Нестандартный урок с использованием комплекта лабораторного оборудования. Наблюдения за погодой. Ветер

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Познакомиться с компасом
  • Познакомиться с обозначениями сторон света на шкале компаса (С, Ю, З, В, СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ)
  • Определять направление ветра по делениям компаса, соответствующему стороне, откуда он дует
  • Познакомиться с флюгером
  • Познакомиться с анемометром и принципом работы инструмента для измерения силы ветра
  • Определять направление ветра с помощью флюгера.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

- Сегодня мы снова проводим урок, посвященный наблюдению за погодой и измерению составляющих погоды температуры, количества осадков, облачности, ветра.

- Как вы думаете, а почему людям важно измерять погоду?

- Что мы умеем измерять? (температуру, осадки)

- Как вы думаете, а почему людям важно измерять погоду? (От погоды в значительной степени зависят урожай и успех самых различных промыслов. С ней приходится считаться и летчикам, и морякам, и инженерам. Врачи используют погоду при лечении больных. Агрономы определяют время посадки растений. Полководцы часто пользуются условиями погоды, проводя боевые операции.)

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Вчера, на уроке развития речи вы говорили о ветре, о том, что его нельзя увидеть. Можно только увидеть то, что он делает – шевелит листьями, рябит поверхность воды, поднимает в сухую погоду с земли пыль, можно почувствовать дуновение ветра и т.д.

- А как узнать какой он силы?

- В какую сторону дует?

3. Объявление темы.

- Сегодня на уроке мы будем «ловить» ветер. И измерять его.

4. Проблемное объяснение нового материала.

- Для чего это нужно? Знать силу ветра необходимо для определения погоды. Без ветра, как известно, холод переносится легче, чем на ветру, а в жаркую погоду, наоборот, труднее дышать, если тихо. От того, откуда движется воздух, то есть от направления ветра, зависят температура и влажность воздуха.

- В этом нам поможет прибор, который используют метеорологи – анемометр.

- Как вы думаете, что он измеряет?

- А еще с его помощью можно измерить силу ветра.

- Расскажите, а какой силы может быть ветер?

- Слабый ветер – колеблет небольшие ветки с листьями, рябит поверхность воды, зимой заметно отклоняет падающий снег, но лежащий на земле не поднимает.

Умеренный ветер – колеблет ветки деревьев даже если они без листвы, поднимает с земли пыль, обрывки бумаги, недавно выпавший снег.

При сильном ветре – качаются большие голые сучья, около домов и других неподвижных предметов слышен свист, гудят провода, на воде появляются белые «барашки».

Штормовой ветер качает большие деревья, ломает сучья и ветки, затрудняет всякое движение против ветра. Его еще называют – ураган.

5. Знакомство с измерительными инструментами.

(У учителя анемометр и фен).

- Сейчас мы сделаем искусственный ветер, чтобы посмотреть работу анемометра в действии.

Учитель устанавливает анемометр на треногу и показывает с помощью фена действие прибора и как меняются измерения в зависимости от удаленности (изменения силы воздушного потока) фена от анемометра.

6. Рефлексия пройденной части урока.

- Что мы можем узнать с помощью анемометра?

- Какой силы может быть ветер?

7. Проблемное объяснение нового материала.

- Что мы можем еще узнать о ветре?

- Почему иногда ветер холодный, а иногда горячий?

- Ветер влияет на температуру в зависимости от направления движения ветра.

- Мы можем узнать от куда и куда дует ветер? Ну, и откуда и куда?

- Люди договорились обозначать стороны света таким образом - С, Ю, З, В, СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ.

8. Знакомство с измерительными инструментами.

- Что нам поможет определить стороны света? (компас)

- Намагниченная стрелка компаса всегда показывает на север.

Демонстрация учителем модели компаса с указанием того, как определять стороны света.

- Компас нам поможет определить стороны света, а флюгер направление движения ветра.

Демонстрация учителем с помощью флюгера и фена – направление движения ветра.

9. Рефлексия пройденной части урока.

- Что мы можем еще узнать о ветре? (направление движения)

- С помощью каких инструментов?

10. Подготовка к практической работе.

- Сегодня на уроке мы будем измерять направление движения и силу ветра двумя способами.

1 способ

  • С помощью компаса определить стороны света.
  • Положить на землю карточку компаса.
  • Положить на карточку зеркало.
  • Следить за направлением облаков.
  • Повернуть стрелку на карточке компаса в ту сторону, в которую двигаются облака.
  • Направление движения занести в лист наблюдений.

2 способ

  • С помощью компаса определить стороны света.
  • Наблюдать за флюгером.
  • Направление движения занести в лист наблюдений.
  • Наблюдать за силой ветра по анемометру.
  • Наблюдение (силу ветра) занести в лист наблюдений.

- Мы разобьемся на 4 группы. Каждая из групп измерит направление движения и силу ветра двумя способами, затем измерения сравним и сделаем вывод.

- В каждой группе будут ответственные за:

  • Определение сторон света
  • Оборудование
  • Лист наблюдений

- К каждой из групп прикрепляется консультант из числа наших гостей.

- 5 минут – время на подготовку.

11. Практическая работа.

Наблюдение за силой и направлением ветра. Занесение результатов в таблицу.

12. Рефлексия учебной деятельности.

Делаются выводы по результатам наблюдений за силой и направлением ветра.

Приложение 1

Приложение 2