Урок ИЗО "Богатырские образы в музыке и живописи". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5



Цель урока:

  • Показать как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.
  • Работать над развитием внутреннего слуха и внутреннего зрения, что является основой творческого воображения.
  • Постепенно расширять художественный и жизненный кругозор, связывая общими корнями разные искусства, как ветви одной художественной культуры.

Главная задача урока – расширить представление детей о героизме, подвиге.

Музыкальный материал:

1. А.П. Бородин “Богатырская симфония” (фрагмент)
2. “Богатырская сила” А.Пахмутова .
3. “Марш казаков” (народная песня).
4. Мультимедийная презентация.

Приложение 1. Текст песни “Марш казаков”

Приложение 2. Музыкальный фрагмент песни “Марш казаков”

План:

  1. Организационный момент.
  2. Музыкальное приветствие.
  3. Вступительное слово учителя.
  4. Работа по теме урока.
  5. Исполнение песни “Марш казаков”.
  6. Итог урока.
  7. Выставление оценок.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Музыкальное приветствие.

Учитель: Добрый день, ребята!

Дети: Добрый день!

III. Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день, дорогие гости!

Мы продолжаем тему четверти: “Можем ли мы увидеть музыку? Богатырские образы в музыке и живописи”.

IV. Работа по теме урока.

Сегодня на уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П.Бородина. Давайте подумаем, а что означает слово Богатырь?

Дети: крепкий, сильный, большой…

Слайд с выдержкой из словаря.

Учитель: А как вы думаете, какая основа слова?

Дети: Бог.

Учитель: Бог, богатый, тырь– это старинное русское слово в переводе означает – НЕСТИ. Что же нёс человек– богатырь?

Дети: нёс Бога.

Учитель: В этом человеке должны быть 3 основы: Добрый, любящий, защитник. Только имея такие качества, человек может чувствовать себя полноценным.

Слайд с изображением картины.

Учитель: Ребята посмотрите внимательно на картину, она вам уже знакома?

Дети: Да.

Учитель: Как зовут богатырей?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Учитель: А почему художник изобразил нам именно трёх богатырей?

Дети: Потому что в их именах прослеживается 3 единства (Отец, сын и святой дух).

Учитель: А где вы ещё встречали цифру 3?

Дети: В русских народных сказках. Три поросёнка, три дороги, Золотая рыбка (три желания).

Слайд с портретом В.Васнецова.

Учитель: Эту картину написал Виктор Михайлович Васнецов. И назвал её “Богатыри в дозоре”. А что такое дозор?

Дети: Охрана границ.

Учитель: Богатыри охраняют от врагов границы русского государства. Посмотрев внимательно на картину мы видим природу изображённую художником, где даже ёлочки изображены маленькими по сравнению с величием и силой богатырей.

Учитель: Ребята, а скажите, во что одеты богатыри и какое оружие у них в руках?

Дети: Военное обмундирование, кольчуги, на руках щиты, голова защищена шлемом. У Ильи Муромца в левой руке копьё, в правой булава, у Добрыни Никитича в руках меч, а у Алёши Поповича лук со стрелами и за спиной виднеются гусли, он поэт и гусляр, который никогда не расстаётся с былинной песней.

Учитель: А как вы думаете какое время суток изобразил В.Васнецов на картине.

Дети: раннее утро.

Учитель: Всю ночь стоят богатыри на границе и дождавшись рассвета они внимательно смотрят вдаль не видать ли где врага. Ведь нести военную службу дело не из лёгких, иногда богатырям нужен отдых.

Во время досуга они демонстрируют свою силу. Устраивают игрища, чтобы показать свою доблесть, отвагу и то мастерство, которым они владеют. Ведь у каждого разное оружие и уметь владеть им нужно по разному.

Слайд с изображением картины “дубы”.

Учитель: А что изображено на этой картине?

Дети: Три дуба.

Учитель: Ребята, ведь богатыри стоят так же твёрдо, уверенно, как эти дубы. Давайте встанем и представим, что вместо ног у нас корни, которые вросли глубоко в землю, и никто не может нас пошевелить, а тем более сломить.

Учитель подходит к каждому ребёнку и пробует пошевелить его.

Слайд с мелодией из первой части симфонии.

Учитель: А сейчас давайте споём мелодию, которую придумал А.П.Бородин. Споём мы её на слог (до). Также твёрдо и уверенно, как стоим.

Разучивание и исполнение мелодии.

Учитель: А эта часть мелодии похожа на звон колокола, которым оповещали людей о важных событиях. Давайте исполним её так, как звучит колокол звонко, мощно, с опорой.

Исполнение мелодии от начала до конца в нужном характере.

Дети садятся. Делают записи в тетрадь о А.П.Бородине и “Богатырской симфонии”.

Слайд с портретом композитора.

Давайте посмотрим на портрет композитора, музыка которого сейчас прозвучит. Можно ли по внешнему виду сказать, человек-богатырь?

Дети: Да, крепкого телосложения, высокого роста.

Учитель: В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса.

Слайд с изображением симфонического оркестра.

Учитель: Прежде чем послушать “Богатырскую симфонию”, скажите, а что же такое симфония?

Дети: Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.

Учитель: А что такое симфонический оркестр?

Дети: Симфонический оркестр – это самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров.

Учитель: А сколько инструментов звучит в симфоническом оркестре?

Дети: семь.

Звучит фрагмент 2 симфонии Бородина.

Учитель: Послушаем фрагмент 1-й части симфонии, а вы ребята движением рук отметите, где по вашему звучит колокол?

А какие игры мы здесь слышим?

Дети: Записывают в тетрадь.

Учитель: Ребята а сейчас давайте исполним фрагмент песни А.Пахмутовой, которую мы разучили на прошлых уроках. Как она называется?

Дети: Богатырская сила.

Исполнение песни “Богатырская сила” А.Пахмутова.

Слайд с изображением казаков.

Учитель: А зачем были переселены казаки на Кубань.

Дети: Защищать Южные рубежи.

Учитель: Конечно казаки должны обладать качествами богатырей. И привезли они на Кубань не только отвагу, удаль, но и свои песни.

V. Исполнение песни “Марш казаков” детьми и народным мужским хором “Пластуны”.

VI. Итог урока:

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами проследили богатырские образы в картинах, в музыке, в песнях, в жизни. Казаки тоже любят и охраняют нашу Родину и поют такие же песни. Давайте закрепим наши знания, полученные на уроке, с помощью кроссворда.

Кроссворд:

  1. Кто написал “Богатырскую симфонию”? (Бородин).
  2. Художник, который написал картину “Богатыри в дозоре”? (Васнецов).
  3. Что устраивали богатыри во время отдыха? (Игрища).
  4. Как звали богатырей, которые защищали южные рубежи Кубани? (Казаки).
  5. Что означает слово “тырь”? (Нести)
  6. Как зовут богатыря на белом коне? (Добрыня).
  7. Какое ещё название есть у “Богатырской симфонии”? (Вторая)
  8. Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра? (Симфония)

VII. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание. Написать сочинение

“Я – БОГАТЫРЬ?”.