Методическая разработка заседания научного общества учащихся "Атом"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


«Дело или занятие, не содержащее трудностей,
недостойно ума человека»
У. Ченнинг

В настоящее время перед учительством стоит очень сложная, невероятно трудная задача – подготовить или хотя бы создать все условия для подготовки творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании. Поток информации, буквально обрушивающийся на головы детей сейчас столь велик и многогранен, что роль учителя – не столько донести знания до ребенка, сколько помочь ему разобраться в этой массе информации, научиться её классифицировать и ею пользоваться.

Работа НОУ, как и уроки, преследует вполне понятную цель: поднять интерес учащихся к учению, повысить эффективность обучения, сформировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы, доказывать свое мнение. Учитель должен организовать самостоятельную работу учащихся по овладению научного материала и практическому закреплению теоретических знаний. Для успешной организации совместного поиска истины готовится раздаточный материал: технологические карты, опорные конспекты (Приложение 2), инструктивные карты для лабораторного практикума (Приложение 3). Сценарий заседания НОУ снабжено компьютерной презентацией (Приложение 1).

Заседание ведет учитель, он ставит задачи, создает проблемную ситуацию, предлагает вопросы к обсуждению, порой провоцирующего характера. Все это не позволяет учащимся отклониться от проблемы. В конце работы совместно с учащимися подводим итог совместной деятельности, изготавливается буклет (Приложение 4).

Вступительное слово учителя

1 слайд. Здравствуйте. Вы присутствуете на заседании школьного научного общества «АТОМ» - Атмосфера Творчества в Обучении – шаг к Мастерству.

2 слайд.

Ход занятия

  • Презентация проекта «Детское питание»
  • Экспериментальная работа: доказательство присутствие углеводов в детском питании.
  • Формирование вывода по результатам исследований.

Слово предоставляется ученице 10 класса Гиря Анастасии.

Слайд 3

В прошлом году было организовано научное общество «Атом» под руководством Шинкаренко Л. Я. Так как прошлый год был назван годом молодежи, мы, ученицы 10 «А» класса Гиря Анастасия, Ярчевская Юлия, Смирных Виктория и Попова Алена, решили провести исследования в области детского питания. Все-таки формирование человеческого организма начинается с самого раннего возраста. Мы посетили несколько магазинов, внимательно изучили состав многих продуктов баночного питания.

Слайд 4

Производители детского питания, как и наши, так и зарубежные, очень дорожат своей репутацией и не позволяют себе брак в работе и оплошности. Да, конечно, бывают случаи, когда партии детского питания отзываются из торговой сети после обнаружения экспертизой какого-то несоответствия стандартам. Но этих случаев не так много, и компания надолго запоминает урок и приложит все усилия, чтобы такого больше не повторялось: экономические потери от подпорченной репутации очень велики, и еще на протяжении нескольких лет потребители относятся к продукции этой компании с осторожностью.

Слайд 5

В состав продуктов детского питания входят разнообразные вещества, которые по химической природе делятся на неорганические и органические. К первым относятся вода и минеральные вещества, а ко вторым — углеводы, белки, жиры, витамины, органические кислоты, дубильные, красящие, ароматические вещества и др. Такие вещества, как углеводы, белки, жиры, обладают энергетическими свойствами, а такие, как органические кислоты, дубильные, красящие и ароматические вещества, придают продуктам детского питания определенный вкус, аромат и окраску и, воздействуя на органы пищеварения, играют важную роль в пищеварительных процессах.

Слайд 6

Рассмотрим подробнее органические вещества, входящие в продукты детского питания:

Белки.

При недостатке белков:

  • нарушаются процессы пищеварения,
  • кроветворения,
  • деятельность эндокринных желез,
  • нервной системы,
  • уменьшается масса мышц, печени,
  • возникают трофические повреждения кожных покровов, волос и ногтей.

Компенсировать недостачу белков невозможно. Безбелковое питание ведет к гибели организма. Избыточное поступление белков в организм вызывает неполное их расщепление, приводит к интоксикации, увеличивает нагрузку на печень, почки, ведет к нарушению функций головного мозга.

Растительные белки усваиваются организмом хуже, чем животные. Это объясняется значительным содержанием в растительных продуктах клетчатки, которая снижает усвояемость и других компонентов пищи.

Слайд 7

Жиры – не только источник энергии, они содержат необходимые организму полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипиды, холестерины.

Они участвуют в пластических процессах, способствующих поступлению в организм жирорастворимых витаминов. Жиры улучшают вкусовые свойства пищи.

Недостаточное поступление их в организм может привести:

  • к нарушению функций ЦНС,
  • заболеваниям кожи, почек, органов зрения,
  • снижению сопротивляемости организма.

Избыточное потребление жиров способствует развитию атеросклероза и ожирения.

Слайд 8

Углеводы – основные источники энергии для обеспечения обмена веществ. Углеводы выполняют и пластическую функцию, т.к. входят в состав клеток и тканей. Они стимулируют усвоение белков, способствуют нормальной деятельности печени, мышц, нервной системы, сердца.
При полном исключении их из рациона:

  • резко снижается вес тела,
  • ухудшается усвоение белков и жиров,
  • теряются минеральные соли. Из каждых 100 г углеводов образуется 30 г жира, а избыток сахаров приводит к нарушению обмена холестерина.

Слайд 9

Минеральные вещества очень важны в рационе питания. Они участвуют в пластических процессах, входя в состав всех тканей организма (особенно костной), принимают участие в процессах обмена веществ, синтезе ферментов и обеспечении их функций, входят в состав витаминов, гормонов, нормализуют водно-солевой обмен, поддерживают кислотно-основное равновесие.

Слайд 10

Витамины обеспечивают нормальное течение биохимических и физиологических процессов в организме. Особенно важны антиоксидантные витамины, например бета-каротин. Эта группа витаминов блокирует появление в организме радикалов, в основном активных и токсичных форм кислорода. Эти витамины снижают вероятность радиационного поражения и риск заболевания раком.

Слайд 11

Преимущества

Баночное питание содержит в нужном количестве все необходимые питательные вещества, витамины и микроэлементы.

Консистенция пюре промышленного производства соответствует возрасту малыша. В то время как в домашних условиях практически невозможно регулировать степень измельчения продуктов, входящих в состав пюре.

Баночное питание не содержит соли и сахара.

Детские консервы приготовлены из экологически чистого сырья.

Баночное питание обеспечивает ребенку разнообразный рацион.

Использование пюре промышленного производства экономит время.

Готовое питание удобно при транспортировке. Баночку можно взять с собой в дорогу, в гости или на пикник. У вас всегда будет возможность обеспечить малышу полноценный рацион.

Слайд 12

Часто от родителей детей, а еще чаще от их бабушек приходится слышать высказывания относительно того, что искусственные продукты для детей небезопасны и даже вредны. Понятны настроения родителей, с настороженностью относящихся к детскому питанию, произведенному промышленным способом, но, основываясь на многочисленных данных, можно с уверенностью сказать, что порошок или готовая смесь из банки намного безопаснее, чем питание, которое вы могли бы приготовить дома самостоятельно.

На заводах, где производится детское питание, созданы оптимальные условия для того, чтобы никакие посторонние примеси, никакие инфекции не могли попасть в продукты. В заводских условиях контроль таких параметров, как чистота исходного сырья, очень строгий. Некоторые производители даже содержат свои хозяйства, в которых то же молоко гарантированно получено от коров, питающихся экологически чистыми кормами.

Слайд 13

Финал

Как было сказано выше, в продуктах детского питания содержится большое количество углеводов. И сейчас при проведении несложного эксперимента вы убедитесь в этом.

14-15 слайд.

Учитель. Пользуясь инструкцией к лабораторной работе, докажите наличие глюкозы в ягоде винограда, в соке детского питания.

16 слайд.

  1. Налейте в пробирку 1 мл. раствора гидроксида натрия.
  2. Добавьте 2-3 капли раствора сульфата меди (2).
  3. Добавьте несколько капель яблочного сока или сока винограда. Что наблюдаете?
  4. Осторожно нагрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете?

17 слайд.

Качественная реакция на глюкозу (просмотр кинофрагмента).

18 слайд.

Признак реакции – изменение цвета осадка с голубого на кирпично-красный.

 

19 слайд.

Глюкоза – это «скорая помощь» нашему мозгу. Перед экзаменом или если просто задали много уроков, лучше всего съесть ложечку меда – ведь почти 50% в нем это глюкоза!

Заключительное слово учителя, ученики раздают собравшимся буклеты с информацией

"Мало знать, надо и применять" (Гете).