Занятие "Флаг России – символ государственности"

Разделы: Начальная школа


Предмет: внеурочное занятие (в рамках ФГОС второго поколения).

Межпредметные связи: история, обществознание, курс “Окружающий мир”.

Класс: 3.

Тип занятия: занятие формирования новых знаний и умений.

Технология организации образовательного процесса: игра “Решение проблемных задач”.

Этапы игры:

  1. Актуализация знаний.
  2. Подготовительный – постановка проблемного вопроса.
  3. Работа в группах
  4. Обсуждение в классе.
  5. Подведение итогов.
  6. Обобщение.

Цель игры:

1. Создать условия для формирования элементарных представлений об истоках происхождения и значении цветов Государственного флага России.
2. Развивать у детей:
– проблемное видение различных объектов, их единство и многообразие;
– умение анализировать текст;
– аналитическое мышление, способность выдвигать собственные гипотезы.

3. Продолжить работу над созданием нормальной социальной среды в коллективе.

Время проведения: 2 академических часа (80 минут).

Оборудование:

У учителя: компьютер, проектор, электронная презентация “Государственный флаг России” (созданная в Microsoft Office PowerPoint) Приложение 1

У обучающихся: заготовки прямоугольной формы для флажков из картона 12 х 18 см; прямоугольные полосы красного, синего и белого цветов из липкой ленты, простой карандаш.

Планируемый результат: достигнуть максимально чувственного восприятия услышанного – прочитанного; пробудить чувство гордости за свою страну.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организация класса.

Для проведения игры дети разбиваются на 3 команды (по принципу взаимных симпатий) по 3 человека в команде. Они рассаживаются таким образом, чтобы могли свободно работать в своих командах и в классном коллективе. Остальные – болельщики.

2. Актуализация знаний обучающихся.

Учитель. Обязательная традиция каждой страны иметь свои символы, установилась только в XX веке. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Мы с вами гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами.

Игра “Блиц-турнир”.

– Назовите Государственные символы Российской Федерации. ( Государственный герб, государственный флаг, Государственный гимн). Слайд 2 презентации.

– Назовите цвета Государственного флага Российской Федерации. (Белый, синий, красный). Слайд 3.

– Что такое флаг? (Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов). Слайд 4.

3. Сообщение темы занятия. Поговорим о Государственном флаге России.

4. Подготовительный этап игры.

Учитель. Сегодня вы будете исследователями.

Первая команда – исторический центр.

Вторая – вексиллологический центр. (Изучением флагов занимается наука вексиллология (от латинского слова vexillum — “знамя”, “флаг”).

Третья команда – развлекательный центр.

Каждой команде предлагаю проанализировать некоторый объем материала (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4) и сформулировать вопрос в виде интересной нерешенной проблемы.

5. Работа в группах.

– Исторический центр. Нас заинтересовал вопрос: “ Как изменялся Российский флаг с течением времени? (Выдвижение гипотез). Мы подготовим сообщение об истории Государственного флага России.

Примерное распределение обязанностей: координатор, аналитик, дизайнер.

– Вексиллологический центр. Мы поставили проблемный вопрос: “Почему именно эти цвета выбраны для флага России и что они означают?” Примерное распределение обязанностей: координатор, аналитики.

Развлекательный центр. Нас заинтересовал вопрос: “ Когда и как празднуется День Государственного флага России?”. Мы узнаем, когда празднуется День государственного флага России и проведем опрос среди участников игры о том, как бы они хотели отмечать данный праздник. Слайд 5

Примерное распределение обязанностей: координатор, социологи.

6. Определение путей решения проблемного вопроса:

Обучающиеся выдвигают гипотезы, а затем, используя основные методы исследования, создают продукт, который представляют всему классу в интересной форме.

7. Работа с болельщиками.

1). Психологический эффект на занятии. “Мозговой штурм”.

Учитель. Пока центры работают над своими заданиями, я обращаюсь к болельщикам. Если представить, что все страны на планете объединились, то как должен выглядеть флаг планеты Земля? (высказывание гипотез, группа 5 человек). Разработка гипотез болельщиками.

2). Выполнение поделки “Российский флаг”

Инструкционная карта

Материал: прямоугольники из цветной липкой ленты белого, красного и синего цветов размером 18 Х 4 см, заготовки из белого картона размером 12 Х 18 см, простой карандаш.

  1. Наклеить цветные прямоугольники на заготовки из белого картона в правильной последовательности.
  2. Согнуть один край заготовки.
  3. Наклеить согнутый край на простой карандаш, который будет служить древком флага.

8. Динамическая пауза “Гимнастика для глаз”

Раз – налево, два – направо.
Три – наверх, четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

9. Обсуждение в классе.

Учитель. Предлагаю центрам дать отчет о проделанной работе. (Центры отчитываются, представляя результаты своей работы в интересной форме):

– Исторический центр. Слайды 6-12 презентации.

– Вексиллологический центр. Слайд 13 .

– Развлекательный центр. Слайд 14.

10. Итог занятия. Рефлексия.

Игровое упражнение “Расставь цвета флага в правильной последовательности”. Слайд 15.

Учитель. – Как вы думаете, удалось вам сегодня побывать исследователями?

-Выскажите свое мнение о работе каждого центра. (Болельщики и участники высказывают свое мнение).

Поблагодарить участников исторического центра “За маленькое открытие”.

Поблагодарить участников вексиллологического центра “За решение сложной проблемы”.

Поблагодарить участников развлекательного центра за “Открытие нового праздника”

11. Вывод и демонстрация работ болельщиков.

Учитель. Каждое государство имеет свои отличительные знаки – государственные символы. Знать и понимать их значение, их историю – долг каждого гражданина. Этому трудно научить. Это надо понять и почувствовать. Слайд 16

Болельщики поднимают изготовленные на занятии флажки над головами и под песню “Флаг России” машут ими.

Приложения

Презентация

Песня о флаге