Готовимся к ЕГЭ: обобщение и систематизация изученного в разделе "Пунктуация"

Разделы: Русский язык


1. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить тире.

  1. Вы согласитесь, что Новый год самый лучший праздник, правда же?
  2. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение.
  3. Грустить о прошлом скучная работа.
  4. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества.
  5. Творчество А. С. Пушкина, безусловно, источник литературы критического реализма.

2. Укажите номера предложений, в которых неправильно расставлены знаки препинания

  1. Роман “Война и мир”, жанр которого определяется как роман-эпопея, крупное эпическое произведение.
  2. Я начал ходить в библиотеку и читать книги и журналы.
  3. Дни стояли пасмурные однако теплые.
  4. Всё для тебя: вокзалы и причалы, цветы и звёзды времени полёт.
  5. В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек как-то уточек, гуськов, дудочек и брызгалок.

3. Укажите номера предложений с однородными определениями.

  1. Глубокая мёртвая затягивающая, как омут, стояла тишина.
  2. За кормой развевался просвеченный солнцем бело-сине-красный торговый флаг.
  3. В этих местах растёт густой смешанный лес с преобладанием кедра.
  4. И дождь поспешный молодой закапал невпопад.
  5. Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался лунный свет.

4. Укажите номера предложений, в которых правильно расставлены знаки препинания.

  1. Наступала заря, и закованный в снег двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек.
  2. Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармошкой.
  3. Росистое, ясное, расцветало утро.
  4. Опрятней модного паркета блистает речка льдом одета.
  5. Они (Третьяковы) владели многими текстильными предприятиями как большими, так и малыми.

5. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки при обособлении приложений.

  1. Приказ о продлении сессии подписан ректором института профессором И. И. Ивановым.
  2. Это был его сверстник по прозвищу Рудня, крестьянин соседнего села.
  3. Ах, будь она, эта война, проклята.
  4. Гусев мало-помалу начинает различать своего соседа по койке Павла Ивановича.
  5. Фронтовой бродяга-газетчик я в любом блиндаже родня.

6. Укажите номера предложений, в которых знаки препинания расставлены правильно.

  1. “Нет, я не еду”, – с удивлением и как будто обидясь поспешно сказал Пьер.
  2. Пашка Матвеев спал почти круглые сутки, а просыпаясь, приговаривал: “Знатно! На два года отосплюсь”.
  3. Он вышел, поправляя свои чёрные усики и глядя куда-то на ковёр, едва заметным движением плеча ответил на поклоны офицеров.
  4. Лодка медленно двинулась по тихой воде то окунаясь в туман, то выскальзывая на простор.
  5. Мы уже сказывали, что несмотря на её холодность Марья Гавриловна всё по-прежнему окружена была искателями.

7. Укажите номера предложений с пунктуационными ошибками.

  1. Бойцы твои письма читали, и там на переднем краю они хорошо понимали святую неправду твою.
  2. Кроме того, Кротких не полагал, что на свете помимо любви существует ещё и ревность.
  3. Доказано, что животные, например дельфины, вполне способны любить, а попугаи-неразлучники умирают в разлуке.
  4. Сбавили мы ход, и счастливо.
  5. В урожайные или грибные годы грибы часто попадаются кучками, семьями, даже растут двойничками.

8. Укажите номера предложений с вводными словами.

  1. Чичиков со своей стороны был очень рад, что поселился на время у такого мирного и смирного хозяина.
  2. Дождь прекратился, но должно быть временно: лохматые тучи курились низко, прямо над вершинами влажного леса.
  3. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы.
  4. Зверь в сущности доволен малым: ему нужны еда и сон.
  5. Гость однако же коснулся больше событий внутреннего мира.

9. Укажите номера предложений, в которых знаки препинания расставлены правильно.

  1. Жёлтые, золотые листья словно бабочки на лету.
  2. Костровцев был как всегда серьёзен и немногословен.
  3. А между клёнами синеют то там, то здесь в листве сквозной просветы в небо что оконца.
  4. До сих пор она жила как во сне.
  5. В последнее время некоторые зоологи высказывают предположение, что полоски на коже зебр появились как средство, предохраняющее от укусов мухи цеце.

10. Укажите номера предложений, в которых нет пунктуационных ошибок.

  1. Тёплое пасмурное утро и чуть-чуть моросит.
  2. Я добился всего сам и я никогда ничего не просил.
  3. Так куда же Лопухов девался и как фуражка его оказалась простреленною по околышу?
  4. Чужие холодные скалы и мокрый снег, летевший навстречу машине.
  5. Взошла луна и своим мягким фосфорическим светом озарила лес.

11. Укажите номера предложений, в которых пропущены запятые.

  1. Всё, что пошлёшь: нежданную беду, свирепый искус, пламенное счастье – всё вынесу и через всё пройду.
  2. Ему казалось, что он недолго лежал, припавши лбом к спинке дивана, но когда открыл глаза, из обоих окон номерка уже тянулись к полу косые солнечные тучи.
  3. Может быть, оттого что, ставши рабочим, я уже видел нашу городскую жизнь только с её изнанки, почти каждый день мне приходилось делать открытия, приводившие меня просто в отчаяние.
  4. Вместо того чтобы поддержать меня, ты начал помогать тому, против чего я борюсь.
  5. Они тронулись в путь, как только стаял снег и с моря потянул тёплый ветер.

12. Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить двоеточие.

  1. Грин умер, оставив нам решать вопрос нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он.
  2. Экономические выводы, прогнозы, планы, программы нельзя строить с той степенью уверенности, с какой предсказывают это естественные науки, то есть физика, химия, биология.
  3. Ты видишь сам всегда хорош наш город, весной же он особенно хорош.
  4. В этом городе существует несколько объединений предпринимателей и промышленников, например Ассоциация предприятий мелкого и среднего бизнеса.
  5. Но прекрасен данный жребий просиять и умереть.

13. Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить тире.

  1. Сказка песенке сестра.
  2. К сожалению, у меня было очень мало времени меня отпустили только на десять дней.
  3. Я шёл к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием сделать добро!
  4. День и ночь с тобой жду встречи, встречусь голову теряю.
  5. От каменных полов в лазарете было холодно и гулко шаги врача доносились издалека.

14. Укажите номера предложений с пунктуационными ошибками.

  1. Ах, как хочется удивляться! Ах, как хочется удивлять!
  2. Это, брат, ух как горько и ух как подло!
  3. Услышь меня хорошая, услышь меня красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая.
  4. Что, ты хотел свободы? Ты жил победителем, ты и умрешь победителем.
  5. Да в жизни есть один конец, но в жизни несколько начал.

15. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки при выделении прямой речи.

  1. “Ты мне льстишь, Орест” – промолвил грустно Пушкин, глядя на оконченный портрет.
  2. “Где, – сказал Кипренский с тоской, – где я возьму красок, чтобы изобразить это зимнее безмолвие, и этот блеск, и дворцы, утратившие объём и тяжесть, и, наконец, волнение своего сердца?”
  3. “Я знаю, что вы завтра уезжаете, поэтому и пришёл”, – сказал Ваня и, смутившись вконец, пробормотал: “Извините за беспокойство”.
  4. Её глаза будто просили: “Помоги!” – но она не только ничего не говорила, но даже отвернулась от него.
  5. “Идём, – схватила она его за рукав, – Им будет полезно познакомиться с тобой”.

Ответы:

1. 1, 3;
2. 1, 4, 5;
3. 1, 4, 5;
4. 2, 3;
5. 2, 4, 5;
6. 1, 2;
7. 1, 2, 5;
8. 1, 2, 4, 5;
9. 1, 4, 5;
10. 3, 4, 5;
11. 1, 2, 3;
12. 2, 3;
13. 3, 4, 5;
14. 3, 5;
15. 1, 3, 5.