Урок повторения "Преобразующая сила музыки". 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель: обобщить знания учащихся по теме «Преобразующая сила музыки»

Задачи:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыкального искусства;
  • развивать умение логически рассуждать и грамотно выражать свои  мысли;              
  • применять знания, полученные на уроках при знакомстве с  новыми музыкальными произведениями;
  • развивать музыкальное мышление, вокально-хоровые  навыки;
  • воспитывать культуру слушания и умение вести диалог.

Планируемый результат:

  • активизация эмоциональной отзывчивости детей;
  • расширение кругозора учащихся через повторение знакомых произведений и знакомство с новыми;
  • умение  увидеть и  провести единую линию, объединяющую  все произведения.

Музыкальный материал:

1. «Песня о городе-друге (муз. В Колегова, сл.В. Хавина – 3.45)
2. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (С. В. Рахманинов – 2.00)
3. Песня из к/ф «Бронзовая птица (муз. С. Пожлакова,  сл.Б. Окуджавы – 2.20)
4. Концерт» Всем скорбящим радосте» (В. Титов – 2.50)
5. Песня «Задохнулась от боли земля» (сл.и муз. И.Рудь – 1.34)
6. Соната № 2. (Ф. Шопен – звучит одновременно с отрывком из повести Носова «Шопен. Соната № 2»)
7. Песня «Всё пройдёт» (муз.М. Дунаевского, сл.Л. Дербенёва – 3.50)

Дополнительный материал:

1. Фотографии с изображением  Екатеринбурга
2. Картина « Северная сторона» А. Васнецов
3. Стихотворение « Родина» (Н. Рубцов)
4. Портрет С. В. Рахманинова
5. Фото «Свечи в храме-часовне «Всех скорбящих радости» в День памяти
погибших на улице Гурьянова»
6. Фото терактов
7. Стихотворение  «Война бетховенским пером…» (Д. Кедрин)
8. Портрет Ф. Шопена
9. Отрывок из повести «Шопен. Соната № 2» (Е. Носов)
10. Фото военной поры
11. Фото заката

План урока:

I. Вводная часть
II. Работа по теме урока
1.  Концертное исполнение песни, анализ
2.  Музыкальный  анализ отрывка из концерта  В.Титова «Всем скорбящих радости»
3. Слушание песни « адохнулась от боли земля…», анализ
4. Музыкально-литературный анализ произведений Ф. Шопена и Е. Носова.
5. Концертное исполнение песни  « Всё пройдёт»
III. Итог урока
IV. Домашнее задание
V. Оценивание учащихся

ХОД УРОКА

Введение в тему урока

Звучит песня  « Песня о городе-друге» (муз. В Колегова, сл. В Хавина)

– Ребята, как вы считаете, о чём  пойдёт разговор на этом уроке? (О Екатеринбурге) (Фото Екатеринбурга)
– Чем является Екатеринбург для  вас, для всех нас? (Родиной)
– Да, действительно, сегодня мы будем говорить с Вами о нашей Родине. Есть 2 понятия: малая родина и просто Родина. Они даже пишутся по-разному, посмотрите (Слова: родина – Родина)
– Почему? Как вы думаете? (Город, село – Россия) (Фото города и картина А.М. Васнецова» Северный пейзаж»)

Если скажут слово  « Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Милый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница, заповедные края.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

– писал Н. Рубцов

Работа по теме урока

– Со словом «Родина» ассоциируется и другое слово – «патриот». (Слово « патриот»)
– Почему?  Кого мы называем патриотами?
– А может ли патриот жить в другой стране?
Учитель приводит пример С.В. Рахманинова. (2 концерт для фортепиано с оркестром и фото композитора)
– Ребята, а вы считаете себя патриотами?
– Итак, патриотизм – это  безграничная любовь к своей Родине…, продолжите…
А Родина – это наш дом, город, страна, наши песни, наша школа, наш класс.
Родина – это мы с вами, ребята. И то, какой станет наша  Родина для нас, зависит только от нас с вами.
Родина – это наше прошлое, настоящее и будущее. И пусть сегодня в классе прозвучит песня, объединяющая ребят разных поколений.
– Это песня из кинофильма «Бронзовая птица» (муз.Б.Окуджавы, сл.С.Пожлакова)
(Концертное исполнение песни со сценическими движениями.)
(Фото из к/ф)
– Как вы считаете, почему это произведение живёт до сих пор?
– Какой характер, настроение?
– Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для создания  настроения этой песни?
– Почему вам нравится эта песня?
– Наша Родина пережила много тяжёлых моментов на протяжении всей своей истории.
– Давайте вспомним… (войны, перевороты, бунты, голод, революция, убийство царской семьи)
– Мы не раз были с вами на  Ганиной Яне, месте сожжения останков царской семьи.
– Какое чувство возникает при посещении этих храмов?
– Как вы думаете, почему произошла эта трагедия?
– Как вы думаете, звучание какой музыки сливается с тем чувством, что охватывает каждого человека, посетившего Ганину Яму, соответствует атмосфере святого места?
– Помните, как сказал отец Георгий:
– Люди отвернулись от Бога. И многие стали верить в себя, как в Бога, не понимая, добро или зло они творят.
– Мне хочется, чтобы музыка, которая прозвучит сейчас, перенесла Вас снова на Ганину Яму, чтобы вы смогли мысленно пройти знакомыми тропинками и вновь почувствовать ту особую атмосферу, которая царит там. «Всем скорбящим радосте» – так называется 12-голосный  концерт В. Титова.
(Концерт – крупное произведение)
(Фото «Свечи в храме-часовне «Всех скорбящих радость» в День памяти погибших на улице Гурьянова»)
– Как вы думаете, что почувствует человек, первый раз услышавший это произведение?
– Как этот концерт может повлиять на человека?
– Так почему же история возвращается к нам вновь и вновь?
– С древних времён слышится в России плач Ярославны. Более 800 лет звенит он пронзительной нотой, напоминая, предупреждая…

Война бетховенским пером
Чудовищные ноты пишет,
Её октав железный гром
Мертвец в гробу и тот услышит.
Ну, что за уши мне даны?
Оглохший в шуме этих схваток,
Из всей симфонии войны
Я слышу только плач солдаток…

(Д. Кедрин)

– Может быть, если бы люди приняли в сердце эту боль, как свою собственную, то меньше бы было на земле зла.
– Наше, современное время, тоже не спокойно. Гремят взрывы и страдают дети, погибают солдаты и мирные жители. Посмотрите на эти фото, эта наш современный мир, в котором тоже много боли и слёз… (Фото терактов)
– Как каждый человек, я не могу смотреть на это без слёз. И каждый человек выражает своё отношение по-разному. Я выразила через музыку. Мне хочется исполнить вам свою песню «Задохнулась от боли земля…»
– Попробуйте определить самые главные слова в ней.

… Задохнулась от боли земля, и заплакало небо,
Содрогнулись под утро дома, что же, Господи, это?
Это страшное слово  «ВОЙНА», в душах боль и смятенье,
Но Россия как прежде одна, как земли притяженье.
Взвились чёрные клубы огня, чья-то жизнь оборвалась,
И обуглилась чья-то душа, и у матери слёз не осталось,
Ну, услышьте же, люди, меня, зов поющей гитары,
Неужели сошли вы с ума, неужели вам этого мало?
Сколько войн пронеслось по земле, сколько горя она испытала,
Где конец бесконечной злобе, разве крови вам мало?
Пусть звучат в храмах колокола, может  звон их достигнет
Тех людей, для которых земля стала полем их битвы…
Задохнулась от боли земля….

– Что хотела я сказать этой песней?
– Я спела эту песню сейчас для вас. Что я хотела изменить в вас?

Кульминация урока

– Музыка обладает поистине великой силой… Продолжите мою мысль, ребята.
Она… (помогает, утешает, лечит, дарит радость и смех, уверенность и счастье…)
И пусть сегодня ярким подтверждением вашим словам прозвучит в нашем классе музыка Ф. Шопена (Портрет Делакруа Эжен « Фридерик Шопен») – великого польского композитора, великого патриота своей Родины, своей Польши. Сердце его навсегда принадлежало родной стране. Так сложилась его жизнь, что ему пришлось покинуть страну. Но в своём завещании он написал, что  завещает сердце своё любимой Польше.
Музыка его проникла на страницы повести Евгения Носова «Шопен. Соната № 2».
Мне бы хотелось, чтобы, слушая сонату (определение сонаты на доске), слушая повесть, вы  представили себя вместе с героями, посмотрели на них, почувствовали их переживания и увидели,  как повлияла музыка Шопена  на их душу и  сердце.
Кратко изложу начало повести.

…Самодеятельный оркестр молодых ребят под руководством старшого дяди Саши выступал на открытии мемориала павших воинов.  Домой им пришлось возвращаться под проливным  дождём  по грязной дороге, так как свой автобус они отдали ветеранам и пожилым людям, пришедшим на празднование. Уставшие, они остановились отдохнуть в одной деревенской избе, откуда ушли на фронт и не вернулись 4 мужчин. Хозяева, старуха, её дочь Пелагея, внучка да её подружки, попросили их сыграть  ребят что-нибудь весёлое…
…Ромка озадаченно помолчал и спросил уже потише, поспокойней:
– Дядь Саш? А дядь Саш? Поиграть можно?..
Тут подала голос старуха, она уловила Ромкин вопрос и, тронув дядю Сашу за руку, тоже попросила:
–.Сыграй, милай, сыграй. У нас прежде в дому завсегда  весело было. Лексей музыку любил. Он гармошку и на фронт забрал. Я ну его укорять: «Леша, сынок, куда ж ты
ношу такую, помеху-то? Будет ли тебе там  когда играть?»  А он смеется: «Сгодится, мама, сгодится.»  Ну, да он и там время отыщет, он такой... Дак и Коля тоже любил...
Сыграй, милай, сыграй.
Дядя Саша пристально  вгляделся в старуху и услышал ее. В раздумье повернулся, посмотрел в  вопрошающие Ромкины  глаза, сказал негромко:
– Давай, правда, сыграем, Роман.
И убежденно добавил, вставая:
– Несите-ка инструменты.
В комнате, притихшие было ребята,  сразу загалдели,  загремели стульями, живо вышли в сени за трубами. Подали и дяде Саше его черный чехол, и он вслед за Пелагеей шагнул в горницу. И старуха приковыляла, села в сторонку к окошку. Девчата уже поспешно составляли к стене стол, стулья, освобождали место под танцы.
…Ребята, каждый со своим инструментом, окружив старшого, изготовившись, поглядывали, как он распускал на чехле завязку, как не спеша обнажал свой прекрасный, сверкающий чистотой корнет. Делал он это как никогда торжественно, сосредоточенно, будто незрячий. Принаряженные девчата, сдержанно переговариваясь, расселись возле Пелагеи, и та участливо рассматривала их причёски и платья.
Дядя  Саша постучал ногтем по корнету.
Трубы замерли в изготовке.
И, глядя вниз на свои пальцы,  что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова:
Шопен... Соната... номер... два.
Какое-то время оркестранты смятенно смотрели на старшого, глазами, немотой своей как бы спрашивая: какая соната, причём тут соната? Кто-то удивлённо шепнул: « Чего это он?» Девчата тоже переглянулись. И только Пелагея, ничего не поняв, продолжала улыбаться и радостно ожидать музыки.
Дядя Саша опять постучал по трубе:
Играем часть третью, вы ёё знаете.
– Ну знаем, конечно… – сдержанно кивнул за всех Ромка.
– Прошу повнимательнее.
Он еще раз оглядел оркестр.
– Начали!
И, все еще недоумевая, думая, что произошла ошибка, оркестранты с какой-то обреченной неизбежностью грянули си-бемольный аккорд, низкий, тягучий, как глубинный подземный взрыв.
Пелагея, для которой слова « соната», «Шопен» означали просто музыку, а, значит, и веселье, при первых звуках вздрогнула, как от удара. Она с растерянной улыбкой покосилась на старуху, но та лишь прикрыла глаза и удобнее положила одна на другую сухие, ревматические руки.
…Звуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, в оконные, испуганно подрагивающие стекла.
Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным  взрыдом.
Принаряженные девчата, потупив глаза, уставились на свои туфли, обмякла плечами и Пелагея, и только старуха, держа большие темные руки на коленях, сидела неподвижно и прямо.
Серое ее лицо, изрытое морщинами, оставалось спокойным, и можно было подумать, что она уснула под музыку в вовсе не слышит этого плача труб в ее бревенчатом вдовьем дому. Но она слышала все и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаенно и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердцем матери.
И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто-то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою.
Боль такова, будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины и свявященнослужители, горестно склонившие головы перед неисчислимыми жертвами..,
И тут Вера, внучка, вдруг закрыв лицо руками, кинулась за занавеску.
Девушки тоже поднялись, и одна по одной, ступая на носках, пошли к  ней.
И как проливается последний дождь при умытом солнце – уже без туч и тяжелых раскатов грома, – так и дядя Саша повел мелодию на своем корнете в тихом  сопутствии одних только теноров: без литавр, басов и барабанов.
Это было  то высокое серебряное соло, что, успокаивая, звучало и нежно, и трепетно, и выплакано, и просветвлённо.
...И когда он утер лицо и не спеша, устало принялся зачехлять трубу, в горнице все еще молчали. Было только слышно, как изредка всхлипывала за ситцевой занавеской Вера.
Старуха наконец встала и, отстранив рукой Пелагею, которая кинулась было поддержать ее, поковыляла одна, шаркая подшитыми валенками.
– Ну, вот и ладно... – проговорила она. – Хорошо сыграли... Вот и проводили наших... Спасибо.
И, остановившись посередине горницы, перекрестилась  в угол…

– Почему старуха сказала, «вот и проводили наших»? Что означают эти слова?
– Что подарила музыка Шопена этим женщинам?
– Почему дядя Саша сыграл именно эту сонату?
– Как вы думаете, ребята, по-разному ли переживают свои чувства люди разных стран и  культур?
– Так есть ли в музыке сила, способная изменить, преобразовать мир?
– Глядя на вас, ребята, мне очень хочется верить, что вы вырастете и станете настоящими патриотами, достойными гражданами  своей страны. Всё в жизни проходит: и радость, и печаль, но остаётся память, пусть она хранит только добрые воспоминания.

Звучит песня «Всё пройдёт» (муз. М Дунаевского, сл. Л. Дербенёва)  (Концертное исполнение, сценические движения).
(Фото заката)

Итог урока

– Какие их Ваших убеждений стали сильнее под влиянием произведений, прозвучавших на уроке?
– Что объединяет все произведения, которые мы увидели , услышали и исполнили на уроке?

«Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины человеческой души»  (П.И. Чайковский)

«Нет на земле живого существа,
Столь жёсткого, крутого, адски злого,
Чтоб не могла хотя на час один
В нём музыка свершить переворота»

 (У. Шекспир)

Домашнее задание

– В дневники музыкальных впечатлений запишите произведения, которые повлияли на вашу жизнь, на жизнь вашей семьи. Запишите авторов и названия произведений.

Оценивание учащихся.