Творческая предметная деятельность младших школьников

Разделы: Начальная школа


Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способностей учащихся при работе с текстом. Важнейшим приоритетом начального образования становится формирование общих учебных умений и навыков уровень освоения, которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Рассмотрим некоторые виды формирования познавательного интереса.

Дети с огромным увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов, которые любят составлять. При работе с тестами, активизируется ориентировочный рефлекс.

Рассмотрим работу с тестами на уроках русского языка.

Обучаю работе с тестами поэтапно:

1) Задания свободного изложения характеризуются отсутствием ограничений в ответах в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения.

Впиши верный ответ:

Окончание – это часть слова, которая служит для ...

Имя существительное – это ...

2) Задания дополнения накладывают ограничения на ответы учащихся и предполагают один вероятный вариант ответа, который необходимо вписать в форме (слова-ответа, символа, либо знака).

  1. Вставить необходимое слово: Часть слова стоящая перед корнем называется ...
  2. Дополни предложение ...
  3. Переходим к текстовым заданиям, нахождение верного варианта ответа по тестам:

Работа с кроссвордами, с загадками провожу по плану:

  1. Определение темы.
  2. Анализ этапов работы.
  3. Обоснование выбора.
  4. Анализ образцов.
  5. Составление.
  6. Защита (одна группа представляет, другая отвечает, вносят свои предложения).
  7. Подведение итогов.

Проблема развития речи всегда находилась и находится в центре внимания.

Всё более очевидной становится необходимость включения в работу по развитию речи учащихся это создание собственного текста, ребенок будет опираться на активную работу воображения, осуществляется в ситуации фантазирования посредством такого близкого учащимся начальной школы жанра, как сказки, а для их составления работаем сначала по таблице.

Этапы, задачи и предполагаемый результат.

Этапы Задачи Результат
Подготовительный этап Провести работу, направленную на формирование навыка составления текста. Включение детей в атмосферу сочинения, знакомство с основными типами упражнений.

1 этап

Научить детей определять среди различных литературных жанров сказку, выделять основные компоненты сказки. Вычленение в своей первой сказке следующих составляющих:
  • положительные герои;
  • отрицательные герои;
  • волшебные предметы;
  • сказочные действия;
  • сказочных места;
  • наличие трудных задач;
  • сказочное время;
  • сказочное превращение.
2 этап Составление своих сказок на основе уже существующих. Умение продолжить любой текст (в нашем случае сказку) в заданном ключе, соблюдая композиционные требования.
3 этап – эвристический Знакомство детей с морфологией сказок, научить вычленять главные функции, сформировать умение располагать функции в сказке в зависимости от своей задумки. Составление собственного текста (сказки) по уже имеющимся функциям. Выявление следующих составляющих:
  • наличие ситуации;
  • наличие функций действующих лиц;
  • наличие элементов сказки;
  • способы включения действующих лиц;
  • атрибуты действующих лиц.
Этапы Задачи Результат
4 этап – творческий Знакомство учащихся с наличием в сказках зачинов, присказкок, концовок, различных сказочных оборотов и выражений; сочинение собственных зачинов, присказок, сказочных оборотов и выражений. Работа над лексическими и грамматическими составляющими текста (сказки). Сочинение сказки с использованием всех тех знаний, которые учащиеся получили в течение каждого года и на протяжение трех лет обучения (2 – 4 классы).

Приложение

На всех уроках я стараюсь отрабатывать саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность: расширение общекультурного кругозора учащихся, развитие качества творческих способностей.