Обучение музыкально-ритмическим движениям в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Разделы: Музыка


Среди множеств форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, но и развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Хореография, как ни какое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребёнка.
Синкритичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластики рук, грации и выразительности.
Занятия танцам формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в общении даёт представление об актёрском мастерстве.
Предлагаемый урок сориентирует педагогов на работу с детьми, ни зависимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привития начальных навыков в искусстве танца.

Дисциплина: Ритмика

Курс 2-24 группа
Специальность: дошкольное образование
Тема: Обучение музыкально - ритмическим движениям в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Тип урока: практический
Цель:

  1. воспитывать музыкальную культуру студентов;
  2. Формирование индивидуальной культуры танца каждого студента.

Задачи:

  1. закрепить знание о композиции рисунка в танце;
  2. развивать чувство ритма, навыки выполнения основных танцевальных движений;
  3. следить за соответствием движений и музыки;
  4. умение выполнять движения под песенное сопровождение;
  5. продолжать учить студентов слушать и чувствовать ритм музыкального сопровождения.

Музыкальный материал: «Буратино» - А. Рыбников, «Танец утят» - французская народная мелодия, «Чебурашка» - В. Шаинский, «Пирожки» - А. Филиппенко, «Если нравится тебе...» - чешская народная мелодия обработка Т. Ломовой, «Подружились» - Т. Вилькорейская, «Весёлые дети» - литовская народная мелодия, «Паровозик» - В. Шаинский.

Оборудование: фортепиано, магнитофон.
Структура урока.
Вводная часть:
- организационный момент – построение, движение по кругу, поклон;
- постановка цели урока.

Основная часть:
- разминка – упражнения для шеи, рук, корпуса и ног;
- отработка навыков выполнения движений в танцах –
« Если нравится тебе, то делай так…», «Пирожки», «Паровозик», «Подружились», «Танец утят»; - закрепление элементов танцев: «Весёлые дети», «Танец с хлопками», «Буратино», «Чебурашка», «Буги Вуги».
Заключительная часть:
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.

Ход урока.

Здравствуйте, мы начинаем открытый урок по предмету ритмика. Тема нашего занятия звучит так: «Обучение музыкально – ритмическим движениям в работе с детьми дошкольного и младше школьного возраста». Студенты поворачиваются друг за другом и двигаются по кругу выстраиваясь по линиям (делают поклон). Сегодня с вами на уроке мы вспомним ранее изученные детские танцы. Выясним соответствие танцев по сложности, возрасту детей. И исправим ошибки допускаемые вами в этих танцах. Но для начала мы с вами проведём небольшую разминку – это упражнения для шеи, рук, корпуса и ног. (Студенты разворачиваются лицом к зеркалу, по линиям. Преподаватель проводит разминку). Теперь мы перейдём к отработке движений в танцах. Для освоения детских танцев, вы должны учитывать движения, характерные тому возрасту, с которым приходится работать. Обратимся к младшему дошкольному возрасту от 2 до 4 лет. Это такие движения как: хлопки, одинарные притопы, пружинка, наклоны корпуса, сценический шаг. Ответьте какие танцы ранее изученные нами, наиболее подходят для этого возраста? (Ответы студентов).
Приготовились к исполнению первого танца «Паровозик» (студенты стоят по линиям, начинают исполнять  движения под музыку, преподаватель делает замечания по ходу танца). Переходим к следующему танцу под названием «Пирожки» (студенты стоят по линиям, начинают исполнять движения под музыку). Преподаватель делает замечания по ходу танца. Переходим к следующему танцу под названием «Подружились». (Студенты выстраиваются парами по кругу, начинают исполнять движения под музыку, преподаватель делает замечания по ходу танца). Теперь мы с вами повторим танцы, используемые в работе с детьми среднего дошкольного возраста. Это дети от 4 до 5 лет. Здесь мы используем уже такие движения как: пружинка с поворотом, тройные хлопки, бег, и ранее изученные танцевальные движения в парах (ходьба, кружение и т. д). Как вы думаете, какие танцы, ранее изученные нами, наиболее подходят для этого возраста? (Студенты отвечают). Приготовились к исполнению первого танца под названием «Тик - Так». (Студенты становятся парами по кругу и начинают исполнять движения под музыку, преподаватель делает замечания по ходу танца). Переходим к следующему танцу под названием «Танец утят». (Студенты становятся по кругу, начинают исполнять движения под музыку, преподаватель делает замечания по ходу танца). Теперь мы с вами вспомним танцы, используемые в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста – это дети от 5 до 9 лет. Итак, же вы их можете использовать с детьми от 4 до 5 лет. Но, прежде всего вы должны учитывать их способности. Здесь можно использовать такие движения как: подскоки, галоп, тройные притопы, кавырялочка, боковые шаги, шаги с выносом ноги на каблук, подскоки в повороте, подскоки в парах, кружение и хлопки в парах, шаг польки и др. Как вы думаете, какие танцы подходят для этого возраста? (Студенты отвечают). Приготовились к исполнению танца «Веселые дети» (Студенты становятся парами по кругу, начинают выполнять движения под музыку, преподаватель делает замечания по ходу танца). Переходим к следующему танцу под названием «Если нравится тебе, то делай так…». (Студенты стоят по кругу, начинают исполнять движения под музыку, преподаватель делает замечания по ходу танца). Переходим к следующему танцу под названием «Буратино». (Студенты становятся по линиям, начинают исполнять движения под музыку, преподаватель делает замечания по ходу танца). Переходим к следующему танцу под названием «Чебурашка». (Студенты становятся по линиям, исполняют движения под музыку, преподаватель делает замечания по ходу танца). Переходим к следующему танцу под названием «Буги Вуги». (Студенты становятся по кругу, начинают исполнять движения под музыку, преподаватель делает замечания по ходу танца). Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня с вами повторили и закрепили танцы, которые можно исполнять в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в свободной музыкальной деятельности детей. (Кружок, музыкально-дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театральная деятельность, игры-концерты).

Подведение итога урока.
(Студенты становятся по линиям и исполняют поклон).


«Пирожки» муз. Филиппенко.
1. Вступление. (Дети стоят по линиям).

1)Я пеку, пеку, пеку
Всем друзьям
По пирожку
А любимой мамочке,
Испеку два пряничка

2)Кушай, кушай
Мамочка
Вкусные два пряничка,
А ребят я позову
Пирожками угощу
Кушайте, пожалуйста

«Лепят пирожки»
Ладошками в соответствии
с ритмом.

Разводят руки в стороны
Ладошками вверх,
выполняют 4 поклона
«Зовут», машут рукой,
Разводят руки, приглашают
Поклон - приглашение

«Паровозик» муз. Шаинского.
Куплет (дети стоят по линиям).

1-4 такт – дети идут вперёд шесть шагов, в конце делают два приседания и говорят «чух, чух».
5-8 такт – дети идут назад шесть шагов, в конце делают два приседания и говорят «чух, чух».
9-19 такт – повторение движений 1-4 такта.
13-16 такт – повторение движений 5-8 такта.

Припев.
1-4 такт – дети делают 4 пружинки, с одновременным махом левой рукой (досвидания).
5-8 такт – те же движения, только левой рукой.
9-12 - дети делают 4 пружинки, ладошки под правой щекой (изображают спящих).
13-16 такт – те же движения, только ладошки под левой щекой.
Танец повторяется несколько раз по количеству куплетов в песне.

«Если нравится тебе, то делай так».
Чешская народная музыка.
Вступление. (Дети стоят по кругу).

1 куплет:

Если нравится тебе, то делай так:
Если нравится тебе, то делай так:
Если нравится тебе, то и другим ты покажи
Если нравится тебе, то делай так:
Делают два хлопка в ладоши
Делают два хлопка в ладоши
Дети кружатся вокруг себя в правую сторону
Делают два хлопка в ладоши
2 куплет:
Если нравится тебе, то делай так:
Если нравится тебе, то делай так:
Если нравится тебе, то и другим ты покажи
Если нравится тебе, то делай так:

3 куплет:
Если нравится тебе, то делай так:
Если нравится тебе, то делай так:
Если нравится тебе, то и другим ты покажи
Если нравится тебе, то делай так:

4 куплет:
Если нравится тебе, то делай так:

Если нравится тебе, то делай так:

Если нравится тебе, то и другим ты покажи
Если нравится тебе, то делай так:

Делают два притопа
Делают два притопа
Дети кружатся вокруг себя в правую сторону
Делают два притопа

Щелкают пальцами два раза
Щелкают пальцами два раза
Дети кружатся вокруг себя в правую сторону
Щелкают пальцами два раза

Делают два хлопка в ладоши, два притопа,
Щелкают пальцами два раза
Делают два хлопка в ладоши, два притопа,
Щелкают пальцами два раза
Дети кружатся вокруг себя в правую сторону
Делают два хлопка в ладоши, два притопа,
Щелкают пальцами два раза

 

«Подружились» муз. В. Вилькорейской.
Такты 1-8.   Дети стоят парами спиной друг к другу (как бы рассердились) и притопывают одной нагой. Руки на поясе.
Такты 9-15. Повернувшись лицом друг к другу берутся за руки и весело кружатся.
Такты 16.    Обнимаются (помирились)
В конце дети делают друг другу поклон.

«Танец утят» муз. Энтина.
Вступление: дети стоят лицом в круг.
1 куплет:
1-4 такты: дети сжимают, разжимают ладони 4 раза;
5-8 такты: машут локтями 4 раза;
9-12 такты: приседают на 4 счёта;
13-16 такты: хлопают в ладоши на 4 счёта;
Припев:
Дети берутся за руки и прыгают по кругу подскоками.
Танец повторяется несколько раз по количеству куплетов.

«Тик – так» муз. Глаткова.
Вступление: Дети стоят парами по кругу (мальчики внутри круга, девочки снаружи).
1-4 такты – дети идут по кругу 4 шага;
1-2 такты – дети сгибают руки и приседают лицом друг к другу, говорят «тик – так»;
3-4 такты – дети сгибают руки и приседают друг от друга, говорят «тик – так»;
1-4 такты - дети идут по кругу 4 шага;
1-2 такты – дети сгибают руки и приседают лицом друг к другу, говорят «тик – так»;
3-4 такты – дети сгибают руки и приседают друг от друга, говорят «тик – так»;
1-4 такты – дети идут по кругу 4 шага;
1-4 такты – поворачиваются лицом друг к другу, соединяют ручки и разводят их в стороны;
1-4 такты – меняются местами;
1-4 такты – хлопают в ладони, говорят «тик – так»;
1-4 такты – вернулись на свои места, хлопают в ладоши, говорят «тик – так»;
1-16 такты – повторяют то же самое.
В конце дети делают другу поклон.

«Весёлые дети»
Литовские народные мелодии.
Вступление: дети стоят друг за другом по кругу парами.
1-7 такты – легко на носках бегут вправо;
8 такт – останавливаются лицом друг к другу (мальчики внутри круга, девочки снаружи);
9-12 такты – бегут друг к другу, делая шесть шагов, и на седьмом шаге приставляют ногу;
13 такт - хлопают 3 раза в ладоши, возле левой щеки, слегка наклонив голову вправо;
14 такт - хлопают 3 раза в ладоши, возле левой щеки, слегка наклонив голову влево;
15-16 такты – берутся за руки и кружатся;
В конце танца делают друг другу поклон.

«Приглашение»
Украинская народная музыка.
Дети стоят по кругу лицом в круг.
1-8такты – один ребёнок ходит мимо стоящих ребят и останавливается, приглашая кого-нибудь на пляску;
9-16 такты – оба берутся за руки и кружатся;
17-24 такты – танцующие держатся за руки, притопывают то правой ногой, то левой и кружатся;
1-8 такты – движение повторяется, но уже двое детей приглашают плясать в паре с ними. Пляска заканчивается, когда будут приглашены все дети.
В конце танца дети делают поклон.

«Танец с хлопками»
Карельская народная музыка.
Вступление: дети, стоят по кругу парами, держась за руки.
Первая часть музыки. Такты 1-8. пары двигаются по кругу лёгкими подскоками. В конце 8-го останавливаются, повернувшись, лицом друг к другу.
Вторая часть музыки. Такт 9. делают два сильных скользящих хлопка в ладони.
Такт 10. Тремя притопами дети поворачиваются лицом друг к другу.
Такт 11. Повторение движений 9-го такта.
Такт 12. Тремя притопами дети поворачиваются лицом друг к другу.
Такт 13-16. пары, взявшись за обе руки, кружатся подскоками.
На повторение 2-й части музыки движения повторяются.
Пляска повторяется несколько раз.
Вторая часть пляски носит шутливый характер: отворачиваясь друг от друга, дети говорят: «Не хочу с тобой танцевать», поворачиваясь обратно, говорят «нет, хочу» - и опять танцуют.
В конце танца дети делают поклон.

«Буратино»
Вступление: дети стоят по линиям.
Куплет:
1-4 такты. Дети сгибают правую, потом левую руки и поворачивают их ладошками вверх.
5-8 такты. Делают приставной шаг вправо потом влево.
1-8 такты. Повторяют то же самое.
1-4 такты. Делают поворот в правую сторону, хлопают в ладоши два раза.
5-8 такты. Делают поворот в левую сторону, хлопают в ладоши 2 раза.

Припев:
Бу – делают прыжок и поднимают руки вверх.
Ра – делают прыжок и опускают руки вниз.
Ти - делают прыжок и поднимают руки вверх.
Но - делают прыжок и опускают руки вниз.
Бу – делают приседание и опускают руки на колени.
Ра – поднимаются из приседания и приставляют обе руки к носу. Поворачиваются вправо.
Ти – приседают, опускают руки на колени.
Но - поднимаются из приседания и приставляют обе руки к носу. Поворачиваются влево.
Танец повторяется несколько раз по количеству куплетов в песне.