Математический кружок "Развитие математики в России начала XVIII в."

Разделы: Математика


Основные цели:

  1. Углубить темы “Обыкновенные дроби”, “Часть от числа”, “Составление уравнений” при решении задач;
  2. Развивать логическое, нестандартное мышление, вычислительные навыки;
  3. Прививать интерес к математике с помощью материала, выходящего за рамки учебника.
  4. Знакомство с одним из первых русских учебников по математике – “Арифметика” Л. Ф. Магницкого.

Оборудование.

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Экран.

Ход заседания кружка

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя (сопровождается показом слайдов)

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с развитием математики в России в начале 18 века. Мы с вами уже знаем, как развивалась математика в России в 13 веке, оно было прервано нашествием монголов. После свержения ига оказалось, что Россия отстала от других европейских стран. Энергичные меры для преодоления этого отставания предпринял вступивший на престол в конце 17 века царь Петр 1. В его царствование были построены заводы, создан военный флот, расширены границы государства Российского, перестроены войска. За преобразовательскую государственную деятельность Петра 1 стали называть Великим. Для нужд промышленности, строительства флота понадобились государству русские инженеры и техники, в них Россия очень нуждалась. До того единственным учебным заведением, которое можно было назвать высшим, являлось Славяно-греко-латинская академия, где изучали древние языки, богословие и философию.

Царь Петр 1 в молодости изучал математику и свободно обращался с чертежами и математическими приборами. Он хорошо понимал практическое значение математики. В 1698 году он в Лондоне познакомился с математиком Генри Фарвархсоном и пригласил его работать в Россию. Тот приехал с двумя помощниками.

В математико-навигацкую школу принимали не только дворян, но и людей иных сословий. Учащимся платили в изучении математики от 10 до 15 копеек в день. Были набраны первые 200 учащихся.

Но для успешного преподавания было существенное препятствие. Генри по-русски не научился говорить, и учебники писал по-латыни. По рекомендации дьяка Оружейной палаты Алексея Курбатова на работу в математико-навигацкую школу был зачислен Леонтий Филиппович Магницкий. Об этом вам сейчас расскажут Вика и Марина.

3. Доклад учеников 6б класса о первом русском математике Л.Ф. Магницком.

Развитие математики в начале XVIII века

Сведения о жизни и деятельности Леонтия Филипповича Магницкого немногочисленны. Известно, что он родился 9 июня 1669 года в Тверской губернии в крестьянской семье. В конце 17 века Магницкий живёт в Москве и является широко известным своей образованностью человеком. Пётр 1 многократно беседовал с ним о математических науках и был так восхищён его математическими познаниями, что называл его магнитом и приказал писаться Магницким. Каким было его прозвище до этого, даже его близким родственникам не известно. Где и как Магницкий изучал математику, мы не знаем. Возможно, он был самоучкой и покупал книги в лавочках возле Спасских ворот Кремля.

В 1701 году ПЕТР 1 подписал указ об открытии в Москве Математико-навигатской школы. В школу принимались дети из различных сословий. Магницкий был назначен учителем математики.

Печатных русских учебников по математике в то время не существовало. Были лишь немногие рукописные книги, по которым учились считать купцы.

Первый напечатанный русский учебник математики создал Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году по распоряжению Петра 1 “ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей”.

Магницкий проделал огромную работу, чтобы излагаемый в книге материал был доступным и интересным для читателя. Многие параграфы заканчиваются стихотворениями, в которых даются советы и назидания.

Вот, например, пожелания из предисловия к книге:

“И желаем да будет сей труд

Добре пользовать русский весь люд”

Математическая книга Магницкого содержит начало математических знаний того времени: арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии. В конце книги есть таблицы, посвящённые морскому делу. Эта книга явилась ответом горячего патриота на запросы Родины. В течение 50 лет она стала учебным пособием для всех русских людей, которые стремились к математическому образованию

Великий русский учёный М. В. Ломоносов называл “Арифметику” Магницкого и “Грамматику” Смотрицкого “ вратами своей учёности”, “Арифметику” он выучил наизусть.

Магницкий внёс много задач с остроумным содержанием или же с интересными способами решения, занятными формулировками. Занимательным задачам посвящает целые разделы “Об утешных неких действах чрез арифметику употребляемых”.

Первая часть настоящей книги посвящена занимательным задачам. В общих чертах книга была полностью в задачах. Так же в первой части были написаны просто задачи для любознательных читателей.

Книги Магницкого были интересными, познавательными, многие задачи он придумывал сам.

Магницкий понял, что нельзя предложить русскому читателю книгу, не учитывающую вековое самобытное развитие русского народа. Поэтому он широко использовал русскую математическую литературу, добавив к ней достижения мировой научной мысли, переработанные и приспособленные к потребностям русского читателя.

Магницкий до конца своих дней состоял учителем Навигацкой школы – этого первого рассадника математических и морских знаний.

В дальнейшем были опубликованы другие русские учебники по математике. Один из них написал продолжатель дела Магницкого его ученик Н. Г. Курганов. Один из таких учебников написал в 1765 году командир Суздальского полка полковник Александр Васильевич Суворов, ставший впоследствии одним из величавших русских полководцев, не знавшим поражения в многочисленных битвах. Он был удостоен высочайшего воинского звания в России и стал генералиссимусом Суворовым.

Математику должен изучать: “Хотящей быть морской пловец, навигатор ли или гребец”.

Магницкий указывает, что материал для своей книги он: “Из многих разных книг собравши – из грецких убо латинских и немецких же и, итальянских”.

Магницкий подчёркивал, что “Разум весь собрал и чин природно-русский, а не Немчин”.

Автор (Магницкий) указывает, что книгой могут пользоваться не только учащиеся, но и другие люди: “И желаем, да будет сей труд добре пользовать весь люд.” Он ещё говорил что: “Ныне и всяк лучший воин эту науку знать достоин”.

4. Кроссворд.

  1. Первый русский математик.
  2. Как стали называть Петра 1 за его огромную преобразовательскую государственную деятельность?
  3. Кто из великих русских ученых называл первый учебник математики “вратами учености”?
  4. Как назывался первый русский учебник по математике (два слова)?
  5. Кто из великих русских полководцев учился по этому учебнику?

5. Решение задач.

  1. Задача про питие. Один человек выпьет кадь пития за 14 дней. А со своей женой он выпьет ту же кадь в десять дней. И необходимо узнать, за сколько дней ту же кадь выпьет его жена в одиночку.
  2. Решение. За один день муж с женой выпивает 1/10 часть, муж – 1/14 часть, то жена – 1/10-1/14 = 1/35. Значит, жена выпьет всю кадь за 35 дней.

  3. Задача про двенадцать человек. Двенадцать человек несут 12 хлебов: каждый мужчина несет по 2 хлеба, женщина – по половине хлеба, а ребенок по четверти хлеба. Сколько было мужчин, женщин и детей?
  4. Ответ. Несли 5 мужчин, одна женщина и шесть детей.

  5. Задача про гусей. Летела стая гусей, а навстречу им гусь. Он сказал: "Здравствуйте, сто гусей!". "Нас не сто! – был ответ. – Если бы нас было столько, как сейчас, да ещё столько, да ещё полстолька, да ещё четверть столько, да и ты, гусь, нас бы было сто". Сколько было гусей?
  6. Решение. Пусть х гусей в стае. По условию задачи составим уравнение: х+х+1/2х+1/4х+1=100, х=36. Ответ. 36 гусей.

  7. Сколько стоит кафтан? Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан?

Решение. Пусть х рублей стоит кафтан. Составим уравнение: (12+х)*7/12=5+х, х=4,8. Ответ. 4,8 рублей.

6. Подведение итогов.

  1. Что вы узнали сегодня нового на кружке?
  2. Какая задача вам больше всего понравилась, запомнилась? Почему?
  3. Награждение призами наиболее отличившихся учеников.

Презентация