Образование имен прилагательных. Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Познакомить с образованием имён прилагательных.
  2. Формировать умение образовывать имена прилагательные.
  3. Развивать орфографическую зоркость.
  4. Формировать убеждения о необходимости сохранения личного здоровья.

Ход урока

I. Повторение.

- Посмотрите вокруг (на стенах, на шкафах развешаны карточки со словами).

- Какие слова вы увидели?

- Что вы о них можете сказать?

  • Заботливый.
  • Здоровый.
  • Сильный.
  • Ленивый.
 
  • Активный.
  • Спокойный.
  • Бледное.
  • Спортивный.

- Слова какой части речи перед вами?

- Какое слово лишнее? Почему?

- На какие группы вы разделили эти слова?

- Сегодня тема нашего урока «Образование имён прилагательных».

II. Работа по теме.

а) Наблюдение над образованием имён прилагательных.

Признаки закалённого человека.

«Он редко болеет и быстро выздоравливает. Он всегда активный, на уроках собран и внимателен. Кожа у закалённого человека розовая, здоровая, глаза ясные, волосы блестящие. Он носит лёгкую одежду. У него хорошее, «солнечное» настроение. Он крепко, спокойно спит.»

- Ознакомьтесь с содержанием текста. О чём этот текст?

- Что такое здоровье?

- Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. То или иное состояние организма (крепкое, слабое). Здоровый – обладающий здоровьем, не больной.

- А как можно сохранить своё здоровье?

Ребёнок рассказывает заранее подготовленное стихотворение.

Со здоровьем дружен спорт:
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады.
Только помните – ребята
Каждый день свой непременно
Начинайте с физзарядки.
Не играйте с дрёмой в прятки.
Быстро сбросьте одеяло,
Встали – сна как не бывало.

- Найдите прилагательные в тексте.

Проверка.

б) Работа в группах. Решение проблемной ситуации.

- Нам понадобятся слова для дальнейшей работы слова:

  • солнечное,
  • активный,
  • закалённого,
  • здоровая.

- Запишите данные слова, проведите морфемный разбор слов. И сделайте вывод, от какой части речи образуются имена прилагательные и с помощью чего?

III. Физкультурная минутка.

- Давайте повторим волшебные слова (хором): Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!

Упражнения.

«Раскрашивание». Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно разными цветами. Закончить раскрашивание необходимо самым любимым цветом.

«Каша кипит». Вдыхаем через нос, на выдохе произносим слово «пых». Повторить 8 раз.

Дыхательная медитация под музыку. Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох.

Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох... Выдох...

IV. Закрепление. Работа по группам.

1 группа. Образуйте от данных существительных имена прилагательные. Как образуются новые слова. Выделите суффиксы новых слов.

  • Товар – товарный (вагон). Лес – _________ ( массив).
  • Трактор – _________ (завод). Холод – _________ (лето).
  • Синь – _________ (небо).Свинья – _________ ( грипп).

2 группа. Образуйте от данных существительных имена прилагательные. Как образовались новые слова? Выделите суффиксы новых слов.

  • Февраль – февральский (праздник). Апрель – _________ (день).
  • Май – _________ (субботник). Июль – _________ (поход).
  • Город – _________ ( парк). Сибирь – _________ ( мороз).

3 группа. Образуйте от данных существительных имена прилагательные. Как образовались новые слова? Выделите суффиксы новых слов.

  • Колос – колосистая (рожь). Камень – _________ (дно).
  • Болото – _________ ( место). Волна – _________ (линия).
  • Глина – _________ (почва). Юность – _________ (паренёк).

4 группа. Образуйте от данных существительных имена прилагательные. Как образовались новые слова? Выделите суффиксы новых слов.

  • Рыба – рыбные (места). Степь – _________ (орёл).
  • Декабрь – _________ (вечер). Скала – _________ (берег).
  • Ворс – _________ (ткань). Румяна – _________ (ребёнок).

- Спикеры, запишите образованные вашими группами имена прилагательные. Какие суффиксы вы использовали при образовании имён прилагательных?

Проверка.

V. Творческая работа.

- Восстановите текст, используя слова для справок. Какие суффиксы использованы при образовании имён прилагательных?

  • ________ воздух свеж и прозрачен. ________ запах оздоравливает воздух, убивает бактерии. Очень полезно дышать воздухом ________ бора.

Слова для справок: хвойный, соснового, февральский.

Проверка.

VI. Итог урока.

- Как образуются имена прилагательные?

- Что такое здоровье и что нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье?

VII. Оценивание.