Измерение – основа техники. 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Цель урока: формировать представления о видах научного познания и методах его получения, а также развивать практические умения (определять цену деления шкалы измерительного прибора и с ее помощью определять показания), внимательность, собранность и аккуратность при практической работе в группах.

Задачи:

  • Показать роль физического эксперимента и наблюдений в физике в целях развития научного мировоззрения учащихся.    
  • Научить наблюдать, измерять, сравнивать, сопоставлять и обобщать результаты экспериментов.
  • Развивать воображение, логическое мышление и зрительную память.
  • Работать над совершенствованием  монологической речи  учащихся через организацию общения на уроке.
  • Развивать коммуникативные способности учащихся  при групповой работе.
  • Воспитывать познавательный интерес, любознательность, активность, аккуратность.

Необходимое оборудование:

  1. Компьютер;
  2.  Экран;
  3.  Проектор;
  4. Измерительная линейка;
  5. Измерительная рулетка;
  6. Рычажные весы с гирьками;
  7. Стальной цилиндр;
  8. Медный цилиндр;
  9. Металлический желоб;
  10. Штатив лабораторный;
  11. Железный  шарик;
  12. Секундомер;
  13. Стакан с холодной водой (комнатной температуры);
  14. Стакан с горячей водой (t = 40 0C);
  15. Спиртовой термометр;
  16. Деревянный брусок;
  17. Мензурка с водой;
  18. Мензурки с разной ценой деления;
  19. Термометры с разной ценой деления;
  20. Игрушка  от «Kinder-surprise», неправильной формы.

План урока: (Приложение 1)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Пять учеников работают по карточкам (Приложение 2) Время, отведенное на это задание, – 10 мин. Если ученик выполнил это задание за меньшее количество времени, он включается в работу с остальными учениками класса. Из-за экономии времени ответы вписываются непосредственно в карточку с заданиями. Результаты проверенной работы ученик  получает на следующем уроке.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

3. Фронтальный опрос

– Ребята, с какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке?
– Дома нужно было начертить в тетради таблицу, в которой необходимо распределить по колонкам (физическое тело, вещество, явление) следующие слова: свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, буран, Луна, спирт, ножницы, ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение.

Заполнение таблицы проверяется устно.

 

 

 

А тем временем один ученик оформляют на доске решение задания по переводу единиц измерения.
После дети сами  оценивают правильность выполненного задания.
Самых активных учеников, которые комментировали и отвечали уверенно, правильно и аргументировано, необходимо оценить.
– Третье задание было творческое: подобрать загадки о физических телах, явлениях, веществах.
– Поиграем в игру «Цепочка». Условие игры заключается в следующем: я загадаю вам загадку, а вы не только должны отгадать ее, но и определить: тело, вещество или явление. Кто отгадает, тот зачитывает свою. Кто отгадает  загадку одноклассника, тот предлагает свою и т. д. по цепочке. И последнее условие: загадки не повторяются.

Загадка:

Чудо – птица, алый хвост
Полетела в стаю звезд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Молодцы!
Оценивание результатов выполнения домашнего задания.
Выставляются отметки в журнал.
Приветствуется оформление творческого задания в виде ребусов, кроссвордов, рисунков.

4. Изучение нового материала

– Ребята, как вы думаете, сколько нам понадобилось времени для проверки домашнего задания?
– А приходилось ли вам в повседневной жизни еще делать измерения? Какие?
– Все эти перечисленные примеры – физические величины. Сегодня на уроке мы подробней познакомимся с ними  и научимся их измерять. (Слайд 1).
– Запишите в тетради дату и тему урока: «Измерение – основа техники».
– Какие измерительные приборы вам знакомы? Какие величины с их помощью можно измерить? (Слайд 2)

– Вы, много знаете физических приборов!
– А умеете ли, вы, с их помощью  определять величины?
– Проверим?
–  Я разделю вас на группы по 5 человек. И каждая группа экспериментально проверит и подтвердит свои знания.
Класс делю на 5 групп с равным количеством детей, но различными навыками и способностями. Т. к. группы разноуровневые, следовательно, нужно подобрать дифференцированные задания: низкий, средний, высокий уровень. (Приложение 3)
При выполнении эксперимента напоминаю об основных правилах  соблюдения техники безопасности: работа с термометрами, с мелкими предметами и с острыми предметами. 
Выступающий  учащийся (из каждой группы) оценивается, также учитывается правильность выполнения домашнего задания.
– Молодцы!
– Вы все сейчас доказали, что умеете пользоваться  измерительными приборами.
– Скажите, для чего нам нужно знать длину и ширину ладони?
– Зачем нам знать, как определять массу тела?

– Где и когда вы еще измеряли температуру?

– Когда еще мы можем измерить объем тела, с помощью линейки?

– Ребята, подумаете, как можно определить объем воздуха в классной комнате?

– Запишем эту формулу в тетрадь.
– А как определить объем кусочка мела?  (Показываю мелок).
–   Но нас окружают не только тела с правильной геометрической формой.  Например, фарфоровый ролик, игрушка «Kinder-surprise», ложка и т. д.
Все предметы демонстрируются.

– Как определить объем тела неправильной формы? Например,  игрушки «Kinder-surprise»?

– Объем  маленькой игрушки, измеряем физическим прибором – мензуркой.
– Запишите в тетрадь название этого прибора.
– Как измерять объем тела мензуркой? Для этого  в мензурку наливают определенное количество воды.  Погружают полностью исследуемое тело в мензурку с водой и замечают, что уровень воды увеличился.  Разница показаний объемов воды и будет искомая величина – объем тела.
– Запишите формулу в тетрадь:
V = V1 – V2, где V1 – объем воды в мензурке, а V2 – объем воды и погруженного в нее тела.
– Кто  определит объем медного цилиндра с помощью мензурки?
Нужно учесть следующее: этот эксперимент виден только близ сидящей аудитории. Поэтому демонстрируется слайд 3 (результат проведенного эксперимента).
– Ребята, что общего у всех измерительных приборов?  (Слайд 2.  Гиперссылка).
Далее переходим по гиперссылке  на слайд  4.  Шкала и ее характеристики.
– Рассмотрим один и тот же по назначению прибор, но с разными шкалами. На стр. 9 учебника рис. 11 и 12.
– Ребята, скажите, одинаковы ли показания термометров.
– А какой термометр показывает большую температуру?
– Для того чтобы точно уметь снимать показания с прибора нужно знать его цену деления.
– Запишите в тетради подзаголовок «Цена деления».
– Цена деления – это наименьшее значение физической величины, которое может измерить прибор.
–  Для того чтобы правильно определить цену деления существует правило. (Слайд 5)  Это же правило находим в учебнике.
Учимся определять цену деления шкалы мензурки. (Слайд 6).
– Запишите формулу для определения цены деления:
С = (a – b) / d. (Слайд 7).
Учимся определять цену деления шкалы  и измерять показания приборов. (Слайды  8, 9).

5. Закрепление изученного материала

– Молодцы!
– Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Оценивание тех детей, кто был активным  на уроке, с учетом работы в группе.

6. Домашнее задание

– Запишем домашнее задание в дневниках. (Слайд 10).
Раздаю карточки с заданиями двух вариантов. (Приложение 4)
Отвечаю на вопросы детей, если они возникли при знакомстве с заданиями.
На следующем уроке учащиеся проверяют эту работу друг у друга и выставляют оценку на полях карандашом.
– В оставшееся время мы поиграем в   «Пойми меня».  (Слайд 11)
– Условие игры: я задаю наводящие утверждения, а ваша задача –  догадаться, о чем идет речь как можно раньше.  Если ответ верный, то на экране появится отгадка.
– Какую физическую величину с их помощью можно измерить?
– Где еще применяется этот прибор?

– Вторая загадка. (Слайд 12).
– Где и для чего применяется этот прибор?

– Третья загадка: (Слайд 13).
– Встречали ли вы этот прибор и где?

Самого смекалистого также  необходимо оценить.


– Молодцы, всех благодарю за внимание. Всем большое спасибо. (Слайд 14).

 

Тело,  вещество, явление.

Первый ученик зачитывает слова, которые он записал в первый столбик (физическое тело).
Второй ученик называет слова, которые относятся к веществам.
Третий ученик говорит названия явлений, которые он записал в третий столбик.

Физическое тело

Вещество

Явление

Рельсы, Луна, ножницы, стол, вертолет. Свинец, алюминий, спирт, ртуть, медь, нефть, Гром, пурга, рассвет, буран, снегопад, кипение, метель, выстрел, наводнение.

1,2 м = 120см;
300 см = 3 м;
25 см = 0,25 м;
0,7 м = 70 см.

 

 

 

 

Ракета – физическое тело.

Учащиеся  зачитывают свои загадки. Например:

Сначала – блеск,
За блеском – треск,
За треском – треск.

Отгадка:

молния – световые и электрические явления;
гром – звуковые явления;
дождь – тепловые и механические явления.

Что с земли не поднимешь?

Отгадка: тень – световое явление.

Железный острый нос
В землю врос
Роет, копает, землю разрыхляет.

Отгадка: плуг, лопата – физическое тело.

И в огне не гори
И в воде не тонет.

Отгадка: лед – вещество.

Цветное коромысло над землей повисло?

Отгадка: радуга – световое явление.

Обстановка, созданная во время игры, стимулировала желание у ребят отвечать активно.

10-12 мин.

Измерять длину, ширину, массу, время, температуру, скорость и т. д.

Учащиеся открывают тетради, записывают, дату, тему урока.

Рулетка измеряет длину, ширину, высоту, расстояние. Весы измеряют массу тела. Секундомер – время. Термометр – температуру тела. Спидометр – скорость движения тела. Амперметр прибор для измерения силы тока.

Да. Конечно.
При выполнении экспериментального задания, учащиеся получают полную свободу действий: разрешается не громко общаться между собой и консультироваться, передвигаться по классу по мере необходимости.
Каждый ученик, работая в группе, в меру своих возможностей выполняет задание. Равнодушных и скучающих нет.
Все измерения и расчеты учащиеся записывают в тетрадь.
После выполнения эксперимента каждая группа дает отчет о проделанной работе и оценивает самостоятельно работу каждого, ставя в тетрадь на полях отметку простым карандашом.

 

Например, для выбора размера перчаток.

Чтобы в магазинах при покупке товара на развес нас не обманули.
В домашних условиях сами могли определить массу овощей при консервировании и т. д.
При простуде, очень часто повышается температура тела, и мы ее измеряем термометром.
Температура на улице, также измеряется термометром.
Объем воды в аквариуме.
При заготовке пиломатериала в строительстве и т. д.
Т. к. воздух заполняет весь объем класса, то нужно измерить длину, ширину и высоту классной комнаты и определить объем, через формулу: V = abc.
Записывают формулу в тетрадь:  V = abc.
Так же, по этой формуле.

Учащиеся выдвигают свои версии: ниткой измерить обхват игрушки, а  высоту измерить линейкой.
Каким-то неизвестным для нас  прибором.
Записывают в тетради: Мензурка – прибор для определения объема тела неправильной геометрической формы.

Учащиеся наблюдают за демонстрацией опыта по определению объема тела с помощью мензурки.

Записывают в тетрадь  V = V1 – V2 , где V1 – объем воды в мензурке, а   V2 – объем воды и погруженного в нее тела.

Ученик самостоятельно демонстрирует этот опыт одноклассникам.

У всех приборов есть шкала, деления, штрихи – цифры.

Открывают учебники на странице 9. Рассматривают рис. 11 и 12.

Нет.

На рисунке 11.

Записывают в тетради подзаголовок «Цена деления».

Правило не переписываем в тетрадь, а выделяем простым карандашом в учебнике: «ЗНАТЬ!»

Записывают формулу в тетрадь:  С = (a – b) / d.

Учащиеся, по желанию, отвечают на вопросы по определению цены деления.

 

– Физическую величину можно измерить.
– Познакомились с новым прибором – мензуркой.
– Научились определять цену деления шкалы.
– Научились снимать показания с приборов.

 

Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание:
§ 4, 5,  (вопросы  –  устно), карточка. 

 

Ребята активно и с большим интересом  включаются в эту игру.

 

Отгадка – гири.
Массу тела. 
В медицине, измеряет массу человека. В лабораториях – измеряют массу веществ. На заводах – измеряют массу детали и т. д.
Отгадка – ростомер, линейка.
В медицине.  По росту малыша, как он прибавляет каждый месяц  можно определить, здоров он, или какие-то есть нарушения в развитии.
В школе, по росту ученика подбирают высоту парты и стула.
Прибор для измерения силы удара.
Да этот прибор мы встречали в аттракционах. Условия этого развлечения заключается в следующем: по наковальне ударяют молотом и после удара на табло высвечиваются результаты твоей силы удара.
В спортзалах, в тренажерных залах спортсмены «оттачивают» силу, резкость удара.