Урок "Женские образы в произведениях русского реализма (вторая половина XIX в.)"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель: На примере произведений русского реализма в музыке, живописи, литературе показать бесправное положение женщины в обществе (II половина XIX века); расширить кругозор учащихся; воспитать эстетический вкус.

Задачи:

  • Создать широкую картину жизни женщины России II половины XIX века.
  • Показать нравственную силу художественных произведений искусства 50-х – 90-х гг. XIX века.
  • Формировать умение анализировать произведения искусства.
  • На основе анализа картин, музыки, отрывков из литературных произведений/ углубить представление учащихся о методе критического реализма.
  • Воспитать активную жизненную позицию.

Оборудование:

  • Аудиозапись русской народной песни “Матушка, матушка, что во поле пыльно” в исполнении Жанны Бичевской.
  • Иллюстрация картины Василия Пукирева “Неравный брак”.
  • Иллюстрация картины Фирса Журавлева “Перед венцом”.
  • Отрывок из поэмы Николая Некрасова “Русские женщины”.

Вид урока: усвоение новых знаний.

Тип: интегрированный.

Ход урока

На доске написан эпиграф:

“… Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать”
(Н. Некрасов)

Учитель: Цыганка Таня Демьянова, близко знавшая Пушкина, часто рассказывала о случае, произошедшем в доме Павла Нащокина, задушевного друга А.С. Пушкина.

“К вечеру уж подкатили сани под крыльцо, и в сени вошел Пушкин. Увидал меня и кричит: “Ах, радость моя, как я рад тебе, здорово, моя бесценная!””.

Но был он в этот день необыкновенно тих и по – особому грустен. Сел, задумался, голову на руку опер, глядит на меня и говорит: “Спой мне, Таня, что-нибудь на счастье, слышала, может быть, я женюсь?”. “ Как не слыхать, – говорю, – дай Вам Бог счастья, Александр Сергеевич!”.

Взяла я гитару, да сама не знаю отчего запела старую песню: “Ах, матушка, что так в поле пыльно?”.

Пою, глаз от струн не подымаю, грустехонько мне… Как вдруг слышу, громко зарыдал Пушкин. Подняла я глаза, а он рукой за голову схватился, как ребенок плачет… “Ах, – говорит, – эта песня всю мне душу перевернула”.

– Какой же силой должна обладать эта песня, что довела до слез даже мужчину? О чем она?

(Звучит песня “Матушка…” в исполнении Жанны Бичевской.)

Ответы учеников: Это настоящая сценка из жизни. Это – песня театр.

– Девушку приехали сватать, разве стоит так переживать об этом?

Ответы учеников: Видно не любим был ею жених. Отдавали ее, не спрашивая, хочет ли она выходить замуж за этого человека.

– Тема неравного брака в искусстве II половины XIX века по частоте обращений занимает второе место, уступая теме “обличения чиновничества”. Кроткие невесты, рыдая перед венцом, не способны противостоять женской судьбе.

(Анализ картины Василия Пукирева “Неравный брак” и Фирса Журавлева “Перед венцом”.)

– Свадьба – это радость, мечты о будущем.
– А на этих картинах мы видим счастливых невест? Почему художники написали свои полотна полные горя и слез? Какую цель они преследовали?

Ответ учеников: Цель – правдиво отобразить тяжелую, трудную жизнь русской женщины. “Окружающая жизнь сама просится на холст”, – говорил Илья Ефимович Репин. В искусстве стало развиваться новое направление – реализм.

– Много мыслей, чувств рождают эти два произведения. В них приговор российской действительности.

Василий Владимирович Пукирев прославился жанровой картиной “Неравный брак”, написанной в 1862 году. В те времена проблема бесправия женщин стояла очень остро. В российском обществе все чаще раздавались голоса в защиту женского равноправия. Эту тему развил В.В. Пукирев. Юную девушку выдают замуж за богатого старика. Судьбу девушки легко предугадать. Художник с большой правдивостью изобразил второстепенные персонажи. Они считают этот брак вполне обыденным явлением. Их лица выражают у кого равнодушие, у кого любопытство и зависть. Лишь один из присутствующих, молодой человек с благородными чертами лица, сочувствует невесте.

В.В. Пукирев – выходец из крестьянской семьи. Он очень хорошо знал народную жизнь. В основу картины положено реальное событие. В 1861 году состоялось обручение богатого фабриканта и молодой девушки из бедной семьи. Друг Пукирева и эта девушка любили друг друга, но по неизвестной причине вместе быть не смогли. На долю возлюбленного выпала роль шафера.

В картине “Неравный брак” поражает все: и глубокий психологизм, и достоверность, и необычное живописное мастерство. Сам колорит несет огромную эмоциональную нагрузку. Рассеянный свет (полумгла) в церкви подчеркивает кротость страдающей женщины. Видя слезы невесты, жених раздосадован. Опустив заплаканные глаза, не глядя на священника, не замечая полуупавшую свечу, протягивает невеста руку священнику. И тот навсегда соединит ее судьбу с нелюбимым человеком. Этот брак больше похож на торговую сделку.

– Картина Фирса Сергеевича Журавлева “Перед венцом” созвучна полотну Василия Пукирева? (Анализ картины.)

Ответ учеников: Да созвучна. Та же цветовая гамма: белым пятном выделена невеста, которая плачет.

– Темы работ Журавлева созвучны жанровым картинам художников – передвижников. Но в “Товарищество передвижных художественных выставок” он так и не вступил. За свои демократические убеждения Фирс Журавлев даже состоял под полицейским надзором.

Но не только художники обращались к теме бесправного положения женщины, но и сочинялись песни народом, а поэт Николай Некрасов написал поэму “Русские женщины”.

Послушайте отрывок из поэмы.

“Поживешь и попразднуешь вволю…
Будет жизнь и полна, и легка…
Но не то тебе пало на долю.
За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь.
Будет бить тебя муж привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и черной, и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.

И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни – появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь”.

– Так ли уж славно жилось русской женщине на Руси? (Нет. В поэме звучит горькая ирония. Эти стихи – крик о помощи.)

– Как же тогда быть? Что предпринять для улучшения положения? Эта тема актуальна сейчас? Может ли она волновать современные умы и сердца?

Подводя итог нашему уроку, мы можем сказать следующее:

Сама русская действительность – тревожная, неустойчивая, изменчивая – требовала соответственного эстетического осмысления. Так появились произведения живописи, литературы, музыки, отражающие правду жизни, тем самым внесли большой вклад в пробуждение сознания российского общества. Прошли столетия, жизнь изменилась, но произведений, рассказывающих о женской доле, ни стало меньше. И сейчас продолжает с экранов телевизоров звучать тема неравных браков. И хочется только посочувствовать тем женщинам, которые готовы жить со стариками без любви, ради денег.