"Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению". Занимательный материал. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • формировать умение распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи;
  • учить подбирать к существительным прилагательные близкие и противоположные по значению;
  • воспитывать дружеские отношения.

Учебный материал: мультимедийный проектор, тесты, листы с заданиями для каждого ученика, материал для рефлексии урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дети.

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

II. Постановка темы урока

Учитель. Назовите слово, которое отвечает на вопрос какой?

Дети. Какой? Веселый.

Учитель. Что обозначает это слово?

Дети. Признак предмета.

Учитель. Как называются такие слова?

Дети. Имена прилагательные.

Учитель. С какой частью речи прилагательные тесно связаны?

Дети. С именем существительным.

Учитель. Какое противоположное по смыслу прилагательное можно подобрать к слову веселый?

Дети. Веселый – грустный.

Учитель. Прилагательные, которые указывают различные качества, называют противоположными по смыслу. Можно ли заменить слово веселый другими прилагательными: радостный, звонкий, заливистый?

Дети. Да. Они могут заменить друг друга.

Учитель. Изменится при этом смысл текста?

Дети. Нет. Не изменится.

Учитель. Веселый, радостный, звонкий, заливистый – это слова близкие по смыслу. Они называют один и тот же признак, но только по разному. Прочитайте текст в учебнике.

Дети читают текст Л.М.Зеленина «Русский язык» на с.50 упр.77

Учитель. Что вы узнали?

Дети. Прилагательные могут называть близкие и противоположные по смыслу признаки предметов.

Учитель. Это и есть тема нашего урока: имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу.

III. Чистописание

В тетрадях прописаны буквы п и н.

Учитель. Поиграем с этими буквами в игру «Правильно – неправильно».
Если мое утверждение «правильно» пишите букву «п», а если «неправильно» букву «н».
Имя прилагательное – часть речи.
В пословице «Ноябрь – зиме родной брат» нет прилагательных.
Имена прилагательные обозначают действие предмета.
В загадке: «На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар» – два прилагательных.

Учитель. Назовите цепочку из букв.Пропишите до конца строки, сверяя написание букв с образцом в тетради.

IV. Словарная работа.

Учитель. Запишите слова – отгадки. Подчеркните орфрограммы.

Алфавит, ворона в слове – отгадке третий слог ударный.
Завод, пенал в слове – отгадке на конце парный согласный.
Ученик, ягода в слове – отгадке звуков больше, чем букв.
Пальто, платок в слове – отгадке звук [л’].
Посуда, петух в слове – отгадке все согласные звуки твердые.

Проверить написание безударных гласных с помощью веера.

V. Работа по теме урока

Учитель. Замените прилагательные противоположные по значению.

На доске

широкая дорога – …
большой город – …
старый дом – …
скучная книга – …
бесполезная вещь – …
неряшливый мальчик – ...

Учитель. Из первых букв пропущенных слов составьте очень хорошее слово. Кто первый составит, того так и назовем.

Ответ: узкая, маленький, новый, интересная, ценная, аккуратный – умница.

Учитель. Какие прилагательные подбирали?

Дети. С противоположным значением.

На доске появляется слайд со словом антонимы.

Листы с заданием у каждого ученика.

Солнышко. Ветерок. Ручейки. Травка.

Слова для справок:

яркое, теплое, жаркое;
слабый, тихий, легкий;
звонкие, шумные, говорливые;
свежая, молодая, маленькая.

Учитель. О каком времени года идет речь?

Дети. О весне.

Учитель. Почему так решили?

Задание.

Составьте текст, включив в каждое предложение по одному слову в указанном порядке. Каждое предложение «украсьте» прилагательным, подходящим по смыслу.

Дети записывают предложения в тетрадях.

Учитель. Каким восклицательным предложением можно закончить свой рассказ?

Дети. Как хорошо весной! Я очень люблю весну!

Выслушать разные варианты текстов.

Учитель. При составлении предложений вы использовали разные прилагательные. Изменился при этом смысл текста?

Дети. Нет. Это слова близкие по смыслу. Они могут заменять друг друга.

На доске появляется слайд со словом синонимы.

Учитель. Чем больше человек знает синонимов, тем точнее он выражает свою мысль.

VI. Физкультминутка

Хлоп руками! Топ ногами!
Головой туда – сюда!
А теперь сильней локтями
Поработаем, друзья!
А теперь остановитесь
И в кого-то превратитесь.

Дети изображают названных животных. Слоненок. Тигренок. Зайчонок.

VII.Тестирование.

Вариант 1 Вариант 2

Укажите противоположное по смыслу слово:

трусливый

а) слабый
б) смелый
в) спокойный
г) озорной

широкий

а) длинный
б) узкий
в) продолговатый
г) высокий

Укажите близкие по смыслу слова:

известный

а) мудрый
б) знаменитый
в) добрый
г) прославленный

отличный

а) плохой
б) умный
в) хороший
г) высокий

VIII.Самостоятельная работа

Учитель. Соберите пословицы (найдите конец каждой из них). Запишите пословицы с антонимами.

Хорошая вещь, когда новая, добра не бывает.
В недружной семье а в глупой свой растеряешь.
В умной беседе ума наберешься, а друг – когда старый.

Учитель. Назовите пословицы о дружбе. Объясните их смысл.

Говори правильно!

На доске.

Учитель. Сравните написание и произношение этих прилагательных. Запомните как они произносятся.

скучный [шн]
грустный [сн]
близкий [ск]
вручную [ч’н]
молочный [шн]

IX. Итог урока

Учитель. Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?

Дети. Делают нашу речь точной, выразительной.

Учитель. На какие вопросы они могут отвечать?

Дети. Какой? Какая? Какое? Какие?

Учитель. Какие новые слова вы запомнили на уроке?

Дети. Антонимы. Синонимы.

У каждого ученика на листе нарисован ствол чудо – дерева. На нем могут расти одновременно разные плоды и листья.

Учитель. Если вы работали на уроке с желанием, вам было интересно, легко справлялись со всеми заданиями, то наклейте на чудо-дерево зеленое яблоко.
Если вы работали с желанием, но возникли затруднения, то желтое яблоко.
Если вы часто испытывали трудности, работали без желания, вам было скучно, то яблоко с красным цветом.