Урок-конференция по теме "Превращения в атоме". 11-й класс

Разделы: Физика, Химия

Класс: 11


Цель: Формирование у учащихся представления о строении атома и процессах, происходящих в нём для грамотного использования энергии атома.

Образовательные задачи:

  • углубить и расширить знания об атоме;
  • развить умение самостоятельной познавательной деятельности;
  • научить анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы

Воспитательные задачи: сформировать умение работать в группах.

Развивающие задачи: развить память, навыки монологической речи.

Научные задачи:

  • познакомить с принципами организации конференций;
  • познакомить с проектной деятельностью

– Сегодня на повестке дня детективное расследование происшествия на атомной станции. (Приложение 2):

  • Оперативная сводка: произошёл взрыв ядерного реактора.
  • Требуется выяснить:
    1) Что представляет собой атом.
    2) Причины взрыва
    3) Атом: “за” и “против”.
  • Расследование провести с точки зрения физики и химии.
  • С порядком проведения расследования вас ознакомит начальник экспертной группы.

– Необходимо создать 5 оперативных групп:

  • Группа историков, которая познакомит вас с историей открытия атомных станций, с трагедией, происшедшей на одной из них и с первым атомным взрывом.
  • Группа физхимиков, которые расскажут о строении атома и процессах, происходящих в атоме.
  • Следственная группа, которая будет вести индивидуальное расследование на протяжении всего урока. В конце каждый из них должен предоставить экспертам материал следствия в виде заполненного теста. (Приложение 1)
  • Группа практиков, которые выскажут все “за” и “против” атома.
  • Группа экспертов, которые подведут итоги нашего расследования.

Начнём нашу конференцию. Слово предоставляется историкам.

***Знаете ли вы, что 1г. урана может дать при полном распаде столько тепла, сколько можно получить из 1500 т. Хорошего угля или 1700т. бензина. Это количество энергии может обеспечить 15тыс. 60-ти ваттных лампочек в течении суток. (Приложение 2)

– Сообщение “Атомная энергетика.” и фрагмент фильма про атомную станцию.

– Сообщение “Авария на Чернобыльской АЭС” и видеосюжет про ядерный взрыв.

***Знаете ли вы, что атомная бомба стоила американцам 2млрд. долларов и что на неё работало 125 тыс. человек в течении 4-х лет. (Приложение 2)

– Дальше наше расследование продолжит группа физхимиков, которая самостоятельно занималась изучением проблемы. Им предстоит ответить на 7 вопросов:

  1. Каково строение атома на примере Не?
  2. Что такое главное квантовое число? Найдите максимальное число электронов на 3 уровне. Что такое орбитальное квантовое число? Дать характеристику уровням и подуровням.
  3. Что такое спин? Правило Хунда на примере азота. Валентные электроны.
  4. Что такое изотопы на примере Н.
  5. Энергия связи. Изменение масс.
  6. Закон сохранения ядерных реакций.
    Al27 + 1n = ? + 4Не; 12С + 1Н = 13С + ?
  7. Величины, характеризующие радиактивный распад. (Приложение 2)

***Знаете ли вы, что электрон движется вокруг ядра атома со скоростью света 300000км/сек. При такой скорости за 1 сек. Электрон может облететь земной шар 8 раз. (Приложение 2)

*** Знаете ли вы, что электрон – источник тепла, света, эл. энергии, цветов радуги. Электрон осуществляет движение, развитие, изменение, хим. реакции. (Приложение 2)

– Слово предоставляется группе практиков, которые выступят с проектами:

  • Атом в помощь медицине.
  • Атом на службе криминалистике.
  • Лазеры.
  • Атомное оружие.

– Давайте подведём итоги проделанной работе. Прошу следственную группу сдать материал в виде заполненного теста, экспертной группе для доследования.

***Знаете ли вы, что 1см3 электронов весит 30 тыс. т. Этот вес равен весу 3-х крейсеров. (Приложение 2)

***Знаете ли вы, что 1г. радия равен по стоимости 25кг. золота?1г. радия даёт 200 млрд.калорий тепла и что этим количеством энергии можно нагреть от 0 до 1000С 200тыс.т.воды. (Приложение 2)

– Слово предоставляется экспертам

– В ходе расследования установлено, что:

  1. Все тела состоят из молекул, а молекулы из атомов.
  2. В центре атома находится “+” ядро, в состав которого входят протоны и нейтроны.
  3. Электрон-источник тепла, света, энергии.
  4. В результате ядерных реакций образуются новые ядра.
  5. С огромной выделяющейся энергией идут ядерные реакции деления ядер урана..
  6. Неуправляемая термоядерная реакция осуществляется в водородной бомбе.
  7. Радиактивные излучения представляют большую опасность для живых организмов. При работе с ними необходимы специальные меры защиты.

Это позволяет сделать вывод, что открытие и изучение строения атома представило широкие возможности по использованию его энергии в народном хозяйстве. Но неумелое, неправильное использование этих знаний способно привести к катастрофе. Об этом нельзя забывать. (Приложение 2)

– Наше расследование подошло к концу. Поставленные цели и задачи выполнены.

Д/з: Написать мини сочинение – рассуждение на тему: Атом: “за” и “против”