Урок-рассуждение по чтению. М.С. Соловьев "Смерть птички"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с некоторыми страницами биографии поэта, пробудить творческий интерес к творчеству поэта.
  2. Воспитывать умение видеть красоту родной природы, воссоздать ее в своем воображении, слушая и читая стихи поэта, прививать любовь к животным, бережное отношение к ним.

Оборудование:

  • тексты Л.Н. Толстого «Птичка»;
  • кроссворд, надписи на плакате и на доске;
  • конкурс рисунков, музыка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

Сели красиво. Настроились на работу.

На сегодняшнем уроке мы поговорим о нашем отношении к природе, к животным, всему окружающему. Будем рассуждать, мыслить.

Начнём урок с проверки домашнего задания.

Ученики: На прошлом уроке мы познакомились с произведением Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

II. Актуализация знаний.

Учитель: Что было задано на дом?

Ученики: Нарисовать иллюстрацию к особо понравившемуся отрывку. Описать, подтвердить словами текста.

Учитель: Посмотрим, каким человеком вы в своих рисунках показали Дедушку Мазая.

Как относиться к природе и ко всему окружающему?

Составим характеристику Дедушки Мазая по рисункам, каким вы его постарались показать?

Ученики: Очень добрый человек, знающий повадки животных, любящий природу, заботливый.

Учитель: Может ли человек быть только хорошим или только плохим?

Ученики: Люди есть добрые, честные, а бывают жестокие. Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и плохое.

Учитель: В каждом человеке есть две половинки: белая и чёрная, важно только, какую человек открывает в себе больше. Обратимся к словам Агнии Львовны Бар-то, которые берём девизом нашего урока:

«Я сорвал цветок, он завял, я поймал жука, и он умер у меня на ладони, я посадил птицу в клетку, и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.»

III. Постановка учебной задачи. Чтение текста Л.Н. Толстого «Птичка» по ролям.

Учитель: Давайте продолжим это высказывание и обратимся к произведению Л.Н. Толстого «Птичка». Приготовились читать по ролям.

IV. Первичное закрепление. Ответы и вопросы по произведению.

Учитель: Я считаю, что Серёжа, поймав чижа, прикоснулся сердцем к красоте живой природы. Права ли я?

Ученики: Нет. Он мучил чижа. Он не думал, что чижу будет плохо.

Учитель: Когда Серёжа мог ощутить истинную радость от общения с чижом, когда тот был на свободе или в неволе?

Ученики: Когда чиж был на свободе.

Учитель: Как вы думаете, задавал ли мальчик себе вопросы: что он делает? Зачем?

Ученики: Когда поймал чижа – нет. А потом было поздно. Но он извлёк из этой истории урок и больше так поступать не будет.

Учитель: Мальчик, поймав птичку, явился виновником его гибели. Он достоин осуждения и наказания. И он наказан. В какой-то момент его черная половина выбралась наружу, но мальчик нашёл в себе силы исправиться.

Учитель: А какие хорошие поступки вы совершали по отношению к животным и птицам? Опишите устно.

V. Поиск решения учебной задачи.

1. Рассказы детей.

Учитель: Дети, вы почувствовали доброту наших ребят. Вы не бросаете несчастных животных и птиц. А какие прекрасные кормушки для птиц построили. Молодцы, вы действительно любите животных!

А теперь покажем, как вы прикасаетесь к красоте природы сердцем.

2. Физкультурная минутка.

Ветер подул – У-У-У (все дуют).
Кусты низко нагнул (наклоняются).
Листья запорхали (машут руками).
Как бабочки на карнавале (кружатся.

3. Объяснение нового материала.

Учитель: Прикасаться к красоте природы сердцем мы можем ежедневно. Человек, любящий природу, как правило, уважает, понимает людей и приходит на помощь в трудную минуту.

Сегодня мы познакомимся с творчеством необыкновенного русского поэта. Его фамилию мы узнаем, правильно разгадав кроссворд. Мы много говорили про характер человека, а теперь обобщим это. Охарактеризуйте две половинки: чёрную и белую.

4. Кроссворд.

Учитель: Как вы считаете, какую половинку пишем в кроссворде?

Ученики: Белую.

Учитель: Почему?

Ученики: Это птица, она приносит только радость, счастье – Голубь.

Учитель: Слушаем:

Трусливый — Смелый
Плохой — Хороший
Бесполезный — Полезный
Злой —Добрый
Несправедливый — Справедливый
Слабый —Сильный
Грустный — Весёлый
Грубый —Вежливый

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением человека, который известен, как учёный и как поэт. Это Сергей Михайлович Соловьёв. В его роду были известные всей России учёные. Пытливым умом отличался и сам Сергей Соловьёв. С юности размышлял он над тем, что такое добро, что такое истина, что такое жизнь и смерть. Об этом он часто пишет в своих стихах. Стихотворение «Смерть птички», которое мы с вами будем читать, из числа этих произведений. Прежде, чем мы начнём слушать стихотворение, выясним значение некоторых слов и выражений.

5. Словарная работа.

Учитель: Послушайте стихотворение и постарайтесь понять, что волнует и тревожит поэта.

6. Чтение учителем стихотворения.

Учитель: Что волнует и тревожит поэта?

(Ответы учащихся.)

Учитель: Какие чувства вызвало это произведение?

Ученики: Грустные.

Учитель: Переход от жизни к смерти любого существа – это загадка природы. Смерть неизвестна, но смириться с этим трудно, кто бы, ни уходил из жизни – птица или человек. Грустит о смерти птички лирический герой.

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Учитель: Найдите строки, где описывается, какой была природа, в момент смерти птички (прочитать).

Ученики: Да, природа тоже тоскует, переживает о смерти птички.

Учитель: Что говорит о том, что рассказчика утешает красота природы.

Ученики: Последние строки.

Учитель: А сейчас послушаем, как вы сможете передать чувства поэта при чтении.

Вы хорошо прочитали. Но хотя в стихотворении говорится о смерти птички, но ведь жизнь-то продолжается. Какие строки говорят об этом?

VII. Включение нового.

1. Творчество детей.

Учитель: Ребята, у нас в классе тоже есть начинающие поэты. Давайте их послушаем.

(Дети читают свои стихи.)

2. Итог урока.

Учитель: Чем занимались на уроке?

Ученики: Рассуждали, выражали свои мысли о природе.

3. Оценки. Домашнее задание.

Учитель: Ну, а чтобы не было грустно, после чтения стихотворения, заканчивая урок, я хочу всем пожелать мира над головой, чтобы вас окружали люди, у которых преобладает белая половина, и над вами щебетали птицы, ведь они приносят нам только радость и делают нашу жизнь светлее и ярче!