде и к достижению поставленных учебных и трудовых целей.

Рукописная книга “Профессии наших родителей”

2 "Труд, вызывающий восхищение" 2 Встреча “У нас в гостях мастер своего дела”.
3 Исследовательский проект

“ Сколько стоит домашний труд?”

3 Работа в творческих группах.

Защита проектов.

4 Изобретательский проект “Машины-помощники человека” 2 Работа в творческих группах.

Защита проектов.

5 Акция "Труд, за который я благодарю" 2 Создание доски-почёта нашего класса.
6 Культурно-досуговый проект
Конкурс "Мастер и мастерица"
3 Написание сценария.

Подготовка праздника.

Проведение праздника.

7 Социальный практико-ориентированный проект "Мастерская волшебников" 3 Труд по благоустройству окружающей среды, помощь взрослым в труде.

Календарно-тематическое планирование к подпрограмме
“Дети - граждане России” (17 часов)

№ п\п Тема Час Содержание и формы деятельности
1 Информационный проект “Символы нашего государства” 2 Изучение символов государства – Флага, Герба России, символов Волгограда.
2 Информационный проект

Виртуальный музей

“Ими гордится Россия”

2

 

1

Создание мультимедийных презентаций.

Встреча с интересными людьми

(Чемпионкой паралимпийских игр Васильевой Л.- жительницей Красноармейского района)

3 Творческий проект “Юридическая азбука”

(Права и обязанности гражданина России)

2 Создание рукописной юридической азбуки в картинках. Работа в творческих группах-издательствах.

Защита проектов.

4 Занятие-тренинг "Права человека на образование" 1 Практикум.

Права и обязанности учеников, учителей и родителей. (Изучение статей Конвенции о правах ребенка, конституции РФ, устава школы).

Практикум "Наш школьный закон"

5 Исследовательский проект “Когда в школе учиться интересно?” 2 Социологическое исследование

Работа в творческих группах.

6 Социальный практико-ориентированный проект “Перемена” 2 Решение проблемы организованного проведения школьных перемен.
7 Культурно-досуговый проект “Посиделки” 5 Изучение русских народных игр, песен, танцев, обрядов, костюма

История народной игрушки.

Литература для педагога

  1. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе \Е.Н. Арсенина. М.: “Глобус”, 2007.
  2. Внеклассные мероприятия \ Л.Н. Яровая. М.”Вако”, 2004.
  3. Практика управления воспитанием в школе \ М.П.Нечаева. М., 2003.
  4. Растим здоровых, умных и добрых. Воспитание младшего школьника \ сост. Л.В.Ковинько. М. 1997.
  5. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999.

Литература для воспитанников

  1. Кикнадзе А.В.. Искусство быть человеком. М., 1987.
  2. Лихачёв Д.С.. Письма о добром и прекрасном. М., 1985.
  3. Медведева И. Подумай, скажи, сделай. М., 1997.
  4. Энциклопедия для детей: Техника. Т. 14 М.: Аванта, 1999.
  5. Энциклопедия для детей: Искусство. М.: Аванта, 1999.
  6. Щабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся нач. классов – М.; Изд-во “Вита-Пресс”, 1996.