Наш "космический дом". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Лексическая тема – “Наш “космический дом”.

Грамматическая тема – повторение сложных предложений и темы “Описание”.

Тип урока: проектный медиаурок с элементами урока-мастерской.

Презентацию можно получить у автора статьи.

Компьютерное обеспечение: программа SMART (интерактивная доска).

Цели урока:

Образовательный аспект – знакомство с планетами Солнечной системы, с терминами.

Развивающий аспект – повторение и закрепление сложных предложений, особенностей текста – описания, развитие умений выступления перед аудиторией.

Воспитательный аспект – взаимопомощь (работа в парах).

Ход урока

1. Организационная часть. (Показ первых слайдов урока: тема, цели).

- В связи с тем, что приближается День космонавтики и тем, что в этом году отмечается юбилей первого в мире космонавта, Юрия Алексеевича Гагарина, наш сегодняшний урок посвящен космосу, нашей Солнечной системе.

2. Вступительное слово учителя: (показ слайдов Солнечной системы).

Мы живем на одной из девяти планет, движущихся вокруг Солнца. Планета Земля – единственная в Солнечной системе, на которой есть жизнь. На других планетах нет условий для жизни – воздуха, подходящей температуры для существования живых организмов.

Вокруг Земли вращается один-единственный спутник – Луна, а также множество искусственных спутников и их обломков. Вместе с Луной Земля движется вокруг Солнца, так же как и все остальные планеты. Все движение небесных тел в Солнечной системе происходит в одну сторону.

В порядке удаления от Солнца – центра нашей Солнечной системы – планеты расположены следующим образом: Меркурий, Венера, Земля с единственным спутником Луной, Марс – с двумя спутниками Деймосом и Фобосом, Юпитер – с шестнадцатью спутниками, Сатурн – с семнадцатью спутниками, Уран – с шестнадцатью спутниками, Нептун – с восемью спутниками, Плутон – с одним спутником.

Скорость обращения вокруг своей оси у всех планет разная.

Чем дальше планета от Солнца, тем больше времени уходит на один виток вокруг него. Меркурий быстро облетает вокруг Солнца, а самая далекая планета Плутон один оборот вокруг Солнца совершает за 250 земных лет. Значит, год на Плутоне в 250 раз длиннее земного.

Кроме планет вокруг Солнца движется огромный рой маленьких планет – астероидов. Расположены они главным образом между Марсом и Юпитером.

Кроме планет, спутников, астероидов вокруг Солнца мчится множество комет.

Солнце, планеты-спутники, астероиды и кометы составляют наш “космический дом”. А таких “домов” в “городах-галактиках” огромное множество.

Сегодня мы обязательно должны вспомнить нашего первого космонавта, Юрия Алексеевича Гагарина (слайды о Гагарине). Он стал первооткрывателем нашей галактики.

3. Лексическая разминка (читаю значение слов, ребята должны найти само слово в списке на слайде):

  • Первая часть сложных слов со значением: 1. относящийся к небесным телам; 2. относящийся к космическому пространству (астро…)
  • Наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом (астрономия).
  • Учение о возможной связи, существующей между расположением небесных светил и судьбами людей, о возможности предсказания будущего по положению звезд (астрология).
  • Человек, занимающийся астрологией (астролог).
  • Специалист по астронавтике или (2) в некоторых зарубежных терминологиях: то же, что космонавт (астронавт).
  • Небесное тело, вдали от Солнца имеющее вид туманного светящегося пятна, а с приближением к солнцу обнаруживающее яркую голову и хвост (комета).
  • Малая планета, имеющая диаметр от 1 до 1000 км (астероид).
  • 1.Всё мироздание, весь мир. 2. Вся земля, все страны (вселенная).
  • Гигантская звездная система. Н-р: та, к к-й принадлежит Солнце (галактика).

4. Выступления учащихся: (показываются слайды – снимки планет).

Меркурий

Самая близкая к Солнцу планета – это Меркурий, наименьшая из планет земной группы. Её диаметр равен 4880 км, т.е. примерно 1/3 земного диаметра, масса в 20 раз меньше массы Земли. Фотографии Меркурия были получены в 1974 году американской межпланетной станцией “Маринер-10”. Они показали сходство планеты с Луной. Обилие мелких и крупных кратеров, иногда со светлыми лучами и центральными горками, долины, борозды, разломы, холмы и горные хребты с вершинами гор до 4 км – такова поверхность Меркурия. Крупным кратерам по международному соглашению присвоены имена выдающихся людей Земли. Близость к Солнцу привела к тому, что дневная температура этой планеты достигает почти 500, а ночью поверхность Меркурия охлаждается до - 180.

Венера

Венера является волшебницей небесного свода, она ярче самой яркой из звезд. Её можно увидеть даже невооруженным глазом при дневном свете.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов в 1761 году, наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, открыл, что она окружена мощной атмосферой, которая скрывает от нас поверхность планеты.

Позднее в результате исследований было установлено, что атмосфера Венеры состоит в основном из углекислого газа (96%). Она плотнее атмосферы Земли почти в 60 раз. Солнечные лучи проходят через это с трудом и нагревают поверхность планеты, но обратно не пропускаются углекислым газом, поэтому температура там очень высокая, достигает до 480 С.

В атмосфере Венеры дуют постоянные ветры. Поверхность планеты в основном сглажена, есть довольно высокие горы, низменности, встречаются кратеры вулканов.

Особенность этой планеты ещё в том, что она вращается не против часовой стрелки, как многие другие планеты, а по часовой стрелке. Поэтому Солнце на планете восходит на западе, а заходит на востоке.

Марс

Марс называют красной планетой, потому что она имеет цвет, напоминающий огонь. Марс меньше Земли примерно вдвое по диаметру, и в 9 раз – по массе.

На полюсах Марса можно разглядеть яркие белые пятна – это полярные снеговые шапки. Иногда на этой планете удается увидеть “синие облака”. Об их природе пока ничего не известно, но ученые полагают, что они состоят из ледяных кристалликов.

Есть многочисленные кратеры метеоритного происхождения, сильно сглаженные ветрами. Есть горы. На Марсе самая высокая гора в Солнечной системе – это гора Олимп, высота 27 км, выше нашего земного Эвереста втрое. Есть марсианские каналы.

Температура даже на экваторе в самой жаркой зоне в полдень редко поднимается выше 0, а ночью падает до минус 100. Воды на Марсе в виде жидкости нет. А полярные снеговые шапки – это вымерзшие водяные пары и углекислый газ. Часто возникают ветры, ураганы, вызывающие сильные пылевые бури. Жизни на Марсе нет.

Юпитер

По объему Юпитер больше Земли в 1310 раз, а по массе – в 318 раз.

Странных загадок на этой планете множество.

В телескоп видна сжатая у полюсов планета с заметным рядом темных и светлых полос, которые каждый год располагаются по-разному. Это не горы, а длинные ряды облаков и туч, не позволяющие увидеть поверхность планеты. Странность этой планеты в наличии знаменитого Красного Пятна – гигантского газового образования овальной формы, по размерам превышающего Земной шар.

Полный оборот вокруг своей оси Юпитер делает за 9 часов 55 минут, т.е. быстрее любой другой планеты Солнечной системы. Ещё одна загадка: утверждают, что из недр самой планеты исходит энергия и, что тени от спутников планеты – горячие.

В 1979 году было сфотографировано тонкое кольцо Юпитера. Оно всегда обращено к Земле ребром, поэтому с Земли не видно.

Сатурн

От других планет Сатурн отличается ярким кольцом, открытым в 1655 году нидерландским физиком Х.Гюйгенсом. Колец семь. Все они вращаются вокруг планеты. Ученые доказали путем расчетов, что кольца не сплошные, а состоят из множества отдельных частиц, имеющих структуру метеоритов, размерами от нескольких сантиметров до одного–двух метров, а также пыли.

Сатурн за счет энергии своих горячих недр поддерживает температуру верхних слоев около – 170 С.

Эта планета, как и другие, имеет целый ряд своих собственных загадок.

Уран

Расстояние до Солнца почти в 20 раз больше, чем от Земли. Совершает полный оборот за 84 года. Дальнейшие наблюдения показали, что Уран – особенная планета. Как и Венера, Уран вращается по часовой стрелке, но его особенность в том, что она вращается, как бы лежа на боку.

Уран имеет систему узких непрозрачных газопылевых колец, всего их насчитывают девять. Кроме колец Уран имеет 14 спутников.

Изучать Уран очень трудно.

Нептун

Одна из крупнейших планет Солнечной системы. Сильно сжат и быстро вращается (период вращения около 16 часов). Диаметр свыше 50000 км. Она так удалена от Солнца, что диск её с трудом просматривается в самые сильные телескопы. Нептун виден как звездочка. Температура на поверхности -200 – 220 С. На Нептуне есть вода. Прямыми наблюдениями её нельзя обнаружить, но расчеты показывают, что под газожидкой водородно-гелиевой оболочкой Нептуна скрыто водяное ядро.

У Нептуна имеются и спутники, и кольца.

Плутон

Планета Плутон находится в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля. По размерам она меньше Луны. Плутон открыт сравнительно недавно, в 1930 году американским астрономом Клайдом Томбо, поэтому об этой планете известно совсем мало.

При своем движении вокруг Солнца Плутон пересекает орбиту восьмой планеты – Нептуна и оказывается на некоторое время ближе к Солнцу, чем к Нептуну. В 1978 году был открыт спутник планеты – Харон. Плутон и Харон близки по размерам и массам, поэтому часто систему Плутон – Харон называют двойной планетой.

5. Работа с предложениями. Раздать карточки с сложными предложениями. Задание: внимательно прочитать предложения, расставить знаки препинания, определить вид сложного предложения (БСП, ССП, СПП), сделать схему. Выйти к доске, выполнить задание.

Предложения.

  • До научных открытий люди придумывали мифы о Вселенной, но всегда стремились разгадать её загадки (ССП).
  • Марс называют красной планетой, потому что она имеет цвет, напоминающий огонь (СПП).
  • Вокруг нас много загадок, на которые ученые упорно ищут ответы (СПП).
  • Солнце находится не в центре эллипса, а в особой точке, называемой фокусом (ССП).
  • Проходили века, люди наблюдали за различными небесными явлениями, приходили к определенным современным пониманиям мира (БСП).
  • Метеориты, найденные в разных местах, представляют большую ценность для науки; они являются неземными телами (БСП).

6. Загадки космоса. Если посмотреть на вечернее небо, то нам кажется, что там ничего интересного нет: холодные звезды и темная даль. Но там, оказывается, бывают разные красивые виды. Давайте просто посмотрим эти картины Вселенной (просмотр слайдов).

7. Собери текст. Даются отдельные предложения, из которых должны собрать текст (по типу задания А1 – ЕГЭ). Три задания, работают в парах:

В. Самый крупный железный метеорит найден в Африке на территории Намибии в 1920 году, его масса – 60 тонн.

D. Он имеет форму плиты толщиной около 1 м., размер 3?3 м.

А. Вся огромная кинетическая энергия метеорита превращается в теплоту.

С. Отсюда возникает сильнейший взрыв, на месте которого образуется кратер.

В. Астрономы обнаружили, что почти все галактики во Вселенной разбегаются друг от друга.

D. Нашли этому явлению только одно объяснение: расширение Вселенной.

А. Но одного расширения мало.

С. Вселенная должна иметь к тому же определенную форму.

В. В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг большего по размерам тела и удерживается силой его притяжения.

А. Луна – спутник Земли.

D. Земля – спутник Солнца.

С. Все планеты Солнечной системы, за исключением Меркурия и Венеры, имеют спутники.

8. Описание картин. Работают в парах. Задание: написать описание данного вида. Прежде, чем начать вспоминаем языковые средства: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (дается 5-7 мин.).

9. Блицопрос (закрепление).

  • Самая дальняя планета Солнечной системы (Плутон).
  • Самая большая по размеру планета (Юпитер).
  • Планета, отличающаяся ярким кольцом (Сатурн).
  • Планета с семнадцатью спутниками (Сатурн).
  • Планета, которую называют “красной” (Марс).
  • Планета, на которой, возможно, есть вода (Нептун).
  • Планета с двумя спутниками (Марс).

10. Домашнее задание: сочинение-описание “Наша галактика”.

11. Рефлексия.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Что особенно понравилось или запомнилось?
  • Трудно или легко сделать описание увиденного?
  • Заинтересовались ли видами.

12. Итог урока, оценки.

До научных открытий люди придумывали мифы о Вселенной но всегда стремились разгадать её загадки.

Марс называют красной планетой потому что она имеет цвет напоминающий огонь.

Вокруг нас много загадок на которые ученые упорно ищут ответы.

Солнце находится не в центре эллипса а в особой точке называемой фокусом.

Проходили века люди наблюдали за различными небесными явлениями приходили к определенным современным пониманиям мира.

Метеориты найденные в разных местах представляют большую ценность для науки они являются неземными телами.

А. Вся огромная кинетическая энергия метеорита превращается в теплоту.

В. Самый крупный железный метеорит найден в Африке на территории Намибии в 1920 году, его масса – 60 тонн.

С. Отсюда возникает сильнейший взрыв, на месте которого образуется кратер.

D. Он имеет форму плиты толщиной около 1 м, размер 3x3 м.

 

А. Но одного расширения мало.

В. Астрономы обнаружили, что почти все галактики во Вселенной разбегаются друг от друга.

С. Вселенная должна иметь к тому же определенную форму.

D. Нашли этому явлению только одно объяснение: расширение Вселенной.

 

А. Луна – спутник Земли.

В. В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг большего по размерам тела и удерживается силой его притяжения.

С. Все планеты Солнечной системы, за исключением Меркурия и Венеры, имеют спутники.

D. Земля – спутник Солнца.

Приложение