К.Паустовский "Корзинка с еловыми шишками"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • Знакомство с текстом как с образцом поэтической прозы.
  • Формирование представлений учащихся о конкретных биографических фактах из жизни Э. Грига.
  • Совершенствование навыков языкового анализа текста.
  • Расширение словарного запаса учащихся.
  • Помочь учащимся услышать музыку не ушами, а сердцем.

Оборудование: учительский компьютер с колонками, проектор, экран, учебники литературы О.В. Кубасовой «Литературное чтение» 4 класс, школьная доска.

ХОД УРОКА

І. Вводная часть

Учитель: Сегодня мы поговорим о чуде случайной встречи. О чуде, которое может совершить человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенном на других людей.
Жил человек. Вдруг произошло какое-то событие, какая-то встреча, которая заставила человека сделать нечто такое, что удивит многих людей, и будет удивлять долгие годы.
О таком чуде мы прочитаем сегодня в рассказе Константина Георгиевича Паустовского
«Корзина с еловыми шишками».

Слайд 1

– Событие, описанное в рассказе, произошло в далёкой северной стране Норвегии. По фотографиям, которые я продемонстрирую, вы сможете познакомиться с этой страной, с природой этого сурового морского края.

Слайд 2.

– А эпиграфом к нашему уроку будут слова немецкого просветителя, философа 18 века Иоганна Готфрида Гердера: (кликом на слайде вызываю эпиграф) «Два величайших титана на Земле: случай и время».
– Как вы понимаете эти слова?
Дети. Что-то произошло, и об этом долго помнят.

ІІ. Основная часть

1. Знакомство с творчеством Э. Грига

Случай и время
– Как вы думаете, может ли случайная встреча двух людей (старика и восьмилетней девочки) послужить толчком к созданию великого произведения?
– А какие произведения мы называем великими? Назовите хоть одно.

Слайд 3. (работа на три клика)

1 клик – вид Норвегии.

Учитель: Случайная встреча (2 клик) Эдварда Грига с маленькой девочкой, и вот уже более ста лет человечество восхищается произведением, которое он создал.
А кто такой Эдвард Григ? (Ответы учащихся)

3 клик – Э. Григ – норвежский композитор.

Слайд 4 (на два клика: первый – картинка, второй – текст)

В его музыке живут легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии, в ней звучит прибой северного моря. Григ жил в маленьком домике на берегу моря, любил гулять в горном лесу, и похоронен в скале над вечно волнующимся морем.
Однажды, гуляя по лесу, Э. Григ встретил маленькую девочку. Сейчас вы услышите краткую историю этой встречи, услышите музыку и поймете ( кликом вызываю Слайд № 5), что встреча с прекрасным – это музыка.

Кликом в центре слайда вызываются текст и музыка. Дальше воспроизведение шести слайдов идет самостоятельно.

2. Знакомство с текстом

а) Постановка проблемы:

Случай свел Э. Грига и Д. Педерсон. Ей композитор подарил ту музыку, которая была написана более ста лет назад и живёт до сих пор.
– Но почему произведение об этом называется «Корзина с еловыми шишками»? (Ответы детей)
– Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо внимательно прочитать текст, вдуматься в каждое слово автора. Читать текст мы будем небольшими отрывками, но вначале познакомимся со словами, значение которых необходимо уточнить.

б) Лексическая работа(слова заранее написаны на доске) 1 этап.

кованые листья – сделаны из металла при помощи ковки – удара молотка;
медь – металл бурого цвета;

в) Чтение детьми 1 отрывка на с. 48 до слов: «Как тебя зовут?»

– Что описано в этой части? (Пейзаж)
– Давайте подумаем, какую роль играет пейзаж в произведении, потому что не поняв этого, мы не сможем разобраться в названии текста, а значит и в его идее. Ведь мы знаем, что заголовок соответствует теме и идее текста.

Слайд 11 (на два клика : первый – картинка, второй – текст )

– Прочитаем 2 и 3 абзацы отрывка.
– Что необычного в описании этого пейзажа? (Кроме описания растений присутствует описание звуков)
– Как вы думаете, почему в описании пейзажа так много звуков?

Композитор живёт звуками. Он слышит всё это. Он черпает вдохновение в окружающей природе .
Слайд 12. (на два клика : первый – картинка, второй – текст )

– Продолжим разговор о пейзаже и обратимся к пятому абзацу отрывка (кликом вызываю текст). Прочитаем текст.
– Какое здесь встречается противопоставление?(«Всё золото и медь на земле – осенний наряд, что лежал в горах; кованые листья – листья осины»)
– Зачем автор нам говорит об этом? Что сравнивает? (Живое и неживое).
– К чему готовит нас? (К тому, что в жизни ценно настоящее, а не искусственное; и Григ – внимательный, чуткий человек)
– Продолжая знакомиться с текстом, мы не раз ещё встретимся с противопоставлением истинного, живого, настоящего и ненастоящего, сделанного, подделки под настоящее.
– Подводя итог в разговоре о пейзаже, давайте подумаем, а почему автор так поэтично описывает осень в лесу? (Красота вдохновляет композитора. Автор хочет, чтобы мы увидели её, почувствовали).
– Посмотрите ещё раз на сорок восьмую страницу учебника. Между двумя отрывками описания природы автор поместил два предложения о маленькой девочке. Прочитаем их.
– Как вы думаете, почему автор так сделал? (Она – часть этой природы. Она неотделима от природы.)
– Какая деталь подчеркивает это? (Корзина)
– Продолжим чтение этой части до слов на с.49 « слушай, Дагни…»

Слайд 13 (на четыре клика: первый – открытие слайда, второй – первое предложение, третий – второе предложение, четвертый – третье предложение)

В этой части автор трижды говорит о глазах.
– Чьи глаза? (по тексту)
Клик: Глаза у Грига смеялись.
Клик: У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза.
Клик: Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые, и в них поблескивает огоньками листва.

– Какое здесь противопоставление? (Безжизненные глаза куклы – смеющиеся глаза Грига и зеленоватые глаза Дагни).
– Почему автор так много внимания уделяет глазам? (Глаза – это душа человека.)
– Почему автор пишет, что Григ заметил? Не увидел, а заметил. (Он – внимательный человек. Замечает даже то, что сразу не бросается в глаза.)
– Прочитаем ещё раз последнюю строчку. Посмотрите, как великолепно, одним предложением, автор объединим и лес, и горы, и маленькую девочку, которую уже никак нельзя отделить от этого леса.

Слайд 14 (на четыре клика: первый – открытие слайда, второй – первое предложение, третий – второе предложение, четвертый – третье предложение)

Продолжим чтение текста (до конца 1 части, с.51). Трижды автор упоминает о корзине.
Кликами вызываем текст.
2 клик: маленькая девочка – большая корзина. О чем это? (Трудолюбивая)
– Было бы что-то необычное, если бы девочка собирала грибы?
3 клик : « Давай корзину. Ты её едва тащишь». Почему автор использовал слово «тащишь»,ане«несёшь»? (Очень тяжелая корзина).
4 клик: Автор упрямо нас наталкивает на мысль о корзине с еловыми шишками, даже говорит, что еловые шишки тяжелее сосновых. Почему?
Во-первых, это еловый лес, он красивее и загадочнее соснового. Ведь Григ поэтому и любит там гулять.
Во-вторых, автор как бы оправдывается, показывая, почему маленькой девочке приходится нести корзину.
Нам нравится эта девочка, хотя автор не описывает её внешность. Но этого и не нужно. Мы «видим» душу этой девочки. Что, впрочем, увидел и Григ.

Слайд 15 (на три клика: первый – открытие слайда, второй – первое предложение, третий – второе предложение)

Здесь мне хочется остановиться ещё на двух эпизодах.
2 клик: «Я не разобью…» О чем это говорит? (Девочка видит красивое, аккуратно относится к нему – ценит настоящее искусство, сама не осознавая этого)
3 клик: «Она совсем меня запутала…»
– Почему « запутала»? Почему « с досадой»? (Григу действительно захотелось подарить что-то и подарить сейчас. Но он хочет сделать девочке духовный подарок, который будет жить вечно, а она пока понимает только те подарки, которые можно подержать в руках. От этого и «досада».)
– Давайте прочитаем предпоследний абзац этой части. Проанализировав этот отрывок, мы сможем ответь на вопрос: «Почему Григ захотел подарить Дагни музыку»?
– «Пригладил» О чем говорит? (Девочка вызывает добрые чувства)
– Почему Дагни «насупилась»? (Она очень хотела, что Григ зашёл к ним)
– Обратите внимание на предложение, которым заканчивает автор описание встречи. О чем в нем говорится? (О корзине). Почему?
– В этой части мы прочитали вроде бы о случайной встрече (обращение к эпиграфу), но как много мы узнали о девочке и о самом композиторе.
– Какая Дагни?

Открывается запись на доске:

ТРУДОЛЮБИВАЯ
ЧУТКАЯ
С ДОБРОЙ ДУШОЙ

Эти же качества можно отнести и к композитору. Девочка понравилась Григу. Она маленькая, но трудолюбивая, доверчивая, рассказывает незнакомцу о своём доме. Приглашает его в гости. Дагни мила, красива. Она чуткая: нежно думает о дедушке. У неё доброе, отзывчивоесердце.
Случайная встреча с этой удивительной девочкой и побуждает у композитора желание именно ей подарить музыку.

Слайд 16

Григ как будто знает, что они могут больше никогда не встретиться, но верит, что Дагни обязательно встретится с Музыкой, потому что человек с таким чутким сердцем не может быть равнодушным к музыке.

ІІІ Физкультминутка

Слайд 17 (на два клика: первый – открытие слайда, второй – музыка)

1 клик: Эдвар Григ поспешил домой писать музыку, а мы ещё раз вспомним и представим всё то, о чем прочитали. А сопровождать наши воспоминания будет музыкальная пьеса Э. Грига «Утро», которую мы услышим в сокращении.
2 клик: (Звучит музыка. Учитель говорит и показывает движения, которые ученики повторяют за учителем.)

Ночь прошла, и солнышко всходит.
Показался первый лучик, второй, третий, четвертый, пятый.
Солнышко раскрывается, и небо светлеет
Солнце поднялось.
Природа проснулась, и утро пришло.

– Закроем глазки. Посмотрим вверх, увидим птичек. Опустим глазки вниз. В траве заметим букашек. А вот бабочки перелетают с цветка на цветок, собирая пыльцу. Поводите их взглядом.
– А теперь вместе с Дагни почувствуйте запах елового леса, глубоко вздохните, улыбнитесь и откройте глаза.

ІV. Работа над второй частью текста

1. Лексическая работа(слова заранее написаны на доске) 2 этап.

Берген – город, в котором родился Григ;
прачка – работница, занимающаяся ручной стиркой;
аккорд – сочетание нескольких звуков.

2. Прочитаем эту часть полностью (по очереди ученики читают текст вслух).

3. Работа по тексту

а) Прочитать описание дома.

– О чем говорит это описание? С чем сравнивали друзья дом композитора?
– Что было его украшением? Почему?
– Автор пишет, что вещи были убраны или выброшены. Почему? (Это отвлекает от настоящего.)

б) Прочитайте о том, как Григ писал музыку.

– О чем это говорит? (О том, что он слышал музыку во всем, что его окружало)
– Вспомните описание леса. Ведь об этом внимательному читателю К. Паустовский сказал ещё в начале текста.
– Как вы думаете, почему именно Золушка представлялась Григу, когда он писал музыку для Дагни?

в) Прочитать описание зимы.

– Похоже ли это описание на стихи? Чем? (Есть эпитеты, олицетворения…)
– Автор опять, как бы оправдывается, что не в силах передать нам звучание музыки, даже используя средства художественной выразительности, которыми являются эпитеты и олицетворения. Настолько сильна музыка, что там, где молчит язык, поёт сердце.
– А сердце чуткого, внимательного человека поёт обо всём, что тронуло это сердце.

г) Давайте прочитаем абзац, где написано, о чём была музыка Грига. (Ученики находят абзац и прочитывают)
– Остановимся подробней на мыслях композитора.

Слайд 18 (на два клика: первый – открытие слайда, второй –текст)

1 клик: С чем сравнивает Григ Дагни?
2 клик: Какие красивые слова, и как много в них скрыто смысла.

Белый цвет – символ чистоты, цветок – символ красоты;
благоухание – хороший запах, а в переносном смысле – хорошая душа;
весна – пробуждение, возрождение.

– А как вы думаете, к какой Дагни здесь обращается Григ: к восьмилетней или к восемнадцатилетней?
– Почему?
– Почему композитор был уверен, что Дагни поймет его, услышит?
– Разве не об этом говорит нам эпиграф?
– Что делало Грига счастливым?

д) Григ был счастлив, что отдал людям всё.

– Но для кого, кроме Дагни, в первую очередь была его музыка?
– Кто были её первыми слушателями?
– Какие чувства пробуждала музыка у тех, кто её слушал? (Доказать текстом).

е) Прочитаем последнее предложение этой части.

– Почему этих слушателей Григ ценил больше всего? (У них открытая душа, они ценители всего настоящего.)

V. Заключение

– А сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее у домика Грига (Воспроизведение слайда № 19.

Работа на два клика. Первый – картинка, второй – музыка)

– Закройте глаза. Представьте себя кем-нибудь из этих настоящих ценителей музыки и прослушайте то, что написал Эдвард Григ для Дагни Педерсон. Может быть, вы услышите, как композитор в музыке отобразил природу, увидите её образы. А может кто-то из вас «увидит» Дагни, почувствует запах елового леса. Потому что настоящая Музыка способна творить чудеса!

Второй клик – звучит пьеса Грига «Утро» полностью.

VІ. Домашнее задание

Перечитать 1 и 2 части текста. Ответить на вопросы:

– Почему Григ считал себя счастливее других?
– Какова идея текста?