Практическая работа в 8-м классе "Наблюдение за горящей свечой"

Разделы: Химия


Задачи урока:

  • Обучающие: обобщить знания о физических и химических явлениях, обеспечить применение знаний на практике в стандартной ситуации.
  • Развивающие: способствовать развитию логического мышления, развитию наблюдательности, умения объяснять, анализировать, сопоставлять.
  • Воспитательные: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание чувства ответственности к порученному делу.

Вид урока: практическая работа

Оборудование: выставка свечей, проектор, выставка экспозиций художников.

Оборудование для практической работы: свечи, предметное стекло, держатель, щипцы, пробирки, изогнутая стеклянная трубка, химические стаканы, резиновая груша с наконечником.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актулизация знаний.

Сегодня у нас необычный урок – практическая работа. Объектом для исследования будет очень необычный предмет. Что это за предмет вы должны, ответив, прослушав балладу

Звучит музыка Aleksandr Lobanovskij – Ballada o svechah.mp3

Учитель: Вы уже догадались о каком предмете и дет речь это свечи. О каких явлениях поется в песне? Что такое явление?

Ученик: Явления, в результате которых изменяются размеры, форма тела или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным, называют физическими явлениями.

Учитель: приведите примеры физических явлений

Ученик: таяние льда, дождь, туман.

Ученик: Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями.

Назовите признаки химических явлений

Ученик: изменение цвета, появление запаха, изменение вкуса,

Выпадение осадка, выделение газа.

Учитель: приведите примеры химических явлений

Ученик: горение веществ, коррозия металлов.

Учитель: ученый Майкл Фарадей много проводил наблюдений за горящей свечой и на основе результатов своих наблюдений он написал книгу ”История свечи”. Сегодня на уроке мы будем не раз обращаться к этой книге.

Ученик: (на фоне портрета Фарадея) “В ответ на любезное внимание, проявленное вами к организованным нами лекциям, я собираюсь изложить вам в следующих беседах ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи. Я не первый раз провожу беседу на эту тему, а если бы это зависело только от меня, я бы с удовольствием возвращался к ней ежегодно – до того эта тема интересна и до того изумительно разнообразны те нити, которыми она связана с различными вопросами естествознания. Явления, наблюдающиеся при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, который при этом не был бы, так или иначе, затронут. Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания.

Вот почему, я надеюсь, что не разочарую вас, избрав своей темой “свечу”, а не что-нибудь поновее. Другая тема, возможно, была бы столь же хороша, но лучше “свечи” она быть не может”

Учитель: Теперь я думаю ни у кого нет сомнения, что наблюдения за горящей свечой – дело увлекательное , занимательное и интересное. Откроем учебники на стр. и посмотрим, какие опыты мы будем проводить.

Ученик: мы будем проводить три опыта.

  1. Физические явления при горении свечи.
  2. Обнаружение продуктов горения в пламени.
  3. Влияние воздуха на горение свечи.

Учитель: прочитаем опыты и расскажем ход работы каждого опыта.

При проведении практической работы мы должны заполнить таблицу

Ход работы Выводы, наблюдение
     
     
     
     
     

Учитель: На выставке большое разнообразие свечей. Для опытов, казалось бы, можно использовать любую, а какую все же лучше? Вновь на помощь нам придет М. Фарадей.

Ученик: (на фоне портрета Фарадея) “ Можно заметить, что здесь многие свечи превращены в роскошные безделушки. Однако не все изящное и нарядное полезно.

Если разобраться по существу, то эти свечи при всей своей красоте никуда не годятся, как свечи – их портит как раз внешняя форма. Они не имеют формы правильного цилиндра, поэтому у них при горении не получается того ровного края чашечки, благодаря которому свеча горит спокойным пламенем. Вы теперь, надеюсь, убедились, что в красоте любого процесса самое главное его совершенство, его целесообразность.

Наиболее подходящий для нас предмет – это не тот, который лучше всех по виду, а который лучше всех на деле.”

Учитель: Переходим к экспериментальной части нашего урока. Любая практическая работа предусматривает соблюдения правил по технике безопасности. Какие же правила по технике безопасности мы будем соблюдать сегодня на уроке?

Ученики:

В случае ожога, пореза обращайтесь к учителю или лаборанту.

  1. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
  2. Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.
  3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.
  4. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Задание для повторения.

Вставьте пропущенные слова в предложения, соответствующие основным правилам техники безопасности, которые нужно соблюдать при работе в кабинетах химии.

1) Вещества … пробовать на вкус.
2)… нельзя брать пальцами.
3) Вещества следует хранить в ... закрытых … с наклеенной … .
4) Особую осторожность следует соблюдать при работе с … , … и … реактивами.
5) Определение запаха веществ производят … … … … …. .
6) Нельзя произвольно смешивать … или … , не зная, какие реакции могут произойти.
7) Во время проведения химических … необходимо содержать рабочее место в … .

Учитель: Вы уже знаете, что прежде чем приступить к практической работе, надо поставить цель, которую мы будем преследовать в ходе работы.

Ученик: Цель нашей работы наблюдение за горящей свечой, обнаружение продуктов горения в пламени и влияние воздуха на горение свечи.

Сегодня во время выполнения ваших опытов будет тихо звучать “Прощальная симфония” Моцарта. Это произведение выбрано мной не случайно. Скажу лишь, что каждый музыкант, заканчивающий свою партию в “Прощальной симфонии”, еще со времен Моцарта, уходя, гасит свечу.

Выполнение работы:

Ход работы Выводы, наблюдение
1 Зажгли свечу Парафин начинает таять, процесс называется плавлением, физическое явление
  Взяли изогнутую трубку, один конец в пламя, другой в пробирку На станках пробирки появляются капельки воды, процесс конденсации, физическое явление
2 Взяли предметное стекло, внесли в пламя свечи На стекле обнаружили сажу, (углерод), парафин сгорает не полностью и в пламени можно обнаружить раскаленные молекулы углерода, которые оседая, образуют черный налет
  Сухую пробирку закрепили в держателе, перевернув вверх дном, подержали над пламенем свечи. Затем в пробирку налили известковой воды. Одним их продуктов горения является вода , а при добавлении известковой воды, наблюдаем помутнение, значит содержится углекислый газ.
3 Вставили в резиновую грушу стеклянную палочку и подули в пламя горящей свечи воздух Яркость пламени при этом увеличится, т.к. мы увеличим поток кислорода
  Накроем свечи стеклянными предметами разной величины , первую пол-литровой банкой, а вторую стаканчиком. Первая свеча будет гореть дольше, у нее больший запас кислорода, поддерживающего горение.

Ученик: Симфония эта написана таким образом, что во время ее исполнения музыканты, заканчивая свои партии, постепенно уходят со сцены и гасят свечи. Музыка становится все тише. Так до тех пор, пока на сцене не останется одна скрипка. Скрипач завершает симфонию и гасит оставшуюся свечу. Такими средствами музыкальной и образной выразительности Гайдн дал понять хозяину оркестра, в котором он в то время работал, что он и его музыканты нуждаются в отдыхе. Растроганный чистотой музыки, искренностью её исполнения и печальным мерцанием затухающих огоньков свечей в оркестре, хозяин прослезился и отпустил музыкантов в долгожданный отпуск.

Учитель: “ … я могу только выразить вам своё пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и произвольно выполняя свой долг перед человечеством”. (Майкл Фарадей)

Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…
Теперь я могу…..
Было интересно…..
Такой урок интересен тем……..
Я ухожу с урока с чувством……..
Я хотел бы, чтобы такие уроки……