Социально-личностное направление работы ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Для успешного построения работы по данному направлению в детском саду необходимо учитывать следующую структуру:

I. Программно-методическое обеспечение.

II. Условия (предметно-развивающая среда, квалификационный уровень педагогов, методическая работа с педагогами ДОУ по данному направлению).

III. Система индивидуального сопровождения социально-личностного развития ребенка. (Диагностика)

IV. Особенности организации жизнедеятельности ДОУ.

В своей работе мы опираемся на программу “Детство” В.И. Логиновой, “Программу воспитания и обучения в детском саду” М.А. Васильевой – новая редакция. Частично используем: методические рекомендации Чистяковой М.И. “Психогимастика”, Минаевой В.М. “Развитие эмоций дошкольников”, О.Л. Князевой, Р.В. Стеркиной “Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста”, Н.В. Клюевой “Общение”.

Для оценки уровня социально-личностного развития детей ориентируемся на критерии, обозначенные в выше названных программах в разделе “Достижения детей”, а также в “Дневнике воспитателя” под редакцией О.М. Дьяченко.

Не возможно себе представить социально-личностное развитие ребенка как нечто отдельное самостоятельное. Данное развитие происходит постоянно, пронизывая все сферы жизни и деятельности ребенка. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

Для удобства работы мы условно выделили 5 компонентов в социально-личностном направлении:

  1. Эмоциональное благополучие ребенка.
  2. Положительное отношение ребенка к окружающим людям.
  3. Развитие коммуникативной компетентности ребенка.
  4. Развитие социальных навыков у детей.
  5. Бережное отношение к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному).

Для этого в нашем детском саду мы проводим разнообразную работу.

1. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка педагоги организуют:

  • Утро радостных встреч, когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
  • Индивидуальные беседы на интересующие детей темы. Или так называемые “Задушевные посиделки”, где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные). Эти минуты дружественной близости взрослых с ребенком неоценимы, воспринимаются ребенком как знак доверия и уважения.
  • Сочинение детьми творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением её рисунками.
  • Индивидуальные фото выставки (“Я маленький”, “Я играю”, “Я помогаю маме” и другое).
  • Элементы аутотренинга; игры-занятия в сухом бассейне, игры с песком и водой помогают детям расслабиться снять агрессию, получить заряд положительных эмоций, развивают уверенность в себе.
  • программные занятия по развитию представлений об окружающем мире и о себе в младшем и среднем дошкольном возрасте.
  • Использование метода коллекционирования содействует возникновению общения, совместных игр (в группах собранны коллекции камней, ракушек, лошадок, игрушек из киндерсюрпризов, ключи, телефонные пластиковые карты с тематикой об Удмуртской Республике, календари по темам и многое другое).
  • Персональные творческие выставки детей повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к творчеству. (У нас экспонировались работы детей по вышивке, живописи, лепке из теста, бисероплетению и другие).
  • Этому же способствуют традиции празднования Дня именинника (с обязательным исполнением “Каравая” и добрыми пожеланиями и детскими подарками от каждого ребенка).
  • Оформление детского гороскопа.
  • Кружковая работа “Музыка в картинках”, Пальчиковые игры, “В гостях у бабушки”, “Топотушки” – помогают раскрытию индивидуальности и развития личных интересов детей.
  • Интересен такой прием как коробочка добрых дел: это накопление фишек детьми (каждый ребенок в свою ячейку), за добрые дела, сделанные ими в течение месяца – это может быть: помощь товарищу, воспитателю, няне; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний. За проступки – фишки теряются (отдаются обратно воспитателю). В конце месяца подводятся итоги, определяется I, II, III место – по количеству фишек, и вручаются призы (сладости и игрушки). Данный прием стимулирует детей к выполнению правил поведении, быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.
  • Предметно-развивающая среда в группе (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, ёмкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.
  • Внесение домашних игрушек.
  • Наличие в группе разновеликих мягких игрушек включается как релаксационное средство.
  • Диагностическое обследование продвижения ребенка по программе, позволяет отслеживать уровень развития ребенка и при необходимости проводить необходимую корректировку.

2. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям мы проводим:

  • Дидактические игры направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям (“Народы мира”, “У кого какой дом”, подбери картинку).
  • Чтение сказок разных народов.
  • Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуациях
  • Коллективные работы по изодеятельности.
  • Гигиенические процедуры: растирание друг друга сухой варежкой.
  • Коллективные дела (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного материала).
  • Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. (Как мы отдыхали на даче, Как мы лепили снежный городок).
  • Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.
  • Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.
  • Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы. (оформленные в виде настенного панно Паровозик, где в каждом вагончике есть места для фото каждого ребенка группы, зеркальная стена – из дисков СД) помогают почувствовать дух единства, важности всех и каждого.

3. Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:

  • Элементы психогимнастики на занятиях по изодеятельности, ознакомлению с окружающим.
  • Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций “Облако настроения”, “Зеркало” и т.п..
  • Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
  • Игры драматизации.
  • Театрализованный игры.
  • Просмотр спектаклей,
  • Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.

4. Для развития социальных навыков у детей мы проводим:

  • Дидактические игры (выбери что правильно, а что неправильно).
  • Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
  • Специальные игры на общение “Связующая нить”, “Скульпторы”.
  • Игры тренинги “Спасаем друзей”, элементы сказкатерапии.

5. Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют:

  • занятие по экологии и по ОБЖ;
  • чтение художественной литературы;
  • дидактические игры природоведческого содержания;
  • разбор ситуаций;
  • просмотр спектаклей на экологические темы;
  • акции (Посади цветок, покорми птиц);
  • уход за растениями в уголке природы и на участке;
  • трудовая деятельность (различные виды труда)

Для развития компетентности педагогов по данному вопросу мы организовали консультации “Формирование нравственного здоровья”, “Игры на формирование доброжелательных отношений между дошкольниками”, “Работа по ознакомлению детей с именем”, “Игры с агрессивными детьми”.

Педсоветы: “Обеспечение психофизического здоровья дошкольников”, “Учимся понимать друг друга”.

Подготовлены методические рекомендации для педагогов: “Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей раннего и младшего возраста”, “Как играть с гиперактивными детьми” и другие.

В результате проводимой работы дети, в своем большинстве, находятся в нашем детском саду в положительном эмоциональном состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности.

Дети положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать.

Не для кого не секрет, что год от года увеличивается количество детей с трудностями в поведении, агрессивных, с синдромом дефицита внимания. Таким детям требуется помощь специалистов: психологов, врачей. Поэтому, естественно, с такими детьми очень непросто работать, необходимы особые педагогические умения и мастерство.

Целью всей данной работы является то, что дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим.

Это поможет быть им понятными, принятыми и признанными, а значит, и успешными в обществе людей.