Конспект открытого занятия объединения "Журналистика" "Волшебные буквы"

Разделы: Внеклассная работа


Возраст детей 11-12 лет. Продолжительность занятия 45 минут.

Тема : История книгопечатания и создания газеты.

Цель: познакомить с историей появления книги и газеты.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с краткой историей создания бумаги, газеты, книги
  • Учить составлять слова по опорным буквам
  • Находить орфографические ошибки в опорном тексте

Развивающие:

  • Развивать интеллектуальные и творческие способности
  • Развивать умение работать в команде
  • Расширять кругозор в области журналистики
  • Развивать творческое и логическое мышление

Воспитательные

  • Формировать потребность в постоянном повышении уровня информированности
  • Формировать интерес детей ДЮЦ к искусству «Журналистики»

Оборудование:

  • Магнитофон с записью музыки для игры
  • Карточки с заданиями для команды
  • Магнитные буквы алфавита и магнитная доска
  • Компьютер и проектор для демонстрации презентации туров игры
  • Стулья по количеству участников и приглашенных (родители + болельщики)
  • Маркеры, лист ватмана

Дидактические материалы к учебному занятию:

Ход занятия

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ БУКВЫ»

Тема: История книгопечатания и создания газеты.

Ведущий - учитель: С ростом глобализации мировой экономики, все печатные издания стали, несомненно, глобальным явлением.
Сегодня, на нашей игре мы узнаем об истории возникновения газеты и книги, а также, на сколько хорошо вы читаете детские журналы и газеты, в частности газету ДЮЦ.

Поприветствуем участников команды «Акулы пера»:

  1. Алексеева Лена – ученица 5 кл сш №1, обучающаяся объединения «Журналистика», любит читать и находить в книжках интересные вопросы жизни, например – сколько воды пьет человек в течение жизни?
  2. Ходанович Люба - ученица 5 кл сш №1, обучающаяся объединения «Журналистика», любит животных и интересуется технологиями создания современных журналов
  3. Насибуллин Руслан- ученик 5 кл сш №2, обучающийся объединения «Журналистика», очень любит познавательную литературу и мечтает создать свой познавательный сайт в недалеком будущем
  4. Измайлов Влад - ученик 5 кл сш №2, обучающийся объединения «Журналистика», Влад интересуется работой программиста, поэтому читает и изучает компьютерные программы и их возможности
  5. Крутских Никита - ученик 5 кл сш №2, обучающийся объединения «Журналистика», любит вкусно покушать и хорошо побегать. Успевает посещать спортивную секцию, танцы и «Журналистику»

Наши участники представлены. Познакомимся с правилами игры.

Правила игры: (всем присутствующим объясняются правила игры) В нашей игре 4 тура. В каждом туре на время команда должна составить из букв слова, которые соответствуют нашей теме игры: об истории возникновения газеты и книги … Если команда справляется с предложенным заданием, то участникам выдается «Волшебная буква». Кроме этого, команде предлагаются дополнительные задания после каждого тура, для получения восклицательного знака. Все буквы и восклицательные знаки заработанные командой в течение игры, являются составляющей частью ключевого слова игры «Волшебные буквы». Используя буквы ключевого слова участники команды составляют как можно больше слов за 1 минуту. Кто больше, тот и будет победителем в игре.

Мы начинаем.

ТУР №1. Предисловие к началу игры – показ слайдов 1-3 (приложение №2)

«Газеты, журналы, книги…»

Дорогие участники! Если вы внимательно смотрели наш слайд, то назовите:

Где именно появилась профессия «Писатель Новостей»?

(в Венеции)

Молодцы! Перед вами конверт, внутри которого спрятаны буквы. Вам надо их достать, из букв составить слово за 15 секунд, которое соответствует нашей теме.

Время пошло. Слово: ТЕКСТ

За правильный ответ получите букву: Т.

Если за 30 секунд назовете еще 10 слов начинающихся на букву Т, то получите «!» знак, который обменяете на букву в ключевом слове нашей игры. Время пошло.

Вы молодцы! Зарабатываете еще ! знак.

ТУР №2. Предисловие к туру 2, показ слайдов 4-6 из приложения №2.

«Развитие печатных изданий» - показ слайдов презентации 4-6 из приложения №2.

Учитель: Каждому из участников я раздаю текст (см. приложение №1), в котором есть ошибки. Ошибки надо найти, исправить и объяснить их с точки зрения правил русского языка. Время на это задание – одна минута. За правильный ответ вам предоставляется каждому буква, из букв вы командой сложите слово. Время пошло.

ТЕКСТ: Древняя …усь сл..вилась своими б..гатыми и кр…сивыми городами, в которых было множество разно..бразных памятников культуры. (Данный текст написан на листе ватмана маркером, где найденные ошибки исправляют дети, объясняя правила написания слов в русском языке. В приложении №1 представлены тексты для каждого участника игры).

СЛОВО: КНИГА

За правильный ответ получите букву: А.

Если за 30 секунд назовете еще 10 слов заканчиваются на букву А, то получите «!» знак, который обменяете на букву в ключевом слове нашей игры.

Вы молодцы! Зарабатываете еще ! знак.

ТУР 3. Предисловие к туру 3, показ слайдов 7-15 из приложения №2.

«История создания бумаги и книги»

Вопрос? Кто изобрел бумагу? (китайцы)

Кто писал первые книги? (Монахи)

Следующие буквы нам помогут найти для команды болельщики. Назовите 10 печатных детских изданий - газеты и журналы, которые выпускаются сейчас.

Ответы болельщиков: Мурзилка, Веселые картинки, Детская газета, Коллекция идей, Клёпа, Дисней, Шрек, Маруся, Почемучка, Один дома.

Большое спасибо вам болельщики! Команда зарабатывает следующие буквы ключевого слова – Ж, С.

Если за 30 секунд командой назовете еще 10 слов начинающихся на букву Ж, то получите «!» знак, который обменяете на букву в ключевом слове нашей игры.

Вы молодцы! Зарабатываете еще ! знак.

ТУР 4. Предисловие к туру 4, показ слайдов 16-20 из приложения №2

«О первой русской печатной книге и о библиотеки»

Вопрос:

  • Как называлась первая русская печатная книга?
  •  Сколько читателей в детской районной библиотеке?

Перед вами шаблоны букв, из которых за минуту нужно составить название газет и журналов широко известных и читаемых в нашем районе. Время пошло.

(Аргументы и факты, Труд, Мурзилка, Красноярский рабочий)

За верный ответ каждому участнику выдается буква. Командой надо составить слово за 15 секунд.

СЛОВО: ЗАКОН

А кто знает, что означает слово – закон? В печатных издательствах тоже есть свои законы, которые ещё называют постулаты журналиста. Назовите хотя бы два закона журналиста?

Ответ детей:

  •  ГОВОРИ ПРАВДУ
  • НЕ ГОВОРИ ТОГО, ЧТОБЫ ТЕБЯ НЕЛЬЗЯ БЫЛО ПОНЯТЬ НЕПРАВИЛЬНО

Команда зарабатывает следующую букву ключевого слова – букву «Н».

Назовите 10 слов за 30 секунд, которые заканчиваются на букву Н , если справляетесь -заработаете «!» знак.

Вы молодцы! Зарабатываете еще ! знак.

ФИНАЛ:

Вывешиваем на магнитную доску все заработанные буквы командой

Восклицательные знаки команды можно обменять на буквы, но они сократят время разгадывания слова на 10 секунд каждый.

Если ребята не меняют знаки на буквы, то время разгадывания слова соответствует 1 минуте.

Н Ж А Т С ! ! ! !

СЛОВО: ЖУРНАЛИСТ

В нашей игре вы показали свои знания в области истории книгопечатания, создания газеты и многообразия современных СМИ.

Вопрос: Что же означает Журналистика? Показ слайда 22-23 из приложения №2.

А теперь, используя буквы ключевого слова – ЖУРНАЛИСТ, составьте как можно больше слов за 1 минуту. Кто больше, тот и победил.

Пример: Лист, журнал, урна, наст, рис, сани, жир, жар, лужа, сир, тир и т.п.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЯ ИГРЫ!!!

Ведущий: Пополняй свой словарный запас и повышай свой уровень информированности, читая молодежную газету «МЕДИ@ ДЮЦ».

Каждому участнику в подарок вручается газета «МЕДИ@ ДЮЦ», а победителю книгу «Хочу всё знать!».

Слово победителю……

До свидания! До новых встреч!