Обобщающий урок по теме "Решение комбинаторных задач". 10-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Цели: (Слайд №2)

– обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по решению задач комбинаторного типа;

– научить различать перестановки, размещения и сочетания;

– развивать внимание, логическое мышление, творческую активность,

– самостоятельность, культуру поведения и культуру речи.

Оборудование: формулы, устные задачи на слайдах, подборка задач (раздаточный материал), тесты, доска, мел, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Разминка.
  3. Решение задач.
  4. Тест.

Итоги урока.

"Мудрость не дана человеку от рождения: она приобретается учением!"

Н.И. Лобачевский

(Слайд №3)

1. Организационный момент. (Слайд № 4 и №5)

Данный урок является заключительным по теме: "Перестановки, размещения и сочетания", поэтому на уроке мы должны обобщить наши знания и умения по решению задач комбинаторного типа; научиться различать перестановки, размещения, сочетания. Для этого необходимо вспомнить определения и формулы. В конце урока вы будете выполнять тестовое задание и, соответственно, каждый из вас получит оценку.

Итак, начнем с проверки домашнего задания (три ученика записывают у доски). С классом проводится фронтальный опрос.

– Что называется перестановкой?

– Какие бывают перестановки?

– Что называют размещением?

– Какие бывают размещения?

– Что называют сочетанием?

На доске вы видите формулы. Какая группа формул соответствует перестановкам, размещениям, сочетаниям?

Теперь проверим выполнение домашнего задания.

2. Разминка. (Слайд № 6).

Задачи предлагаются вниманию учащихся на слайдах.

1. Вычислите а) : ( 50)

б) ( 20)

2. Сколько четырехзначных чисел можно записать из цифр 1; 2; 3; 4; 5?

а) без повторения: ( = 120)

б) с повторением: ( = 54 = 625)

3. На окружности отметили 5 точек: A; B; C; D и Е. Сколько получится отрезков, если соединить каждую точку с каждой? ( = 10)

4. Сколькими различными способами можно распределить между 6 лицами две различные путевки в санаторий? ( = 30)

5. Сколькими способами можно распределить две одинаковые путевки между 5 лицами? ( = 10)

3. Решение задач. (Слайд № 7).

У вас на партах лежат задания (приложение), которые мы будем решать, но не все, а только под номерами 4; 5; 10; 12; 15. (Для желающих на отдельную оценку: 7; 14)

Номер 4.

Сколько слов можно получить, переставляя буквы в слове "математика"?

– К какому типу относится эта задача? (к перестановкам)

– Каким перестановкам? (с повторением)

– Почему? (буквы повторяются)

– Какую формулу применим?

Номер 5.(Слайд № 8).

Сколько различных слов, каждое их которых состоит из 6 букв, можно составить из букв слова "прямая"?

– К какому типу относится эта задача? (к перестановкам)

– Каким перестановкам? (без повторения)

– Какую формулу применим?

Номер 10. (Слайд № 9).

10 друзей послали праздничные открытки друг другу так, что каждый из них послал 5 открыток. Докажите, что найдутся двое, которые пошлют открытки друг другу.

– Сколько открыток было послано 10 друзьям? 10*5=50

– Сколько открыток могло быть послано, если бы каждый поздравил каждого? 10*9=90

– Сколько открыток приходится на одну пару друзей? по 2

– Сколько открыток послано, если на одну пару друзей приходится 1 открытка? 90:2=45

Значит, найдется пара друзей, которые пошлют открытки друг другу.

Оформите доказательство в тетрадях (один ученик у доски)

Номер 12. (Слайд № 10).

В классе 30 учащихся. Сколькими способами можно:

А) назначить двух дежурных? = 435

Б) выбрать 28 человек для участия в осеннем кроссе? = = 435

Номер 15.

В профком избрано 9 человек. Из них надо выбрать председателя, его заместителя, секретаря и культорга. Сколькими способами это можно сделать?

= 3024

Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр.25 №11; стр.27 №3(а), 4(а); стр.30 №10(б).

4. Тест. (Слайд № 11).

Учащиеся 1 парт быстро раздают тестовые задания.

На листочках подпишите свою фамилию. Впишите решение, ответ обведите. В ответе исправлений не должно быть. Задание рассчитано на 5 минут.

Вариант 1.

1. Сколькими способами 6 человек могут сесть на 6 стульев?

Ответ: А. 720; Б. 120; В. 250.

2. Сколько существует трехзначных чисел, составленных из цифр 3, 5, 7, 9?

Ответ: А. 60; Б. 64; В. 74.

3. Сколькими способами можно выбрать 4 марки из 10 марок?

Ответ: А. 200; Б. 252; В. 210.

Вариант 2.

1. Сколькими способами 6 различных книг можно поставить на книжную полку?

Ответ: А. 120; Б. 250; В. 720.

2. Сколько существует трехзначных чисел, составленных из цифр 2, 4, 6, 8?

Ответ: А. 74; Б. 64; В. 60.

3. Сколькими способами можно выбрать 5 открыток из 11 открыток?

Ответ: А. 252; Б. 210; В. 200.

Ответы к тесту. (Слайд № 12).

Вариант №1: А; Б; В.

Вариант №2: В; Б; А.

Итоги урока. Проверим тест. Передайте свой тест соседу по парте. Ответы вы видите на слайдах. Поставьте оценки. Оценку “5” ставим, если сделаны все задания; “4” – допущена 1 ошибка; “3” – допущены две ошибки; иначе “2”. Похвалить учеников за хорошее написание теста, выставить оценки за урок. Урок окончен.

Приложение. (Слайд № 13 и № 14).